Война в Чечне
- 1 year ago
- 0
- 0
В древние времена чеченские тейпы исповедовали Вайнахское язычество , а также Зороастризм ( тукхум мелхий ).
Начиная с VII века Арабский халифат пытался закрепиться на территории Кавказа . Исламизации были подвергнуты, в первую очередь, Дагестан и Закавказье . Совершенно новая для кавказцев религия медленно развивалась. В то время как ислам сделался основной религией в Дагестане, в Чечне он практически не был известен, поэтому в те времена среди чеченцев практически не было мусульман. Тем не менее, на территории Чечни находятся надгробные камни VII—VIII веков с аятами из Корана .
О попытках распространения христианства грузинской церковью на территории Чечни свидетельствуют найденные в старинных святилищах псалтыри, написанные буквами грузинского алфавита, на пергаментных листах. Такие артефакты были обнаружены в конце XIX — начале XX веков в храмах Тхаба-Ерды и Маго-Ерды в горной Ингушетии . В это время местные языческие святые получили некоторые черты от наиболее почитаемых христианских святых. Так храм Тамыш-Ерда, построен чеченскими мастерами в честь святого, во многом схожего со святым Георгием . Тем не менее, широкого распространения христианство в Чечне не имело, погребальные обряды, например, оставались чисто языческими. В XIII веке со времени нашествия татаро-монголов грузинская церковь не смогла уже продвигать христианство на Северный Кавказ и её миссионерская деятельность затухла.
Исламизация чеченцев началась в XVI веке с Шейха Берсана . Окончательно чеченские тейпы приняли ислам лишь в 1770-80-х гг. — во время деятельности шейха Мансура . Старейшей в Чечне считается Белгатойская мечеть . Ислам распространился в суфийской версии. Шейх Мансур придерживался тариката накшбандия . Тогда эта религия стала консолидирующим фактором для сопротивления российской экспансии на Кавказе. Ислам воспринимался через призму газзавата , который мюриды вели под руководством своих духовных лидеров, таких как Кази-Мулла и имам Шамиль .
Заметным проповедником ислама в Чечне был шейх Кунта-Хаджи , который привнёс тарикат кадырия и традицию громких зикров (сторонники накшбандии практиковали тихий зикр). Учение Кунта-Хаджи отличал пацифизм . В отличие от имама Шамиля, он призывал не к газзавату, а к прекращению сопротивления российской армии во избежание бессмысленного кровопролития . Пацифизм не спас Кунта-Хаджи от преследований со стороны российской власти (в 1864 году он был арестован), однако его взгляды получили широкое распространение в чеченском обществе, уставшем от Кавказской войны . В целом суфизм благосклонно относился к музыкальным инструментам (барабан, чондарг), пению и почитанию могил умерших шейхов ( зиярат , который иногда воспринимается как «культ святых»).
Обострение российско-турецких противоречий оборачивалось религиозными конфликтами на Кавказе и возрождением идеи газзавата ( Восстание 1877 года в Чечне и Дагестане ). Однако как таковой ислам под запретом не был. В 1908 году в Грозном строится мечеть . Перед Первой мировой войной была построена Новоатагинская соборная мечеть имени Элах-Муллы .
После распада Российской империи на территории Чечни появилась Горская республика , где были приняты нормы шариата . Имам Узун-Хаджи в 1919 году провозгласил создание Эмирата . В условиях победы советской власти одни мусульманские лидеры Чечни разделились на лоялистов ( Хизир Орцханов ) и повстанцев ( Нажмудин Гоцинский ), но ни то, ни другое не избавило от депортации чеченского народа .
В эпоху Перестройки началась «реисламизация». В 1988 году в селе Курчалой появился Исламский институт . В 1991 году было образовано отдельное Духовное управление мусульман Чеченской Республики . Первым муфтием стал Арсанукаев .
В постсоветcкий период возрождение ислама осложнилось проникновением ваххабизма . На волне Первой чеченской войны выходцем из Иордании шейхом Али Фатхи аш-Шишани был основан Исламский джамаат салафи . Другой заметной военизированной организацией ваххабитов стал основанный в 1996 году Арби Бараевым Исламский полк особого назначения . В 1998 году при участии Шамиля Басаева появилась Исламская международная миротворческая бригада , которая поддержала ваххабитский мятеж в Дагестане и спровоцировала Вторую чеченскую войну .
В 1995 году Ахмад Кадыров стал муфтием Чечни. В 1998 году он осудил ваххабизм, а в 2000 году принял сторону российского президента Владимира Путина .
В 2005 году муфтий Чечни Султан Мирзаев объявил газзават терроризму и ваххабизму .
В 2007 году президентом Чечни был назначен Рамзан Кадыров (сын погибшего от рук террористов муфтия Ахмада Кадырова ), который часто выступал в поддержку законов шариата или его отдельных правил . В президентство Кадырова в Грозном были открыты мечеть « Сердце Чечни » ( 2008 ), Российский исламский университет, школы хафизов , клиника исламской медицины .
Осенью 2007 года Кадыров потребовал, чтобы все женщины, работающие в госучреждениях, носили головные платки. К концу 2007 года женщины-телеведущие, государственные служащие, преподаватели и сотрудницы офиса омбудсмена надели платок. В 2007 году в школах и университетах без хиджаба стало невозможно посещать учебные занятия. На протяжении 2009 и 2010 годов требование ношения хиджаба распространилось на общественные места, включая развлекательные центры, кинотеатры и так далее. В июле 2009 года критик внедрения исламских норм Наталья Эстемирова была похищена в Грозном и убита .
В 2010 году поступали сообщения, что на улицах Грозного шла охота на чеченок, одетых не по новому дресс-коду. Неизвестные на автомобилях с тонированными стеклами обстреливали их из пейнтбольных ружей краской. Инциденты сопровождались оскорблениями . Кадыров отрицал, что отдавал распоряжение стрелять шариками с краской в женщин, которые нарушают законы шариата .
Политолог Эмиль Паин характеризовал Чеченскую республику при Кадырове как независимое теократическое государство, декларирующее лояльность России, но в реальности готовое и на открытую конфронтацию . 23 февраля 2016 года заместитель председателя Партии народной свободы Илья Яшин презентовал доклад о Кадырове под названием «Угроза национальной безопасности», в котором охарактеризовал существующий в Чечне режим как «квазиисламское государство». . Одним из последствий кадыровской исламизации называют приниженное положение женщин в Чечне, которые обязаны следовать самым жестким нормам шариата, в противном случае рискуя подвергнуться обструкции или насилию . Сам Кадыров одобрительно высказывался об убийствах чести . Правозащитники рассматривают часть из нововведений, установленных распоряжениями Кадырова, как «заново изобретённые традиции», в реальности не существовавшие и в шариате, но освящённые ссылками на него, чтобы оправдать, например, угнетение женщин .
В 2018 году был проведен телефонный опрос среди 600 жителей Чечни, который показал, что:
Исследование показало, что молодежь республики проявляет бóльшую религиозность и радикальность во взглядах на религию, склоняется от традиционного исторического ислама в республике к его некой «чистой» форме .
28 февраля 2022 года муфтий Чечни Салах Межиев поддержал вторжение России на Украину и объявил эту войну священной ( джихадом )
На 2015 год в Чечне официально насчитывается 134 зиярата — места захоронения устазов и авлия , которые являются объектами почитания и паломничества .
К самым известным в Чечне относят следующие зияраты: Хеди — матери Кунта-Хаджи в Веденском районе , Умалт Шейха в селении Сержень-Юрт , Ахбердил Мухаммеда , Солса-Хаджи Яндарова (в Урус-Мартане ), Шейха Ибрагима-Хаджи, Рахим-Шейха и Шейха Тоби Идриса ( Гойты ), Шейха Усман-Хаджи Хантиев-Ахметханова , Шейха Эскерхана-Хаджи , шейха Юсупа-Хаджи ( Махкеты ), шейха Мухаммада Басханова ( Элистанжи ) .
Поскольку Чечня находится вблизи христианской Грузии , то еще во времена Средних веков сюда начали проникать миссионеры и даже был построен монастырь. В Аргунском ущелье были найдены каменные кресты, особенно много их было обнаружено в Шатойском районе , из чего делается предположение, что прежде принятия ислама некоторые чеченские рода исповедовали христианство .
Православие в Чечне было связано с интеграцией края в состав Российской империи. В 1892 году в Грозном был построен храм Архангела Михаила , причем в советские годы он не закрывался. В годы Чеченских войн пришло временное запустение. Но в 2006 году храм был открыт, а к 2009 году его отремонтировали .
Христианство в Чечне традиционно исповедуют терские казаки . Поскольку в годы Гражданской войны казаки приняли сторону белых, то победившие большевики преследовали христиан за антисоветскую деятельность. В постсоветский период сепаратистские власти не способствовали возрождению христианства. И только в 2018 году в станице Шелковская открылся первый в Чечне православный комплекс с воскресной школой . Много православных живет в Наурском районе .
В царский период в Чечне функционировали приходы католической ( Костёл Сердца Иисуса ) и армянской церкви.
В настоящее время помимо православных в Чечне имеется небольшая община баптистов .