Погреба́льная ма́ска
— изделие
декоративно-прикладного искусства
, иногда из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины; у
алеутов
— из
китового уса
), которую в некоторых культурах клали при захоронении на
лицо
покойника перед погребением.
Следует отличать от
посмертной маски
, которая является слепком с лица усопшего и остается в мире живых в мемориальном качестве; вдобавок, в отличие от подобного слепка,
портретное
сходство в погребальной маске либо не обязательно, либо невозможно для достижения.
Этот обычай был связан с культом предков и представлением о
загробной жизни
. В Древнем Египте, как известно по письменным источникам, маска служила для сохранения изображения умершего — обиталища или условия жизни его души. Маски находят не только в погребениях: судя по всему, например, в Сибири, они применялись в погребальных обрядах (обрядовые маски), затем кидались об землю, разбивались или сжигались.
Во многих случаях эти маски индивидуальны и портретны; их изучение позволяет установить, в частности, физический тип населения соответствующего времени.
Вариантом является создание гипсом или глиной рельефа лица на черепе покойного — это называется «череп-маска»
.
Фаюмский портрет
— редкий пример не скульптурной, а живописной погребальной маски
остров
(IV в. до н. э.)
Таштыкская культура
(Южная Сибирь, I—IV в. н. э.), вообще Сибирь в конце I тыс. до н. э. — VII—VIII века н. э. Эти маски раскрашивались геометрическими узорами, поэтому исследователи предполагают, что эти узоры — имитация татуировок на лице усопшего
.