Культ личности Сталина
- 1 year ago
- 0
- 0
Культ личности Николае Чаушеску ( рум. Cultul personalității lui Nicolae Ceaușescu ) — возвеличивание личности президента Румынии средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, в государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. Вдохновлённый культом личности Ким Ир Сена в Северной Корее , он начал с 1971 года внедрять « », отменившие период либерализации 1960-х годов . После чего была введена строгая националистическая идеология. Первоначально культ личности Чаушеску сосредоточил только на себе, но в начале 1980-х годов, его жена, Елена , стала также объектом культа .
Ранние семена культа личности можно найти в аккламации Чаушеску после его речи, в которой он осудил вторжение стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году . Начиная с этой даты, началось отождествление личности Чаушеску с Румынией — как в выступлениях должностных лиц, так и в румынской прессе . Изначально культ личности появился ещё в эпоху Георге Георгиу-Дежа , но с приходом Чаушеску он выходит далеко за пределы первоначального .
Как только Николае Чаушеску занял никогда не существовавший до того пост президента республики , он получил «Президентский скипетр ». Сальвадор Дали поздравил его с получением скипетра в отправленной телеграмме. Последнюю опубликовала румынская пресса, находившаяся под контролем государства и не увидевшая сарказма в замечании.
Чаушеску занимал сразу несколько государственных, партийных и военных постов: был президентом, Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами , генеральным секретарём ЦК Румынской коммунистической партии , председателем Верховного совета по экономическому и социальному развитию, президентом Национального Совета трудящихся, председателем Фронта социалистической демократии и единства .
С ранних лет школьники стали изучать стихи и песни о «партии, вожде и нации», восхвалять их. Целью культа было сделать невозможной любую общественную оппозицию Чаушеску, так как по определению он считался непогрешимым и выше любой критики .
Чаушеску начал изображаться румынскими СМИ как коммунистический теоретик-гений, который внёс значительный вклад в марксизм-ленинизм , и как политический лидер, «мнение» которого было источником всех национальных достижений . Собрание его сочинений регулярно переиздавалось, было переведено на несколько языков. В общей сложности собрание насчитывало несколько десятков томов и имелось повсюду в румынских книжных магазинах . Елену изображали как «Мать Нации». По общему мнению, в своём тщеславии и желании почестей она превзошла мужа . Особо отличались в прославлении Чаушеску его ближайшие партийные сподвижники — члены Политисполкома ЦК РКП Маня Мэнеску и Эмиль Бобу .
СМИ использовали выражение «Золотая эра Чаушеску» и множество других наименований, таких как: «Гарант прогресса страны и независимости», «Дальновидный архитектор будущего страны» и т.п . Дэн Ионеску, пишущий для « Радио Свободная Европа », составил список эпитетов о Чаушеску, использовавшихся румынскими писателями. Среди них были: «Архитектор», «Небесное тело», «Демиург», «Ель», «Гений», «Светский бог», «Чудо», «Утренняя звезда», «Навигатор», «Прекрасный принц», «Святой», «Спаситель», «Солнце», «Титан» и «Провидец» .
Мы атеисты, мы верим в Чаушеску!
Эмиль Бобу
Однако его описывали как человека небогатого происхождения, поднявшегося посредством собственных усилий на самую вершину. Таким образом сделали символическую общую связь с историческими примерами из румынской истории. В качестве примеров были взяты известные лидеры румынского национального движения и участники прошлых революций, Аврам Янку и .
Неудивительно, что Чаушеску были очень обеспокоены своим имиджем в глазах общественности. Большинство фотографий демонстрировали их в конце 1940-х годов . Румынскому государственному телевидению был строгий приказ — показывать их в лучшем свете. Например, им приходилось применять большую предосторожность, чтобы убедиться, что 1,65 метровый рост Николае Чаушеску никогда не подчеркивался в кадре. Елену же никто никогда не видел в профиль, из-за её крупного носа и общего домашнего вида. Последствия за нарушение этих правил были тяжкими . В « Секуритате » существовал протокольный отдел, следивший за телевизионщиками. Передача могла выйти в эфир только после того как редакторы уберут все невольные паузы, заминки, заикания Николае Чаушеску . Так, один редактор показал кадры с моргающим и заикающимся Чаушеску. В результате его отстранили от работы на три месяца . А при встречах с иностранными государственными деятелями операторам нужно было вести съёмки таким образом, чтобы не видна была разница в их росте. К примеру, Чаушеску никогда не показывали рядом с высокими политиками, такими как Жискар-д’Эстен и Шарль де Голль .
Однажды вездесущие фотографы представили фотографию Чаушеску, на которой он был показан в полупрофиль, только с одним ухом. После чего распространилась шутка об этом портрете «в одно ухо» (согласно румынской идиоме, «чтобы быть сумасшедшим»). Фотографии же с подобным профилем считались неправильными и были заменены новыми фотографиями, на которых были отчетливо видны уже оба уха .
Интеллектуалы страны выражали свою признательность Чаушеску . В 1973 году был опубликован целый том похвал, под названием «Посвящение» . А живописец Сабин Бэлаша , по заказу мэрии Бухареста изобразил Чаушеску вместе с его женой Еленой на семейном портрете .
По словам математика-диссидента инакомыслящих людей, заключалась в том, что это был не только вопрос личного мужества, но и анализа затрат и результатов. Многие поняли, что, сопротивляясь хорошо организованному режиму, они ничего не сделают, но будут страдать потом от последствий. Например, мерами могли быть: исключение из университета, отправка в ссылку или принудительная эмиграция .
, главная причина, почему против Чаушеску выступало не так многоПроблема была также и в том, что до середины 1980-х годов капиталистические страны имели хорошие отношения с Чаушеску. И они не заботились тогда о внутренних проблемах Румынии . Сочувствие ряда западных стран ( США , Великобритания , Франция и Япония ) перед независимой политикой Румынии обескураживало оппозицию. Михай Ботеза также сказал, что он чувствовал, что на протяжении многих лет диссидентов , подобных ему, воспринимали как «врагов Запада». Потому что они пытались дистанцировать Чаушеску от США .
Но в 1985 году , с приходом к власти в СССР Михаила Горбачёва , помощь от западных стран Чаушеску прекратилась. Так как Чаушеску перестал быть актуальным на мировой арене, то западные страны стали критиковать его — за нежелание проводить свой вариант перестройки и гласности .
Случалось это и внутри Румынской коммунистической партии. Один из самых главных инцидентов случился в ноябре 1979 года, во время проведения XII съезда РКП. Тогда пожилой высокопоставленный чиновник, Константин Пырвулеску обвинил ЦК в том, что он занят только прославлением Чаушеску и не способен предпринимать никаких действий для решения насущных проблем страны. После этого его исключили из партии, он был помещён под домашний арест и за ним было установлено строгое наблюдение .
В связи с культом личности и концентрацией власти в семье Чаушеску, основные разочарования румын были сосредоточены лично на Николае Чаушеску, а не на всём политическом аппарате Компартии. Вот почему победителем на Всеобщих выборах 1990 года был Фронт национального спасения , состоявший, в основном, из бывших членов РКП .