Ямвлих (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́мвлих ( др.-греч. Ἰάμβλιχος , / 280 — 325 / 330 ) — античный философ- неоплатоник , ученик Порфирия , глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее .
Единственным источником биографических данных о Ямвлихе служит сочинение «Жизни философов и софистов» Евнапия Сардского . По происхождению сириец, родился в Халкиде . Греческое имя «Ямвлих» происходит от сирийского или арамейского ya-mliku «он — царь» и восходит к семье жрецов-правителей Эмесы . Ямвлих был учеником Анатолия (ученик Порфирия ), позже учился в Риме у самого Порфирия. После возвращения в Сирию основал собственную школу в Апамее . Изучал труды пифагорейцев, Платона , Аристотеля , особое внимания уделяя его сочинениям по логике. Продолжал руководить своей школой до самой смерти .
Ученики обращались к Ямвлиху с обращением «Божественный учитель». О нём ходили легенды, что он был способен к левитации на высоту до 10 локтей (5 метров), во время которой тело и одежда его наполнялись златовидным сиянием .
Особенностью учения Ямвлиха является сочетание платонизма с элементами пифагореизма , мистикой халдейских оракулов и языческими культами. Также Ямвлих занимался астрологией , магией , гаданием и практиками экстатического восхождения в «сверхчувственные сферы».
Ямвлих комментировал труды Платона в эзотерическом духе, чем оказал большое влияние на развитие оккультизма ; повлиял на Пико делла Мирандола , христианских каббалистов и др. При этом Ямвлих отмечал разницу не только между эзотеризмом и религией , но и между эзотеризмом и философией : «об эзотеризме надо мыслить эзотерически, о философии — по-философски».
Большое историко-философское значение имеет у Ямвлиха метод комментирования диалогов Платона (трактовка во всех аспектах — этическом , логическом , космологическом , физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии и последовательность изучения диалогов, вплоть до флорентийской платоновской Академии. Т. н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла.
Первый цикл:
Второй цикл (высший):
После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.
Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп , Феодор Асинский , Эдесий , относящиеся к Пергамской школе неоплатонизма. Влияние Ямвлиха также испытали римский император Юлиан II Отступник , который ставил его на второе место после Платона , философ-неоплатоник Прокл Диадох , через которого идеи Ямвлиха воспринял Псевдо-Дионисий Ареопагит , и Афинская школа неоплатонизма в целом. От Ямвлиха также берёт начало схоластическая традиция неоплатонизма, которая переходит в труды византийских авторов, таких как Михаил Пселл , а позже и в западную философию.
Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина : Единого, Ума и Души . У Ямвлиха эти категории ещё более дифференцируются и оформляются терминологически.
Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них — как у самого Плотина — выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй гипотезой «Парменида»)
В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие — жизнь — ум, то есть мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о. в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»).
Душа причастна уму в меру своей ра́зумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада . Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода (который теоретически обосновывал Плотин).
Такая разработка — только начало дальнейшего различения, которое принимает вид строго триадического построения. Здесь у Ямвлиха уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластичность, схематизм, проникающие даже в наиболее «диалектические» его построения, которые имеют выраженный мистический характер.
Согласно его учению, и «чистые умы» и «душа» — надмировые боги. Ниже таких располагаются в космосе небесные боги. Они «водительствуют» по отношению к 12 мировым сферам — земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. При этом число богов всё увеличивается; так как 12 небесных богов также образуют триады, то их оказывается всего 36 и после умножения на 10 их число достигает 360, по количеству дней древнего года (положенных в основу деления круга на 360 градусов). Таким следуют поднебесные «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов.
В своей практической философии Ямвлих также проводит линию восстановления языческой религии . Он стремится восстановить все её верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все предзнаменования и молитвы. Такой тенденции посвящена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними.
Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими ступенями. Высшая — добродетель абсолютного единения с богами. Задача Ямвлиха — постигнуть суть теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих религиозных областей.
Ямвлих провозгласил догмат «всеобщего согласия тайновидящих всех времён и народов». Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели, поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую жизненно необходимо понять и верно истолковать, чтобы убедиться в её единстве.
О жизни Пифагора:
Теологумены арифметики :
Другие сочинения:
Фрагменты:
Библиография
Афонасин Е. В. // ΣΧΟΛΗ 4.2 (2010) 256—259