Interested Article - Шкловский идол

Шкловский идол ( белор. Шклоўскі ідал; шклоўскі балван ) — скульптура , изображающая языческое божество, найденная в 1963 году около белорусского города Шклов . Хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь в Минске .

Открытие

Идол был найден мальчиками из деревни на берегу реки в урочище Кукушкин ров ( белор. Зязюлін роў ). Взрослые выкопали скульптуру, дав ей шутливое название «олух» ( белор. «ёлуп» ) . Скульптура была перевезена в Минск археологом Леонидом Давыдовичем Поболем . При транспортировке в кузове грузовика идол получил повреждения: был сильно потёрт, его лицо оказалось немного стёсанным .

Описание

Шкловский идол изображает верхнюю часть мужского тела, обтёсанную в виде столба цилиндрической формы, нижняя честь которого имеет форму постамента. Фигура высечена из песчаника , составляет в высоту 1,2 метра и весит около 250 килограммов . Идол имеет лицо с рядом индивидуальных черт: четко прослеживаются глаза, по-видимому, закрытые, рот и усы. Сама фигура несомненно имеет фаллические очертания . На обозрение научному сообществу идол впервые был представлен в публикации Георгия Васильевича Штыхова .

Проблемы атрибуции

Обзор основных теорий, касающихся идола, был хорошо отражён в докладе Забашты . Проблемы с атрибуцией , то есть определением времени его создания и этнокультурной принадлежности населения, которое ему поклонялось , вызваны отсутствием у находки подходящих для атрибуции признаков. По широко распространённой версии, выдвинутой Г. В. Штыховым, идол относится к X веку, по другим — к VІ—Х, VІ—VII или VІ—XIII векам. Все версии являются гипотетическими и не имеют надёжного обоснования. Ещё одну версию предложил Забашта, который на основании датировок археологических памятников в окрестностях находки и похожих языческих идолов сделал вывод, что скульптура относится к XII—XIII векам .

Забашта склоняется к версии, что идол оставило славянское население , , но вместе с тем отмечает сходство скульптуры с так называемыми балтскими идолами из Риги и столбоподобными идолами из святилищ, обнаруженных в Смоленской области .

Также невозможно соотнести идол с определённым божеством, но, опираясь на косвенные данные, как, например, закрытые глаза идола, можно предположить о его принадлежности к хтоническому миру умерших предков. Фаллическая форма может свидетельствовать об отношении функции божества к плодовитости и плодородию.

Примечания

  1. Дата обращения: 31 мая 2016. 5 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 8 февраля 2023. 8 февраля 2023 года.
  3. Дучыц Л. У. Звесткі аб язычніцкіх ідалах на тэрыторыі Беларусі. С. 88.
  4. Штыхов Г. В. Интересная находка // Искусство. 1964. № 4
  5. Забашта Р. До питання атрибуциi Шкловського ідола // Гісторыя Беларусі: жалезны і век і сярэднявечча. Мінск, 1977. С. 21-24.
  6. Забашта Р. До питання атрибуциi Шкловського ідола // Гісторыя Беларусі: жалезны і век і сярэднявечча. Мінск, 1977. С. 22-23.
  7. Забашта Р. До питання атрибуциi Шкловського iдола // Гісторыя Беларусі: жалезны і век і сярэднявечча. Мінск, 1977. С. 25.
  8. Забашта Р. Язичницька монументальна скульптура Білорусiï (Контекстуальнi паралелi й зближення). С. 34

Литература

  • Штыхов Г. Интересная находка. // Искусство. № 4. 1964.
  • Шклоўскі ідал // Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. ХІ. Мінск. 1974. С. 330—331.
  • Шклоўскі ідал // Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мінск. 1993. С. 653.
  • Штыхаў Г. Шклоўскі ідал. // Энцыклапедыя Гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т.6. Кн. II. Мінск. 2003. С. 207.
  • Штыхаў Г. В. Шклоўскі ідал. // Беларуская энцыклапедыя ў 18 тамах. Т. 17. Мінск. 2003. С. 426.
  • Герасімаў В. Шклоўскі ідал. // Герасімаў В. Выбраныя творы. Койданава. 2010. С. 5-6.
Источник —

Same as Шкловский идол