Барильяс Берсиан, Мануэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Никлаус Мануэль , также часто встречается Никлаус Мануэль Дойч (Дейч, Дёйч) ( нем. Niklaus Manuel Deutsch ; 1484 , Берн — 28 апреля 1530 , Берн ) — швейцарский живописец, график, поэт, памфлетист, ландскнехт и чиновник.
В его стиле живописца и резчика по дереву чувствуется влияние Ренессанса и Альбрехта Дюрера . Наряду с Гольбейном он считается самым значимым представителем Ренессанса в Швейцарии . Он создавал эскизы для ювелиров, алтари, портреты и другие полотна. Его насыщенные цветами полотна изображают в основном мифологические и библейские сцены.
Родился в 1484 г. в Берне в богатой бюргерской семье. После женитьбы на Катарине Фришинг (1509) он взял в качестве родового имени фамилию её отца, Эммануила Аллеманна, аптекаря из Кьери , Пьемонт , и сохранил немецкий перевод своего имени только в монограмме: кинжал под инициалами N.M.D.
С 1512 он является депутатом Большого совета.
1513—1520 работает в Берне как живописец.
Одновременно, в 1516—1522 участвует в итальянских походах как ландскнехт, не оставляя занятий живописью. В 1522 присоединяется к армии Альбрехта фон Штайна. После ранения руки при осаде Новары и участия в проигранной битве при Ла Бикок он окончательно возвращается в Швейцарию .
В 1523, став наместником в Эрлахе , он бросается в политические, дипломатические и конфессиональные распри и постепенно оставляет свои занятия живописью.
В 1528 он входит в Малый совет Берна .
1528—1530 гг. Последние годы жизни посвятил преимущественно политической деятельности и обязанностям выборного члена городского совета Берна .
Обучался живописи по стеклу, затем — приемам живописи и графики.
Из-за отсутствия документов, предшествующих его брачному контракту, нам ничего не известно о его художественном образовании, но, вероятно, его обучение носило самый общий характер. Около 1508 он создает первые известные нам произведения: несколько рисунков и живопись на стекле на военные сюжеты в манере Урса Графа ( Базель , Художественный музей).
По возвращении в Берн он начинает активную творческую деятельность, пишет ряд своих наиболее значимых произведений: «Святую Анну с Мадонной и младенцем» (1513-14), « Пирам и Фисба » (1513-14), «Триптих святой Анны» (святая Анна с Мадонной и младенцем (на обороте Рождество Марии)) (1515), «Триптих святых Луки и Эгилия» (1515), «Призвание апостола Петра» (1516—1518), «Отсечение главы Иоанна Крестителя» (1517), «Суд Париса » (1517-18), «Демоны, терзающие святого Антония » (1520), «Автопортрет» (на пергаменте) (1520). Произведения, созданные в 1513—1520, открывают самый плодотворный этап его короткой художественной карьеры. Изобретательный и чуткий поэт, он страдал от недостаточности своего образования и никогда не был по-настоящему независимым. Тем не менее постепенно он отходит от использования разных приемов и начинает работать в единой стилистике.
Одно из ранних произведений мастера—алтарь бернского братства святых Луки и Элигия (1515, Берн , Художественный музей). На внешних створках изображены патроны этого братства художников за работой: Лука пишет Мадонну, а Элигий занят чеканкой. Дойч выступает здесь опытным бытописателем: в подробностях он воспроизводит атмосферу, в которой работали современные ему мастера—живописцы и ремесленники. Художник строит свои композиции по ренессансному образцу: по законам перспективы он пишет интерьер, полный любопытных деталей, и располагает в нем в естественной позе человеческую фигуру. На заднем плане в открытом окне виден великолепный пейзаж, полный безмятежной поэзии. Но подобные настроения вообще редки в творчестве Дойча. Их скоро сменяют бурный драматизм и экспрессивная жесткость формы. Это связано с влиянием Бальдунга Грина, немецкого мастера, покорившего умы всех швейцарских художников этого времени.
Свои работы 1516—1520 гг. Никлаус исполнил в манере, близкой экспрессивной готике Ханса Фриса («Св. Лука, рисующий Мадонну», на обороте — «Рождество Марии», 1515, Берн , Художественный музей). Композиция, цвет, передача пространства напоминают манеру , но вместо традиционного резного декора Мануэль вводит итальянские мотивы (амуры, крылатые головы, гирлянды), становясь в некотором роде новатором.
Бесспорным шедевром художника является картина «Отсечение главы Иоанна Крестителя» (1517, Базель , музей). Картина не имеет ни дидактического, ни морализирующего смысла. Это скорее свидетельство драматического восприятия художником действительности, так как сцена трактована как современное художнику событие (об этом свидетельствуют и детали пейзажа, и, в большей степени, одежды персонажей — костюм ландскнехта на палаче и костюмы знатных немецких дам на Иродиаде и Саломее). Особой экспрессии художник добивается в изображении вечернего неба с пробивающимися сквозь тучи лучами и радугой. Световые блики как бы выхватывают из темноты детали архитектуры и пейзажа, фигуры действующих лиц. От этого сцена наполняется еще большим драматизмом и загадочностью. С трепетом зритель вглядывается в персонажей, уносящих носилки с телом Иоанна, ужас охватывает при виде фигуры палача с головой казненного в руках. Диссонансом, призванным подчеркнуть трагизм композиции, звучат фигуры двух роскошно одетых дам, стоящих рядом. Все это написано с огромным мастерством, достойным большого художника. Стихийная ночная атмосфера, пронизанная кровавыми вспышками, соответствует драматичному напряжению сцены. Мануэль достигает здесь духовности Дюрера или Грюневальда .
Как и у , пейзаж имеет огромное значение в творчестве Мануэля: сочетание реализма и фантазии в картине «Пирам и Фисба» (1513-14, Базель , Художественный музей) опоэтизировано свежестью темперы. Его пейзажи передают скорее атмосферу, чем топографию местности. Пространство, детали и даже персонажи в неловких позах нюансированы светотенью, одновременно нежной и дикой. Впрочем, неловкость художника в изображении перспективы придает его произведениям характер гобеленов, особенно поразительный в картине «Суд Париса» (1517, Базель , Художественный музей), где на декоративном плоском фоне, созданном темной листвой, выделяются светлые и цветные фигуры первого плана.
Важное место в творчестве Мануэля занимают рисунки, вдохновленные Дюрером и Бальдунгом Грином, особенно рисунки на религиозные и ренессансные темы, фигуры простых людей и солдат, пейзажи, наброски с натуры, исполненные с большой свободой и юмором, иногда напоминающие непринужденную каллиграфию Урса Графа . Из его ксилографий сохранилась только серия иллюстраций к притче «Девы разумные и неразумные» (ок. 1518, Базель , музей).
В 1523 Мануэль оставляет живопись, ликвидирует мастерскую и полностью отдается поэзии, получив известность как пылкий защитник и страстный пропагандист Реформации. Будучи ярым сторонником Реформации, он пишет в 1520-х гг. несколько пьес с резкой критикой Римской церкви. («Папа и его духовенство», карнавальная мораль, сыгранная в 1522; «О противоположности между папой и Христом»; сатира «Рихард Малис — торговец индульгенциями»).
Скорее всего, именно протестантское иконоборчество повлияло на его решение оставить живопись и стало причиной его тоски, что видно в «Жалобе бедных идолов, выдворенных из церквей и часовен и сожженных» — произведении, выражающем одно из многочисленных противоречий той эпохи насилия и поэзии, раздираемой между нравственным и эстетическим наследием готики и Ренессансом , болезненного перехода от одного времени к другому, героически воплощенного Хансом Лёем, Урсом Графом , Хансом Бальдунгом «Грином», Матиасом Грюневальдом и Никлаусом Мануэлем Дойчем.