Interested Article - Эмменеггер, Ханс
- 2020-06-06
- 1
Ханс Эммене́ггер ( нем. Hans Emmenegger ; 19 августа 1866 , Кюснахт-ам-Риги — 21 сентября 1940 , Люцерн ) — швейцарский художник, график, гравёр. Работал преимущественно в жанре пейзажа и натюрморта .
Биография
Ханс Эмменеггер родился в 1866 году в городе Кюснахт-ам-Риги (кантон Швиц ). Его отец был одним из совладельцев стекольного завода . Мать умерла, когда Хансу было восемь лет . Детство и юность Эмменеггер провёл в Литтау ; в течение года посещал гимназию в Зарнене , затем — учительскую семинарию в Отриве (кантон Фрибур ) .
С 1883 по 1884 год Эмменеггер обучался в университете прикладных наук Люцерна . Затем он продолжил обучение в Париже, где посещал Академию Жюлиана и студии Гюстава Буланже , Жюля-Жозефа Лефевра и Жана-Леона Жерома . Там он познакомился с Куно Амье , Джованни Джакометти и , которые станут его друзьями на всю жизнь .
В 1895—1896 годах учился в Мюнхене , вначале у Карла Раупа , затем у и . В числе его учителей можно также назвать Ж.-Ж. Бенжамена-Констана и .
В Мюнхене Эмменеггер знакомится с художником и в конце 1890-х гг. отправляется вместе с ним в путешествие по Алжиру и Тунису .
В 1893 году умирает отец художника и оставляет ему имение Хердшванд ( Herdschwand ) в Эммене , где тот будет жить и работать до самой своей смерти .
Зимой 1895—1896 гг. Эмменеггер проходит курс гравирования у Альберта Вельти и обучается пейзажной живописи у Бернхарда Буттерзака . В начале 1900-х, после поездки в Италию, он переживает период творческого расцвета.
Признание к художнику приходит после первых персональных выставок в Винтертуре и Золотурне в 1905 году . Он активно участвует в художественной жизни Люцерна, становится членом различных художественных организаций и председателем люцернского общества художников, поддерживает контакт с художниками — колонистами Монте Верита . Эмменеггер также принимает участие в выставках в Швейцарии, Париже и Мюнхене, в том числе в Осеннем салоне 1906 года и в весенней выставке Мюнхенского сецессиона в 1908 году . В 1913 году его картина «Проталина» ( нем. Schneeschmelze ), построенная на светотеневых контрастах и выполненная в дивизионистской технике с тенденцией к упрощению и абстрактизации форм, получила золотую медаль на XI Международной художественной выставке в Мюнхене .
Помимо живописи, у Эмменеггера были и другие серьёзные увлечения. Он коллекционировал марки, фотографии, минералы и окаменелости; был известен как крупный коллекционер искусства и филателист . Кроме того, Эмменеггер был членом .
Художник умер 21 сентября 1940 года в Люцерне.
Творчество
Ханс Эмменеггер писал в основном пейзажи и натюрморты . В его творчестве также присутствуют изображения животных, архитектурных сооружений и обнажённой натуры, портреты и картины на исторические темы .
В 1890-е годы художник находился под влиянием Арнольда Бёклина . Он изображал пустынные, безлюдные места, проникнутые духом меланхолии . В его работах этого периода присутствуют море, скалы, руины, виллы в окружении кипарисов . Однако пейзажи Эмменеггера, в отличие от пейзажей Бёклина, имеют реальные (чаще всего итальянские) прототипы, и в них отсутствует как мифологическая символика, так и философская концепция противопоставления природного и человеческого, свойственные творчеству Бёклина .
В 1900-х годах художественным ориентиром Эмменеггера становится живопись Фердинанда Ходлера . Он всё чаще пишет горы, предпочитая, однако, не живописные панорамные виды (которые, как альпинист, неоднократно мог видеть своими глазами), а необычные «сжатые» перспективы и «низкую» точку зрения . Эмменеггер изображает, по его собственному часто цитируемому выражению, «великолепно глухую, пустынную местность» ( herrlich öde, einsame Gegend ). Его, как и ранее художников- импрессионистов , интересуют постоянные изменения, происходящие в природе, игра тени и света на скалах, стенах домов, стволах деревьев . Одним из излюбленных мотивов становятся облака .
-
Пустынный берег (1902)
-
Большие облака (1903)
-
Страж в вышине (1904)
-
Последние лучи солнца на вершине Зустена
Начиная с 1910-х годов пейзажи Эмменеггера эволюционируют в сторону абстракции . Постоянными мотивами становятся заснеженные ландшафты, проталины, голые деревья с опавшими листьями. В эти же годы Эмменеггер создаёт многочисленные натюрморты с цветами и фруктами в стилистике, близкой к творчеству Феликса Валлотона . Цвет в его произведениях играет второстепенную роль по отношению к форме, однако художник часто прибегает к эффектным контрастам света и тени . Для пейзажей Эмменеггер использует крупный формат, тогда как в натюрмортах предпочитает миниатюрный . Он также много экспериментирует с вертикальной перспективой, которая впервые появляется в ранних его работах, возможно, под влиянием японизма , господствовавшего в Париже в годы, когда Эмменеггер обучался там живописи .
В 1915 году Эмменеггер тяжело переживает смерть друга, художника Макса Бури . В это время он уничтожает большое количество собственных картин .
-
Фиговое дерево на фоне красной почвы (1911)
-
Апельсины (1911)
-
Аконит (1911)
-
Густая тень на снегу (ок. 1915)
С 1915 года Эмменеггера увлекает проблема передачи движения средствами живописи. По аналогии с появившимися в конце XIX века хронофотографиями он разбивает, к примеру, полёт птицы на отдельные фазы, которые затем изображает на картинах . С другой стороны, сам художник подчёркивал, что его задачи и его подход к изображению движения принципиально отличаются от задач, решаемых с помощью фотографии . Он отмечал, что человеческий глаз сам по себе, без помощи технических средств, способен фиксировать лишь отдельные моменты движения (такого как взмахи крыльев летящей птицы, хаотичное кружение мотылька вокруг лампы, и т. п.). Именно эти фиксируемые невооружённым глазом фазы он и стремился запечатлеть на холсте .
Неизвестно, был ли Эмменеггер знаком с творчеством итальянца Джакомо Баллы , также стремившегося отразить в своих работах динамику движения . Во всяком случае, поиски Эмменеггера в этом направлении никак не связаны с прославлением технического прогресса, свойственным итальянским футуристам, и объясняются, скорее, его интересом к вечной изменчивости природы и задаче её запечатления .
В последние годы своей жизни художник нередко изображал тенистые уголки леса с отдельными ярко освещёнными стволами. Солнечный свет, падающий на кору, создаёт сильнейший контраст между тёмным фоном и причудливыми световыми пятнами .
-
Тетерев в планирующем полёте (1915)
-
Сорока в полёте (1918)
-
В лесной глуши (1933)
-
Тень на стволе (1934)
Бо́льшая часть работ Эмменеггера находится в и в частных коллекциях. В 1935, 1940, 1988 и 2014 годах музей проводил выставки, посвящённые его творчеству . В 2014 году демонстрировалось около 100 работ художника из государственных и частных коллекций . Одна из картин Эмменеггера — «Букет васильков» (1912) — находится в собрании Государственного Эрмитажа .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 280.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ . Дата обращения: 6 февраля 2016. 2 декабря 2018 года.
- ↑ .
- ↑ .
- Cornelia Ackermann. (нем.) . Kunstmuseum Luzern. Дата обращения: 23 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.
- ↑ , с. 22.
- , с. 96.
- Hilber P. Kunstmaler Hans Emmenegger (нем.) // Schweizer Kunst. — 1940—1941. — Nr. 4 . — S. 60—62 .
- , с. 166.
- ↑ , с. 92.
- , с. 146.
- . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 11 сентября 2020. 4 февраля 2021 года.
Литература
- Patricia Bieder, Monika Brunner, Christian Klemm, Dominik Müller, Heinz Stahlhut, Peter Suter. / Fanni Fetzer, Heinz Stahlhut. — Köln: Snoeck, 2014. — ISBN 978-3-86442-089-4 .
- // Deutsche Biographische Enzyklopädie / Rudolf Vierhaus. — München: K.G. Saur, 2006. — Vol. 3. — ISBN 3110946556 .
- Paul Hilber. (нем.) // Schweizer Kunst. — 1929—1930. — Nr. 5 . — S. 90—96 .
- Hans von Matt. Der Maler Hans Emmenegger: ein Künstlerporträt. — Historischer Verein Nidwalden, 1987.
- "Herrlich öde, einsame Gegend": Hans Emmenegger, ein Maler zwischen Böcklin und Hodler : eine Ausstellung des Kunstgeschichtlichen Seminars der Universität Zürich in Zusammenarbeit mit dem Kunstmuseum Luzern / Franz Zelger. — Kunstmuseum Luzern, 1988. — ISBN 3-267-00069-6 .
Ссылки
- (англ.) . Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Cornelia Ackermann. (нем.) . Kunstmuseum Luzern. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Axel Christoph Gampp. (нем.) . Neue Zürcher Zeitung (2014). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Ulrich Gerster. (нем.) . Schweizerisches Institut für Kunstwissenschaft. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- (англ.) . Kunstmuseum Luzern (2014). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- 2020-06-06
- 1