Ролан де Ла Платьер, Жан Мари
- 1 year ago
- 0
- 0
Рола́н Эми́ль Мунье́ ( фр. Roland Émile Mousnier ; 7 сентября 1907 , Париж — 8 февраля 1993 , , близ Парижа) — французский историк раннего современного периода во Франции, занимался сравнительными исследованиями различных цивилизаций. Профессор Сорбонны (1955—1977) , член Академии моральных и политических наук (1977) , членкор Британской академии (1971) .
Получил образование в Практической школе высших исследований . С 1932 по 1947 год работал школьным учителем в Руане и Париже. Во время Второй мировой войны был участником французского Сопротивления . После преподавал в (1947—1955) и в Сорбонне (1955—1977) . Будучи глубоко заинтересованным в социальной истории , Мунье отправился в Соединенные Штаты, чтобы изучать социологию и антропологию .
Один из немногих послевоенных французских историков, являвшихся противником школы «Анналов» и марксистских взглядов на историю. Как правый римский католик, Мунье вел известный спор с советским марксистским историком Борисом Поршневым — о том, были ли крестьянские восстания во Франции 17-го века отражением классовой борьбы или нет . Мунье отрицал, что в то время во Франции было много идей о классе. По мнению Мунье, социальные классы не являлись важным фактором во французском обществе до 18-го века, до прихода более ориентированной на рынок экономики .
Наиболее претендующим на известность тезисом Мунье было то, что ранняя современная Франция была «обществом порядков». По мнению Мунье, люди с 15-го по 18-й век гораздо более почитали честь, статус и социальный престиж, нежели богатство. Таким образом, общество было разделено по вертикали по социальным категориям, а не по классу по горизонтали.
Как отмечает проф. Ревекка Фрумкина , «Мунье, опираясь на нотариальные брачные контракты, показал, что положение той или иной группы лиц на социальной лестнице определялось не столько доходом, сколько престижем. Последний же зависел от социальных функций, которые общество в целом отводило данной социальной группе, а также от оценок других социальных агентов — например, от того, кто считается “ровней” с точки зрения возможных брачных уз» .
Мунье всю свою жизнь изучал элиту французского общества. На его взгляд, разница между землевладельческим « » и бюрократическим « дворянством мантии » была важнее различия между дворянством и крестьянством. Одна из самых известных книг Мунье, «Убийство Генриха IV» (« The Assassination of Henry IV » ), исследовала мнения и почву под социальным контекстом в 1610 году во Франции, где католический фанатик по имени Франсуа Равальяк убил короля Генриха IV . Мунье пришел к выводу, что во Франции было множество «потенциальных равальяков», которые искали шанс убить короля .
В 1953 году появилась, как отмечает С. А. Нефёдов , капитальная работа Р. Мунье "XVI и XVII века. Прогресс европейской цивилизации и упадок Востока (1492-1715)". В ней Мунье указал на демографическую природу вековых тенденций, а характерной чертой работы Мунье, как указывает Нефёдов, является установление зависимости между экономическими и социальными процессами. Мунье показал, «как падение уровня жизни приводит к восстаниям, внутренним и внешним войнам - к так называемому " ". Главная мысль Мунье заключается в том, что спасителем от всех бед, принесенных кризисом, является абсолютная монархия ». Абсолютизм изображается им «как носитель централизации, национального единства, народности, принципа эгалитарности , как единственный последовательный защитник общегосударственных интересов» .
Мунье также опубликовал частные документы канцлера Сегье в 1964 году.
В 1969 году он выпустил книгу «Социальные иерархии» (« Social Hierarchies») , в которой рассказывалось о том, как были организованы различные цивилизации, такие как Тибет , Китай , Германия , Россия и Франция .
Павел Юрьевич Уваров рассказывал: "Р. Мунье был хорошим преподавателем, был неприятнейшим человеком, но хорошим преподавателем. И он говорил: «Преподавателя вовсе не должны любить, задача преподавателя – научить, а вовсе не снискать любовь учеников»" .
В 1934 году женился на Жанне Лекашер .