Барре, Мохамед Сиад
- 1 year ago
- 0
- 0
Кастиль-Блаз ( фр. Castil-Blaze ; настоящее имя Франсуа-Анри-Жозеф Блаз; фр. François-Henri-Joseph Blaze ; 1 декабря 1784, Кавайон — 11 декабря 1857, Париж ) — французский музыковед, музыкальный критик, композитор и издатель. Франция чтит его как первого французского музыкального критика.
Родился в семье Себастьена Блаза (1763—1833), по специальности нотариуса , но при этом и композитора, и литератора; как композитор он сочинил несколько музыкальных произведений — опер и сонат, а как литератор являлся автором романа «Julien ou le prêtre» . Отец стал первым музыкальным педагогом своему сыну, который провёл детство в благополучном доме родителей в своём родном городе ( Кавайон , департамент Воклюз ), а окончив школу, уехал в Париж получать высшее образование. Он решил, как и отец, стать юристом. Однако первые музыкальные уроки, преподанные отцом, не забылись, и студент, помимо изучения права, одновременно взялся получать образование в Парижской консерватории .
Завершив образование, он уехал в родные места, где остепенился, женился, работал. Однако уже не мог жить без парижских театров: эта страсть оказалась сильнее, и в 1820 году он вместе с женой и ребёнком переселился в Париж, где сразу же, в том же 1820 году издал книгу заметок о французской опере «Опера во Франции» (L’opéra en France), после чего получил приглашение на должность редактора музыкального отдела в « Journal des débats » , где начиная с 7 декабря вёл музыкальную хронику. Там он проработал до 1832 года, затем сотрудничал с другими органами прессы: , « » , « » . В 1833 г. выступил на страницах первого же номера еженедельника « Le Ménestrel » , а в 1837-м стал одним из основателей специфически музыкального парижского журнала «Музыкальная Франция» («La France musicale») .
Много работ посвятил оперному и балетному искусству: произведениям, спектаклям и исполнителям; написал биографию Мольера , глубоко проанализировал творчество современников — балерины Марии Тальони , певицы Джудитты Паста и являлся автором множества других работ.
Кастиль-Блаз первым ввёл в музыкальную теорию и литературу некоторые термины, укрепившиеся навсегда, в том числе слово « тональность », слепив его, как пишет Ю. Н. Холопов , из употреблявшегося с древних времён прилагательного «тональный» (tonale), от древнего термина «тон»
Помимо теоретических и критических работ о музыке Блаз перевёл на французский язык либретто нескольких итальянских и немецких опер, среди которых « Дон Жуан », « Фигаро », « Фрейшютц », « Севильский цирюльник » Россини (в либретто «Севильского цирюльника» он внёс некоторые авторские интерпретации, изменив два действия на четыре, а партию Розины переложив с контральто на сопрано , и в таком виде опера прозвучала на французском языке 6 мая 1824 года в театре l’Odéon) и др.
Среди теоретических работ:
Кроме того, он сам был композитором и занимался аранжировками музыкальных произведений. Ему принадлежат оперы Belzébuth — ou les Jeux du Roi René и La Colombe . Кастиль-Блаз — автор трёх опер, мессы , хоров, камерно-инструментальной музыки, в том числе Песен Прованса . Но его композиторская деятельность не снискала особой славы, в отличие от теоретической, значение которой для истории европейской музыкальной науки оказалось велико.
Сын Анри, барон де Бюри (май 1813, Авиньон — 15 марта 1888, Париж), тоже сначала был на государственной работе, затем занялся музыкальной критикой и литературой, работал под псевдонимом «Lagenevais» .