Interested Article - Глупые жёны
- 2020-10-15
- 2
«Глупые жёны» ( англ. Foolish Wives ) — американский эротический художественный фильм Эриха фон Штрогейма , автора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли. Фильм создан на киностудии « Юнивёрсал » в 1922 году ; включён в Национальный реестр фильмов . Является одним из первых цветных фильмов (ряд цветных вставок, раскрашенных вручную художником ).
История создания
Третий по счёту фильм Эриха фон Штрогейма , как и два предыдущих, снимался на киностудии «Юнивёрсал»; Штрогейм приступил к съёмкам в июле 1920 года и закончил их в июне 1921-го, что для того времени было необычно долго. Ещё шесть месяцев занял монтаж фильма. Премьера «Глупых жён» состоялась в январе 1922 года; по официальному сообщению руководства студии, бюджет фильма превысил миллион долларов и составил сумму, рекордную для того времени (Штрогейм считал её завышенной) .
Штрогейм дал своему герою странное для русского человека имя: Владислав Сергиус, — подруги при этом называют его Сержем, и, хотя Карамзин ненастоящий граф , в СССР этот фильм шёл под названием «Отпрыск благородного рода».
Сюжет
Действие происходит в Монте-Карло . Главный герой (его играет Штрогейм ) — белоэмигрант, авантюрист, выдающий себя за графа Карамзина , с двумя подругами, якобы княгинями, коих он выдаёт за своих кузин, живёт на роскошной вилле и изыскивает различные способы добывания денег: играет в казино, пользуясь положением в обществе, сбывает фальшивые ассигнации; сочетая приятное с полезным, соблазняет богатых женщин (в чём ему также по мере сил помогают «кузины») и теми или иными способами вымогает у них деньги или драгоценности. Кроме «кузин», у Карамзина есть служанка, на которой он уже много лет обещает жениться.
Компанию привлекают драгоценности жены американского консула в Монако , но соблазнить её, в силу различных, порою комических обстоятельств, Карамзину никак не удаётся. В конце концов он заманивает доверчивую женщину в свой дом и, поведав трагическую историю о долге чести, не выплатив который, он, как дворянин, окажется вынужден пустить себе пулю в лоб, получает от неё крупную сумму. Разочарованная служанка, у которой Карамзин незадолго перед тем выманил все сбережения (ведь он, «всё отдавший своей стране», оказался выброшен за кордон без средств к существованию) из ревности поджигает дом, — Карамзину и жене консула едва удаётся спастись.
Компанией давно интересуется полиция, надо бежать из города, но у любвеобильного «графа» ещё осталось одно незавершённое дело: он давно положил глаз на слабоумную дочь своего сообщника — фальшивомонетчика. Застав Карамзина в спальне дочери, фальшивомонетчик убивает его и сбрасывает труп в канализацию .
Художественные особенности
По ходу съёмок фильма в Голливуде Штрогейм снискал себе славу исключительного расточителя. Всегда отличавшийся вниманием к деталям, Штрогейм весьма достоверно воссоздал в фильме Монте-Карло, привлёк сотни статистов, истратив немалые деньги на костюмы и роскошные декорации .
Изначально чёрно-белый, фильм позже был «раскрашен» с помощью тонирования : отдельные эпизоды предстают то в коричневых, то в голубых, то в розовых тонах; особенно красочной получилась сцена пожара.
Жорж Садуль в своей «Истории киноискусства», называет «Сумасбродные жёны» первым шедевром режиссёра и в целом превосходным фильмом, в котором штрогеймовское «пристрастие к деталям превратилось здесь в подлинную манию»: «Заговорили о „расточительности“ Штрогейма. Но исключительный материальный успех „Сумасбродных жён“ побудил заправил Голливуда временно забыть о грехах постановщика» . В первоначальной версии картина демонстрировалась в течение пяти часов, но затем фильм был сокращён, и в этом варианте его длительность составляла три с половиной часа . По мнению французского киноведа, уже в этом фильме «натуралистическое неистовство безраздельно овладевает» режиссёром, которому хочется буквально всё показать, при этом Штрогейм взирает на человечество с характерным для него горьким пессимизмом :
Но в своей страстной критике представителей высших классов, вырождающейся аристократии и разбогатевших плутократов он проявляет больше презрения, чем негодования. Эта критика окрашена жалостью, даже сентиментальностью; увечье, болезнь, искренняя любовь, соблазненная девушка, даже самое уродство расцветают в штрогеймовском аду трогательным голубым цветком. Это и отличает «гуманизм» Штрогейма (по выражению итальянского критика Уго Казираги) от того всё отрицающего высокомерного анархизма , проповедником которого вскоре становится фон Штернберг .
— Жорж Садуль
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Эрих фон Штрогейм | граф Карамзин |
Мод Джордж | кузина Ольга Печникова |
Мэй Буш | кузина Вера Печникова |
американский посол | |
Мисс ДюПонт | жена посла |
служанка Маруська | |
Чезаре Гравина | фальшивомонетчик Чезаре Вентуччи |
Харрисон Форд | солдат |
Найджел Де Брулир | монах |
Съёмочная группа
- Эрих фон Штрогейм — режиссёр и автор сценария
- Уильям Х. Дэниелс — оператор
- Бен Ф. Рейнолдс — оператор
- Зигмунд Ромберг — композитор
- Ирвинг Тальберг — продюсер
В 1999 году фильм был озвучен музыкой Андраса Хамари.
Примечания
- , p. 130.
- , p. 132, 136.
- , p. 131—132, 133.
- ↑ , p. 131—132.
- , p. 133—135.
- ↑ , с. 209.
- Как указывает Садуль, со времён « Нетерпимости » Дэвида Гриффита (на которой Штрогейм работал в качестве ассистента режиссёра), эта картина была первой, которая дала более миллиона долларов прибыли.
- , с. 209—210.
Литература
- Комаров С. В. История зарубежного кино. — 2-е изд., доп. и расшир. — М. : Искусство, 1965. — Т. 1. Немое кино .
- Садуль, Жорж . История киноискусства от его зарождения до наших дней / перевод с 4-го французского издания М. К. Левиной; редакция, предисловие и примечания Г. А. Авенариуса. — М. : Иностранная литература, 1957. — 464 с.
- Arthur Lennig. Stroheim (англ.) . — Lexington: The University Press of Kentucky, 2000. — ISBN 0-8131-2138-8 .
- Herman G. Weinberg. (англ.) . — NY: Dover Publications, 1975. — ISBN 0-4862-2723-5 .
- 2020-10-15
- 2