Производные киберпанка
— поджанры
фантастической
литературы
, которые возникли в связи с
киберпанком
или вопреки ему
. Они отражают подобный киберпанку или иной мир, ориентированный на различные временные периоды и социальное устройство. С возникновением термина «киберпанк» в 1980-е годы начали появляться слова с корнем «-панк-» для обозначения новых, возникших или возможных поджанров
научной фантастики
. Ключевыми для панковых жанров являются
дегуманизация
и
классовая борьба
на фоне рывка в развитии технологий
.
Наиболее известная производная
стимпанк
определяется как «вид технологического
фэнтези
»
, и все прочие в этой категории включают аспекты
научной фантастики
и
. Понятием
таймпанк
(от
англ.
time
— «время») объединяются те поджанры, которые моделируют мир максимального уровня развития технологий какой-либо реальной исторической эпохи и отличные от привычных законы социума
. Реальность многих произведений при этом не является в прямом смысле
альтернативно-исторической
; действие их, скорее, происходит в нашем мире, но с
криптоисторическим
допущением бытования тех или иных фантастических технологий или утрированных практик.
Содержание
Ретрофутуристические производные
Многие производные киберпанка ретрофутуристические, основанные либо на футуристических видениях прошлых эпох — особенно на технологиях
первой
и
второй
промышленной революций, либо на преувеличенных результатах существовавших в прошлом технологий.
Стоунпанк
Стоунпанк (
англ.
stonepunk
: stone — камень) описывает мир
каменного века
, где герои живут в период
неолитической революции
и сооружают функциональные изобретения из пригодных для своего времени материалов.
Клокпанк (
англ.
clockpunk
: clock — часы) основан на технологии,
науке эпохи Возрождения
и
барокко
(ок. 1400—1700 годы), когда вместо силы пара используются заводные механизмы. Вдохновением служат проекты
Леонардо да Винчи
. Главными героями выступают придворные инженеры, часовщики, куртизанки, гвардейцы,
автоматоны
. Термин предложен системой ролевых игр
GURPS
.
Примеры: книга «Whitechapel Gods» канадского писателя Шона Петерса (2008)
,
Джей Лейка
, «Ангел Паскуале» Пола Дж. Макоули
; фильм 2011 года «
Мушкетёры
»; комикс
Нила Геймана
«1602»
, серия игр «
Syberia
», аниме «Механическая Планета».
Стимпанк, паропанк (от
англ.
steampunk
:
steam
— пар) основан на стилизации под индустриальный исторический мир
XIX
— начала
XX веков
(ок. 1820—1910 годов), преимущественно
викторианскую
Англию
, где технология
паровых машин
доведена до совершенства и используется повсеместно.
Романтизм
газовых фонарей
(
англ.
Gaslight Romance
) — поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию
Викторианской эпохи
. Пример: сборник «
» (2003) Майкла Ривза и Джона Пелана
.
Бойлерпанк
(
англ.
Boilerpunk
) — ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
Маннерпанк
(
англ.
Mannerpunk
) — поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
Теслапанк
(
англ.
Teslapunk
) описывает мир технологий, созданных на основе работ по электричеству
Николы Тесла
. Дополняет мир стимпанка, дизельпанка, атомпанка, эльфпанка или
научной фантастики
. Произведения: фильм «
Престиж
» (2006), телесериал «
Хранилище 13
» (2009—2014), игры «Unhallowed Metropolis»
и «
Dishonored
».
Дизельпанк опирается преимущественно на мир времён 1930—1940-х годов с основным источником энергии —
дизельным двигателем
, антуражем
ар-деко
и фильмов
нуар
. В ряде произведений временные границы дизельпанка могут охватывать 1920—1950-е годы
.
Бластерная
готика
(
англ.
Raygun Gothic
) —
ретрофутуризм
на основе ар-деко и современных стилей. Термин придуман
Уильямом Гибсоном
. Обычно события разворачиваются в космосе, параллельных вселенных, отражаются инопланетные искусства, технологическая
психоделия
, нестандартная «наука», альтернативная или искажённая реальность
. Предшествуя атомпанку, бластерная готика эксплуатирует космическую тему, но без атомной энергии, а будучи по настроению мрачной и жуткой приближена к стимпанку, дизельпанку и теслапанку
. Примеры: «
Звёздный путь: Оригинальный сериал
» (1966-69), комиксы «The Manhattan Projects» (2012—2015), комиксы о
Баке Роджерсе
и
Флэше Гордоне
(до 1939 года), игра
Space Channel 5
.
Советпанк
,
соцпанк
изображает мир победившего/побеждающего коммунизма
в антураже советской эпохи (преимущественно 1960—1970-х годов) с отрицательными или положительными последствиями развития по усмотрению автора. Типичными героями выступают работник, студент, учёный, добивающиеся всего собственными силами и знаниями
, а также вымышленный супер-герой Красный Плащ
. Примеры: телесериал «
Чернобыль: Зона отчуждения
» (2014—2019), игры «
Atomic Heart»
,
S.T.A.L.K.E.R.
, «
Singularity
» (2010), «
Command & Conquer: Red Alert
», «Communism Muscle Cars: Made in USSR» (2017)
, «Красный космос» (2007); аниме «
Первый отряд
»
; работы участников проекта «
СССР-2061
»
.
Формикапанк (
англ.
formicapunk, cassete futurism) показывает мир конца XX — начала XXI века (1973—2006), эпоху распространения цифровых технологий и формирования современной поп-культуры. Основные технологии: магнитные носители информации (
кассеты
и
дискеты
), примитивные цифровые технологии (8—32-х битные компьютеры малой мощности), лазерные технологии (от проигрывателей дисков до оружия и передачи информации), робототехника и кибернетика. Стилизован кассетный футуризм под эстетику технонеоновых восьмидесятых, иногда девяностых и начала нулевых, популярны
синтвейв
и ретровейв, культура
аркадных автоматов
, а также характерный дизайн техники (угловатость машин и компьютеров). В целом данный панк является устаревшей и наивной версией киберпанка, поэтому в нём поднимаются те же проблемы, что и в киберпанке, а также затрагивается тема стремительной цифровизации общества. Но в последнее время формикапанк позиционируется в качестве отдельного жанра панка
.
Наупанк (
англ.
nowpunk
: now — «сейчас», «сегодня») был создан для определения жанра
книги
Брюса Стерлинга
«The Zenith Angle», в которой жизнь героя-хакера меняется после атак
11 сентября 2001 года
. В данном поджанре моделируется мир, аналогичный современности по уровню развития. Ключевую роль в сюжете играют современные технологии и гик-культура и их влияние на жизнь персонажей произведения. Часто сюжет строится вокруг системы слежения. Яркие представители жанра: Watch Dogs
, Person of Interest, APB, Lycoris Recoil, Battle Programmer Shirase. Брюс Стерлинг назвал жанр «Тенденцией, среди стареющих киберпанков»:
Моя следующая книга — технотриллер «Зенитный угол, ближайшее будущее». — это научно-фантастический роман, действие которого происходит не в будущем. Гибсон делает это тоже. Это тенденция среди стареющих киберпанков. Это не киберпанк, это не стимпанк, это NOWpunk
.
Представления о мире будущего могут строиться в его последовательном мирном развитии, либо вследствие войн и катастроф.
Постапокалиптический
мир выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка.
Нанопанк
(
англ.
Nanopunk
) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения
нанотехнологий
. Изображается возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии
.
Посткиберпанк
(
англ.
Postcyberpunk
) опровергает прежние представления об ужасах будущего
, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы не так мрачно, как это преподносится киберпанком, изобилует политической и социальной
сатирой
, нередко высмеивает каноны самого киберпанка.
Гринпанк
(
англ.
greenpunk
: green — «зелёный») или
Соларпанк
(Solarpunk
:
лат.
solar
— «солнечный») описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой
.
Киберпреп
(
англ.
cyberprep
: «cyber-» — «
кибернетика
» и «preppy» — «
преппи
») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка
. Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей. Пример: книга «
Уродина
» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста
Скотта Вестерфельда
, фильм «
Она
» (2013).
Бирчпанк, Берёзопанк
(
англ.
birchpunk
: birch — берёза) — стиль созданный одноимённым каналом на
YouTube
, совмещающий в себе идеологию, ментальность и быт российской глубинки с высокими технологиями киберпанка.
Утильпанк (
англ.
Salvagepunk
) показывает антиутопический,
постапокалиптический
мир с новым взглядом на старые вещи, ценность которых определяется не деньгами, а функциональностью и подвластностью переделке. В этом поджанре отразились проблемы современности —
перенаселение
,
общество потребления
,
социальное расслоение
, экология и
переработка отходов
. Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и надвигающейся катастрофы
. Мир не оканчивается масштабной трагедией (
ядерным взрывом
,
вторжением инопланетян
,
природной катастрофой
), но рушится медленно, обнажая истощение Земли. При этом, прослеживается
утопическая
идея — надежда на возможность восстановить разрушенный мир с помощью оставшихся от него осколков и мусора
.
Мифпанк (
англ.
mythpunk
) совмещает фольклорные, мифические штампы с
постмодернистскими
фантастическими особенностями
. Термин в 2006 году предложила
Кэтрин М. Валенте
, выпустив цикл книг «Сказки сироты»
. Автор использует мифологических персонажей для развития художественного замысла, а не пересказывает мифы. Выражается и в прозе и в поэзии.
Примеры: книги Екатерины Седиа,
Нила Геймана
, Адама Кристофера, Джона Кроули
, Амаля Эль-Мохтара, Роуз Лемберг, Шветы Нараян
.
Манапанк
(
англ.
Manapunk
от «
мана»
) — поджанр
технофэнтези
, в котором магия используется как вид топлива с высоким
КПД
, приводящим в движение различные механизмы.
Oкеанпанк
(
англ.
Oceanpunk
: ocean — океан) (не путать с
Сипанк
, эстетикой моды на морскую тему) — это жанр научной фантастики, основанный на технологиях, используемых для исследования, колонизации или освоения морских глубин, а также на отношениях человечества с морем, океаном. Пример: «
Водный мир
» (1995).
Древопанк
(
англ.
Woodpunk
: wood — дерево) — сеттинг где устройства и механизмы произведены почти целиком из дерева. Ярким представителем данного жанра является игра Last Oasis, где шагуны вдохновлены кинетическими скульптурами от
Янсен, Тео
.
Силкпанк
(
англ.
Silkpunk
: silk — шёлк) определяет альтернативный мир с уклоном в восточно-азиатскую культуру
. Отличительными чертами являются боевые
воздушные змеи
,
дирижабли
из шёлка и бамбука с пернатыми пропеллерами, собиратели трав, боги и духи азиатского пантеона. Термин предложил
Кен Лю
. Примеры: «The Grace of Kings» Кена Лю, «The Red Threads of Fortune» и «The Black Tides of Heaven» Ю Янг, «Three Feet of Snow in Jinyang» Чжана Рана, «
»
.
Витпанк
(
англ.
Witpunk
: wit — остроумие, юмор с ироническим оттенком) описывает фантастические произведения с юмористическим, сатирическим или ироническим уклоном. Термин предложен в сборнике «Витпанк» редакторами Клодом Лалюмьером и Марти Халперном в 2003 году
. В предисловии авторы признались, что идея зародилась в июне 2001 года после замеченного на форуме восклицания «Когда чтение научно-фантастической литературы перестало быть забавным?». Чтобы доказать обратное, Лалюмьер и Халперн составили сборник из 26 произведений разных авторов
.
Карнипанк
(
англ.
Carniepunk
от «
карнавал
») концентрируется на мире карнавалов, бродячих артистов, иллюзий на грани магии. Пример: сборник рассказов «Carniepunk»
.
Сплаттерпанк
(
англ.
Splatterpunk
: splatter — брызги) — вид литературы ужасов, где подчёркнуто гротескная фантазия соседствует с натуралистическими сценами кровавого насилия. Родоначальником жанра является
Клайв Баркер
. Примеры: «Ghoul»
, «The Kill Riff»
.
Царьпанк
(
англ.
Tsarpunk
) — фантазия, основанная на эстетике, культуре, политике и социальной структуре России и славянского мира, обычно периода царизма XVIII—XIX веков. Термин предложен писательницей
Ли Бардуго
для характеристики своих книг о вселенной
Гришаверс
. Примеры: романы Ли Бардуго и их экранизация «
Тень и кость
» 2021 года
, советский фильм «
Раз, два — горе не беда!
(1988)».
Гибридпанк
(англ.
Gibridpunk
) — смесь двух или более производных киберпанка. То есть в мире одной составляющей культура и технологии развились до уровня другой составляющей (например: стимпанк на летающих островах аэропанка, киберпанк-технологии во снах или гринпанк с существами эльфпанка); Или же две (или больше) культуры разных производных существуют совместно (или изолированно), но никак не смешиваются. Примеры: игры
The Longest Journey
,
Dreamfall: The Longest Journey
,
Dreamfall Chapters
.
Мультивёрспанк
(англ.
Multyversepunk
) — произведение, в котором путешествия в другие миры являются нормой для главного героя. Способов развития событий бесконечно много от путешествия по вариантам одного мира с разными вмешательствами в его историю до миров с абсолютно разными условиями или пересечений со вселенными, в точности (или нет) пересказывающими какой-нибудь сюжет. Примеры: мультсериал «Рик и Морти», игры
The Longest Journey
,
Dreamfall: The Longest Journey
,
Dreamfall Chapters
.
Примечания
↑
David Seed.
. — John Wiley & Sons, 2008. — С. 217. — 631 с. —
ISBN 9781405144582
.
22 декабря 2016 года.
↑
Frauke Matz.
/ Anne E. Duggan Ph.D, Donald Haase Ph.D, Helen J. Callow. — Folktales and Fairy Tales: Traditions and Texts from around the World, 2nd Edition [4 volumes]: Traditions and Texts from around the World. — ABC-CLIO, 2016. — С. 834—835. — 1751 с. —
ISBN 9781610692540
.
1 декабря 2017 года.
Nader Elhefnawy.
. — Nader Elhefnawy, 2015. — 218 с.
1 декабря 2017 года.
Jay Barrell.
. — Lulu.com, 2013. — С. 224. — 364 с. —
ISBN 9780988368934
.
2 декабря 2017 года.
Brian Stableford.
. — Scarecrow Press, 2009. — С. 7—8. — 568 с. —
ISBN 9780810863453
.
1 декабря 2017 года.
↑
Борис Невский.
(неопр.)
.
МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
. old.mirf.ru.
Дата обращения: 8 июля 2017.
28 марта 2016 года.
↑
Josef Xaver Daller.
. — GRIN Verlag, 2011. — С. 29. — 119 с. —
ISBN 9783640917839
.
8 января 2018 года.
(неопр.)
.
Die Wachen
(13 июня 2012).
Архивировано из
13 июня 2012 года.
.
Мир фантастики
. 2016-03-16.
из оригинала
18 октября 2017
. Дата обращения:
8 июля 2017
.
↑
(неопр.)
. www.wattpad.com.
Дата обращения: 1 декабря 2017.
(неопр.)
. tvtropes.org.
Дата обращения: 10 декабря 2017.
25 декабря 2017 года.
↑
Daniel Schwabauer.
(англ.)
// Writing Curriculum Programs. — 2016. — 15 December.
29 ноября 2021 года.
(неопр.)
. Siliconera (31 августа 2015).
Дата обращения: 16 февраля 2019.
16 февраля 2019 года.
Stoddard, William H.
Gurps Steampunk. — Steve Jackson Games, 2000. —
ISBN 1556344198
.
Heller, Jason.
(неопр.)
.
AV Club
(16 июля 2009).
Дата обращения: 1 декабря 2017.
21 февраля 2017 года.
Johnson, Andrea.
(неопр.)
.
Sfrevu.com.
(5 февраля 2008).
Дата обращения: 1 декабря 2017.
17 октября 2017 года.
Sawicki, Steve.
(неопр.)
.
Sfrevu.com.
(12 июня 2007).
Дата обращения: 1 декабря 2017.
17 октября 2017 года.
↑
Борис Невский.
// Мир Фантастики. — 2016. — 11 апреля (
№ 151
).
1 декабря 2017 года.
↑
М. Попов, Б. Невский.
// Журнал «Мир Фантастики». —
М.
, 2006. — Март (
№ 3(31)
). —
С. 84—92
.
26 октября 2013 года.
Борис Невский и Михаил Попов (2006-03-18).
.
Мир фантастики
.
из оригинала
21 февраля 2018
. Дата обращения:
17 октября 2017
.
Bradshaw, Peter (2018-12-05).
.
The Guardian
(англ.)
.
из оригинала
27 января 2019
. Дата обращения:
17 февраля 2019
.
↑
Jeff VanderMeer, S. J. Chambers.
. — Abrams, 2012. — С. 58—59. — 232 с. —
ISBN 9781613121665
.
23 марта 2018 года.
Mark J. Boone, Kevin C. Neece.
. — Wipf and Stock Publishers, 2016. — С. 170. — 357 с. —
ISBN 9781498232357
.
23 марта 2018 года.
↑
Paul Roland.
. — Oldcastle Books, 2014. — 140 с. —
ISBN 9781843442509
.
3 октября 2018 года.
↑
Rob Latham.
(англ.)
. — Oxford University Press, 2014. — P. 65. — 641 p. —
ISBN 9780199838851
.
8 января 2018 года.
↑
Alex Jahnke, Marcus Rauchfuß.
Steampunk kurz & geek. — O'Reilly Germany, 2012. — С. 18. — 198 с. —
ISBN 9783868993684
.
↑
(неопр.)
. www.wattpad.com.
Дата обращения: 1 декабря 2017.
Вита Рамм.
(рус.)
.
Профисинема
. www.proficinema.ru (5 апреля 2012).
Дата обращения: 19 октября 2019.
23 января 2021 года.
(брит. англ.)
.
Gemma Thomson
(1 июня 2010).
Дата обращения: 27 июля 2021.
27 июля 2021 года.
Lee Konstantinou.
(англ.)
.
Slate Magazine
(15 января 2019).
Дата обращения: 27 июля 2021.
27 июля 2021 года.
CORY DOCTOROW.
(неопр.)
.
Boing Boing
(3 декабря 2008).
Дата обращения: 1 декабря 2017.
8 сентября 2017 года.
Илья Кощеев.
// kanobu.ru. — 2015. — 16 апреля.
3 октября 2018 года.
↑
lomasm (Андрей Степнёв).
// ВиФиАй. — 2015. — 8 июня.
17 апреля 2021 года.
(рус.)
. wfi.lomasm.ru.
Дата обращения: 2 октября 2018.
16 декабря 2018 года.
(неопр.)
.
СССР-2061
. 2061.su (2011).
Дата обращения: 15 ноября 2019.
15 ноября 2019 года.
(неопр.)
.
wikitropes.ru
.
Дата обращения: 1 февраля 2021.
17 февраля 2020 года.
Bruce Sterling.
(англ.)
(2004).
Дата обращения: 5 сентября 2023.
5 сентября 2023 года.
Laura Lambert; Hilary W. Poole; Chris Woodford; Christos J. P. Moschovitis.
Internet: A Historical Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2005. — 767 с. —
ISBN 1851096590
.
Geeksquirrel.
(рус.)
Playground.ru
(2020).
Дата обращения: 5 сентября 2023.
5 сентября 2023 года.
Bruce Sterling.
(
en
). — 2004.
5 сентября 2023 года.
Л. М. Рылищикова.
. — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. —
Т. 13
,
№ 2
. —
С. 195
.
21 октября 2013 года.
Huereca, Rafael Miranda.
(англ.)
// Universitat Autònoma de Barcelona. Departament de Filologia Anglesa i de Germanística : диссертация. — 2011. — 16 September. —
P. 392
. —
ISBN 978-8-449052958
.
30 апреля 2016 года.
(англ.)
.
Locus
.
Дата обращения: 1 декабря 2017.
11 февраля 2021 года.
Gerson Lodi-Ribeiro.
Solarpunk
(англ.)
. — Editora Draco, 2014. — 272 p. — (Mundo Punk). —
ISBN 8562942693
.
(англ.)
.
Wattpad
.
Дата обращения: 1 декабря 2017.
Blankenship, Loyd.
GURPS Cyberpunk: High-Tech Low-Life Rolepaying Sourcebook
(англ.)
. — Steve Jackson Games, 1995. — 128 p. —
ISBN 1-55634-168-7
.
birchpunk.
(рус.)
.
YouTube
(18 ноября 2020). — «
Березопанк — смелый футуристический проект-антиутопия, который иронично показывает российское будущее.
»
.
Дата обращения: 27 декабря 2021.
27 декабря 2021 года.
. — Фонд "Общественное мнение", 2007. — С. 88. — 128 с.
7 марта 2016 года.
↑
Сергей Чупринин.
. — 2014. — С. 401. — 1104 с. —
ISBN 9785425090003
.
23 февраля 2018 года.
KRYLOV.
// livejournal. — 2005. — 10 февраля.
23 сентября 2016 года.
Rhys Tranter.
(англ.)
// RHYSTRANTER.COM. — 2016. — 14 February.
27 сентября 2018 года.
Megen de Bruin-Molé.
(англ.)
// Frankenfiction. — 2016. — 29 June.
27 сентября 2018 года.
↑
Anita Tarr, Donna R. White.
. — Univ. Press of Mississippi, 2018. — 355 с. —
ISBN 9781496816702
.
27 сентября 2018 года.
Evan Calder Williams.
. — John Hunt Publishing, 2011. — С. 20. — 262 с. —
ISBN 9781846947735
.
27 сентября 2018 года.
JOEL BLACKLEDGE.
// Little White Lies. — 2016. — 17 июля.
20 августа 2018 года.
(англ.)
. dreampunk.me.
Дата обращения: 21 июня 2017.
9 марта 2014 года.
.
Strange Horizons
(англ.)
. 2011-01-24.
из оригинала
25 сентября 2020
. Дата обращения:
17 июня 2017
.
(неопр.)
. www.wattpad.com.
Дата обращения: 1 декабря 2017.
Sarah Hope Williams.
(англ.)
// GIZMODO. — 2009. — 13 сентября.
13 октября 2017 года.
Stehlik, Lucy (2012-12-14).
.
The Guardian
(англ.)
.
из оригинала
12 октября 2014
. Дата обращения:
18 декабря 2017
.
Roger Whitson.
. — Routledge, 2016. — 274 с. —
ISBN 9781317509103
.
22 января 2018 года.
↑
Misra, Ria.
.
io9
(англ.)
.
из оригинала
9 января 2018
. Дата обращения:
18 декабря 2017
.
Николай Калиниченко.
(неопр.)
.
МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
. old.mirf.ru (2 июня 2007).
Дата обращения: 8 января 2018.
9 января 2018 года.
Craig Clarke.
(неопр.)
. thegreenmanreview.com.
Дата обращения: 8 января 2018.
9 января 2018 года.
Rachel Caine, Jennifer Estep, Kevin Hearne, Delilah S. Dawson, Kelly Gay.
. — Simon and Schuster, 2013. — 449 с. —
ISBN 9781476714158
.
14 декабря 2018 года.
Xavier Aldana Reyes.
. — University of Wales Press, 2014. — С. 33. — 243 с. —
ISBN 9781783160938
.
22 января 2018 года.
(амер. англ.)
.
Urban Dictionary
(27 апреля 2021).
Дата обращения: 3 мая 2021.
8 сентября 2021 года.
TheBookAddictedGirl (2013-06-20).
.
The Guardian
.
из оригинала
22 апреля 2021
. Дата обращения:
19 января 2020
.
Литература
David Seed.
A Companion to Science Fiction. — John Wiley & Sons, 2008. — 632 с. —
ISBN 0470797010
.
Edward James, Farah Mendlesohn.
The Cambridge Companion to Science Fiction. — Cambridge University Press, 2003. — 295 с. —
ISBN 0521016576
.
Brooks Landon.
Science Fiction After 1900: From the Steam Man to the Stars. — Routledge, 2014. — 286 с. —
ISBN 1136761187
.