Interested Article - Бодмер, Карл

Вид за замки Враждебных братьев и церковь в Камп-Борнхофене . Холст, масло, 1830 г.
Река Фокс-Ривер близ Нью-Хармони в Индиане . Акварель, 1832 г.

Карл Бодмер нем. Karl Bodmer , после натурализации во Франции — Шарль Бодмер , фр. Charles Bodmer ( 6 февраля 1809 , Цюрих , Швейцария 30 октября 1893 , Париж ) — швейцарско-французский художник, живописец, портретист, гравер , литограф , иллюстратор, охотник и путешественник. Автор многочисленных акварелей, картин маслом, рисунков, гравюр, литографий и книжных иллюстраций этнографического, анималистического и пейзажного содержания, преимущественно посвящённых Дикому Западу США, в частности, жизни индейцев .

Биография

Ранние годы

Портрет вождя манданов Мато-топе . Акварель, 1833 г.

Иоганн Карл Бодмер родился 11 февраля 1809 года в Цюрихе и был пятым ребенком в семье торговца хлопком Генриха Бодмера и его второй жены Елизаветы Мейер . В 1815 году, в возрасте шести лет, он поступил в школу, где преподавали лишь чтение, правописание , арифметику , церковное пение и закон божий, но обучение его прервано было наполеоновскими войнами , а также вспыхнувшим в 1816 году в Европе голодом.

В возрасте тринадцати лет Карл стал учеником своего крёстного отца и дяди по матери, художника и гравера Иоганна Якоба Мейера, учившегося живописи у известного швейцарского мастера Иоганна Генриха Фюсли . Вместе со своим старшим братом Рудольфом сопровождал дядю в путешествии по Швейцарии, повсюду делая зарисовки.

В 1824 году семья Бодмеров переехала из самого Цюриха в пригород Ризбах, где приобрела собственный дом. Карл и Рудольф сняли там собственные квартиры и открыли своё дело, зарабатывая на жизнь гравировкой ведут и виньеток для цюрихского издательства «Фюсли». В 1828—1831 годах они опубликовали в различных изданиях свыше 50 цветных акватинт .

В 1828 году , женившись, Карл покинул родную Швейцарию, чтобы попытать счастья в немецком городе Кобленце ( Рейнланд-Пфальц ). Его работы привлекли внимание путешественника-натуралиста принца Максимилиана Вид-Нойвида , совершившего в 1815—1817 годах экспедицию в Бразилию .

Американская экспедиция

Вид на замок Годесбург близ Бонна и горы Зибенгебирге . Акварель, 1836 г.

В 1833—1834 годах 24-летний Карл Бодмер сопровождал принца Максимилиана в его экспедиции по реке Миссури , будучи нанят им специально для того, чтобы зарисовывать тамошние города, селения, реки, природные виды, а также внешний облик, костюмы, оружие, предметы бытовой культуры и обряды коренных народов, с оплатой 45 талеров в месяц.

Замки Штольценфельс и Ланек у слияния Рейна и Лана . Акварель, 1836 г.

Покинув 7 мая 1832 года замок Нойвид , путешественники вместе с придворным охотником и таксидермистом принца Дэвидом Дрейдоппелем отплыли 17 мая из Роттердама в Бостон , куда прибыли на День независимости 4 июля. Однако экспедицию, первоначально направившуюся через Нью-Йорк в Пенсильванию , прервали непредвиденные трудности, вызванные эпидемией холеры , свалившей принца, а также ранением, полученным самим Бодмером из-за разорвавшегося на охоте ружья. Собравшись в марте 1833 года в Сент-Луисе , штат Миссури , чтобы получить разрешение на посещение индейских территорий, исследователи изучили картографические материалы экспедиции Льюиса и Кларка (1804—1806) и навестили майора О’Фаллона в его загородном поместье, где он показал коллекцию картин американского художника-индеаниста Джорджа Кэтлина , в 1831 году совершившего путешествие вверх по Миссури до форта Юнион.

Лишь в апреле 1833 года экспедиция смогла отплыть из Сент-Луиса на пароходе «Йеллоустоун», посетив по пути многие форты и поселения, расположенные на Миссури. Добравшись в июне 1833 года до форта Юнион, путешественники оставили пароход, пересев в деревянную килевую лодку «Флора», а достигнув в сентябре форта Маккензи в штате Монтана , воспользовались для возвращения вниз по реке построенной на месте плоскодонной парусной лодкой «Mackinaw». Отправленная из форта Юнион на пароходе «Ассинибойн» обширная естественнонаучная коллекция принца позже погибла на Миссури в результате вспыхнувшего на судне пожара.

Форт-Пьер и прилегающая прерия. Литография с рис. 1839 г.

Вновь отправившись вверх по Миссури, путешественники достигли в ноябре форта Кларк в землях манданов, где пережили весьма суровую зиму, вызвавшую у принца цингу , а весной спустились вниз по реке, в мае 1834 года достигнув Сент-Луиса.

Затем на борту парохода «Метамора» они отправились в (англ.) в Индиане , а затем по реке Огайо достигли Цинциннати . Из Портсмута ( Нью-Гэмпшир ) они добрались до озера Эри и Кливленда , затем близ Буффало посетили деревню племени сенека , после чего поехали к Ниагарскому водопаду и селению тускарора . По каналу Эри они достигли Сиракуз , где познакомились с индейцами онондага и онейда . В Филадельфии и Нью-Йорке они пообщались с местными учёными, и, наконец, 16 июля 1834 года отправились морем из Нью-Йорка в Гавр , куда прибыли 8 августа, привезя с собой в клетках четырёх медведей гризли .

Воин хидатсов военного общества Люди-собаки . Акварель, 1843 г.

В ходе почти 2500-мильного путешествия Бодмер сделал более 400 зарисовок и акварельных работ , на которых изобразил представителей различных племён, включая омаха , сиу , понка , манданов , арикара , хидатса , ассинибойнов , черноногих , кроу , гровантров , кри и миссури . По заказу принца им выполнена была 81 акватинта , которыми проиллюстрирована книга «Путешествие Максимилиана Принца Вид-Нойвида во внутренние районы Северной Америки», опубликованная в 1839—1841 годах в Кобленце на немецком, а в 1843—1844 годах в Лондоне на английском языке.

В Германии

Лес Фонтенбло. Офорт , 1850 г.

После непродолжительного пребывания в замке Нойвид в конце августа 1834 года, Бодмер навестил родных в Цюрихе, где закончил семь картин на индейскую тему, которые заказал у него известный швейцарский зоолог Генрих Рудольф Шинц для своей работы «Естественная история и антропологические типы представителей разных народов, племён и рас», опубликованной в 1845 году.

Переехав впервые в Париж осенью 1835 года, он дважды, в 1847—1848 и 1851—1854 годах возвращался для работы в Германию, где приобрёл известность своими акварелями, рисунками и акватинтами с изображениями городов и пейзажей окрестностей рек Рейн , Мозель и Лан . Уже в 1836 году вышла проиллюстрированная им книга «Долина Мозеля между Кобленцем и Триром», в 1837-м — альбом «Живописные виды на Рейн и Лан», а в 1841-м — альбом «Живописные виды Мозеля» с гравюрами по его акварелям и рисункам, выполненными братом Рудольфом, а также историко-топографическое издание Хёльшера «Мозель и его ближайшие окрестности от Меца до Кобленца», с текстом Отто фон Чарновского и 32 листами гравюр Карла Бодмера. В то же время, его творчество не получило должного признания ни на родине, ни в Германии, поскольку избранный им жанр не считался классическим, а сам он высшего художественного образования не получил. Работы его подвергались критике со стороны академических кругов, в частности, директора Дюссельдорфской академии художеств Вильгельма фон Шадова , не признававшего художественную ценность копирования.

Во Франции

Дикие кабаны под дубом. Холст, масло, 1865 г.

Получив в 1843 году французское гражданство , Бодмер свёл в Париже знакомство с с художниками Жаном-Франсуа Милле и Теодором Руссо , а также писателем и драматургом Теофилем Готье . В 1844 году его удостоил аудиенции король Луи-Филипп , подаривший ему бриллиантовое кольцо с монограммой. В 1847 году он отказался от своих прав на оригинальные работы, передав их принцу Максимилиану и его семье.

Окончательно осев во Франции, Бодмер переменил своё имя на Шарль и провёл там оставшиеся годы жизни, перевезя туда из Кляйнкенигсдорфа близ Хоррема свою вторую супругу (с 1876 г. ) Анну Марию Магдалену Пфайффер (1828—1903), которая была моложе его на 19 лет и родила ему трёх сыновей.

Памятная доска на доме в Цюрихе, в котором родился Карл Бодмер

Февральская революция 1848 года и эпидемия холеры в Париже вынудила его переехать в провинциальный Барбизон , располагавшийся к юго-востоку от столицы рядом с лесом Фонтенбло . Там он быстро стал видным представителем Барбизонской школы — объединения живописцев-пейзажистов и анималистов середины XIX века. Одна из известных его работ «Лес зимой» ( фр. La Foret en Hiver ), выполненная в лесу Фонтенбло , была в 1850 году была представлена на международной выставке в Парижском салоне и в следующем году удостоена медали второго класса. Сделанные с неё многочисленные репродукции, гравюры и литографии были очень популярны в Европе во второй половине XIX века, и молодой художник- импрессионист Клод Моне создал под её влиянием свой « Дуб Бодмера » (1865).

Активно иллюстрируя различные издания, в том числе книги Готье, Лафонтена , Виктора Гюго , Жюля Жака Вейраса и , а также французские, немецкие и американские иллюстрированные журналы, он активно использовал метод цинкографии . В конце жизни увлёкся фотографией , заинтересовав ею своего старшего сына Шарля Анри (Карла Генриха).

Невзирая на всеобщее признание и коммерческий успех иллюстрировавшихся им изданий, к концу своей жизни Карл Бодмер испытывал нужду и лишения, фактически разорившись. Мучимый ревматизмом и артритом , почти оглохший и ослепший, он умер 30 октября 1893 года в Париже, будучи похоронен, согласно завещанию, на кладбище Шайи-ан-Бьер недалеко от Барбизона, рядом с могилами друзей-художников Теодора Руссо и Жана-Франсуа Милле.

Награды и заслуги

В 1855 году удостоен был медали третьего класса на Всемирной выставке в Париже , а в 1863 году — почётной медали Парижского салона. В 1876 году стал кавалером французского Ордена Почетного легиона .

Одним из первых в Европе сумел запечатлеть композиционно сложные и драматические природные пейзажи, которые являлись новинкой в Европе и Соединенных Штатах его времени. Его индейские портреты стали первыми достоверными изображениями коренных американцев и их культуры в европейской живописи, до сих пор ценящимися специалистами за свою детализацию и историко-этнографическую точность. Не меньшее значение имеют его аутентичные изображения индейского быта, праздников и интерьера жилищ, запечатлевшие практически нетронутый цивилизацией мир Дикого Запада до массового распространения фотографии.

Собрания

Одним из крупнейших хранилищ коллекций его акварелей, картин, рисунков и гравюр является (англ.) в Омахе , штат Небраска .

Немало работ, в частности, гравюр и литографий, находится в собрании Национальной галереи искусств в Вашингтоне, богатой коллекцией акватинт располагает (англ.) Университета Юты в Солт-Лейк-Сити .

Картины и акварели с видами природы и достопримечательностей Германии хранятся в (нем.) в Кобленце .

См. также

Галерея изображений

Литература

  • Maximilian zu Wied-Neuwied: Maximilian Prince of Wied’s Travels in the Interior of North America, during the years 1832—1834 . Ackermann & Comp., London 1843—1844
  • Reuben Gold Thwaites: Early Western Travels, 1748—1846 (vol. 22-25), Arthur H. Clark Compagny, Cleveland-Ohio 1906.
  • Reuben Gold Thwaites: Early Western Travels, 1748—1846 . AMS Press, New York 1966.
  • : The Portfolio , Vol. 1-2. With Illustrations by Karl Bodmer. London 1870.
  • Philip Gilbert Hamerton: Chapters on Animals. . With Twenty Illustrations by J. Veygrassat and Karl Bodmer. Boston, Roberts Brothers, 1977.
  • David C. Hunt, William J. Orr, W. H. Goetzmann (editor): Karl Bodmer’s America. Joslyn Art Museum, Omaha (Nebraska) 1984. ISBN 0803211856
  • John C. Ewers: Views of vanishing frontier. Joslyn Art Museum, Omaha (Nebraska) 1984 + 1985
  • Marsha V. Gallagher: Karl Bodmer’s eastern views. Joslyn Art Museum, Omaha (Nebraska) 1996
  • Brandon K. Ruud (editor): Karl Bodmer’s North American Prints . Joslyn Art Museum, Omaha (Nebraska) 2004. ISBN 0803213263 .
  • W. Raymond Wood, Joseph C. Porter, David C. Hunt: Karl Bodmer’s studio art: The Newberry Library Bodmer Collection. University of Illinois Press. Urbana and Chicago 2002. ISBN 0-252-02756-6
  • Henri Beraldi: Les Graveurs du XIXe Siecle. Guide de l’amateur d’estampes modernes. 2. Band, Seite 137 bis 143. Librarie L. Conquet, Paris 1885.
  • Maximilian zu Wied-Neuwied: Verzeichnis der Reptilien welche auf einer Reise im nordlichen America beobachtet wurden . , Salt Lake City ca. 2006. ISBN 1-932871-04-7 (hardback), ISBN 1-932871-03-9 (unbound).
  • Maximilian zu Wied-Neuwied: Reise in das innere Nord-Amerika in den Jahren 1832 bis 1834 , 2 vol., Koblenz, 1840-41. Reprint of L. Borowsky, Munchen, 1979.
  • Nordamerika Native Museum Zurich: Karl Bodmer. A Swiss Artist in America 1809—1893. Ein Schweizer Kunstler in Amerika. University of Chicago Press and Scheidegger & Spiess, Zurich 2009 (English and German). ISBN 978-3-85881-236-0

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (нидерл.)
  3. — 2006.
  4. Bodmer, Karl // — 2006.
  5. Orr William J. от 29 июня 2021 на Wayback Machine // American National Biography online. — February, 2000.
  6. Bhattacharya Tapan. от 29 июня 2021 на Wayback Machine // Historischen Lexikon der Schweiz . — Bd. 2. — Basel: Schwabe AG, 2003.

Ссылки

Источник —

Same as Бодмер, Карл