Interested Article - Старообрядческая икона

Иоанн Креститель

Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы . Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия , а как раз государственная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, начиная со второй половины XVII века старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи.

Сюжетные особенности

Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких , Варлаама Хутынского , Александра Ошевенского , Сергия Радонежского

Обилие надписей на полях — характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами . Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы» . В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

Школы старообрядческой иконы

Никола Отвратный (Ветковская школа)
  • Ветковская икона . Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке , практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая — 2-2,5-3 см. Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки : цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта - подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией .
Святая Мудрость (Невьянская школа)
  • Невьянская икона . Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности, очевидно, с 1720—1730-х гг., когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал из центра России (из Тулы ) и с Поморья (из Олонца ), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги , Керженца и из районов, пограничных с Польшей Ветки и из Стародубья ) новые массы старообрядцев. Сплачивающая роль принадлежала часовенному согласию приемлющих священство старообрядцев-поповцев. Центром старообрядцев Урала стал город Невьянск . Отличительные черты Невьянской иконы: удлинённые пропорции и сплошное золочение . В настоящее время предпринимается попытка возрождения школы невьянской иконы .
  • (с тундровым позёмом).
  • .
  • Сибирская икона .

Известно о мироточении старообрядческих икон .

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 августа 2012. 18 октября 2013 года.
  2. . Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 18 октября 2013 года.
  3. . Дата обращения: 5 августа 2012. 10 июня 2012 года.
  4. . Дата обращения: 5 августа 2012. 19 января 2013 года.
  5. Дата обращения: 3 ноября 2016. 11 октября 2021 года.
  6. . Дата обращения: 5 августа 2012. 22 октября 2012 года.
  7. . Дата обращения: 5 августа 2012. 18 октября 2013 года.
  8. . Дата обращения: 5 августа 2012. 5 июня 2012 года.
  9. . Дата обращения: 5 августа 2012. 5 июня 2012 года.
  10. от 27 августа 2017 на Wayback Machine ISSN 2227-8788
  11. . Дата обращения: 5 августа 2012. 17 октября 2013 года.
  12. . Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 6 сентября 2013 года.
  13. . Дата обращения: 5 августа 2012. 18 октября 2013 года.
  14. . Дата обращения: 5 августа 2012. 5 июня 2012 года.
  15. . Дата обращения: 8 августа 2012. 23 декабря 2010 года.
  16. . Дата обращения: 8 августа 2012. 24 сентября 2015 года.
  17. . Дата обращения: 8 августа 2012. 8 августа 2012 года.
  18. . Дата обращения: 7 августа 2012. 17 октября 2013 года.

Исследования

  • Быкова Е. В. . Спб, 2006. — Дисс. на соиск. ученой ст. кандидата искусствоведения по спец. — 17.00.04.
  • Лазарев С. Е. , Курдюмов О. Г. Церковный раскол XVII века в произведениях русской живописи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология». 2015. № 19 (216). Выпуск 36. С. 77–83.

Ссылки

Источник —

Same as Старообрядческая икона