Абдуллаев, Абдурахман Аминович
- 1 year ago
- 0
- 0
Сайид Абдурахман, сын Джамалуддина аль-Хусайни аль-Газигумуки ад-Дагестани ( лакск. Жамалуттиннул арс АьбдурахIман Гъази-Гъумучиял , араб. السيد عبد الرحمن ، ابن جمال الدين الحسيني الغازيجوموكي الداغستاني ) — дагестанский просветитель, сподвижник и зять имама Шамиля . Участник Кавказкой войны . Автор хроник Дагестана XIX века времён Северо-Кавказского имамата . Биограф Шамиля, семь лет находившийся рядом с имамом в его почётной ссылке в городе Калуге .
Сайид Абдурахман — сын почитаемого в Дагестане шейха Джамалуддина из Газикумуха , духовного наставника имамов Чечни и Дагестана Гази-Мухаммада и Шамиля .
Нисба «аль-Хусайни» означает, что Абдурахман является потомком Хусейна , внука пророка Мухаммада . От отца получил хорошее домашнее образование, после обучался во многих селах Дагестана, как обычный мутаалим (ученик). Семья Абдурахмана была достаточно зажиточной, но отец не разрешал ему во время учёбы ездить верхом — «чтобы урезонить тем самым порывы души, считая, что это испытание для получения знаний», поэтому Абдурахман обошел пешком почти весь горный Дагестан. Абдурахман знал арабский , был хорошо знаком с мусульманским правом , грамматикой, поэзией .
После завершения своего обучения поселяется в столице имамата Ведено , где отец Абдурахмана состоит в совете Шамиля. В довольно раннем возрасте женится на дочери Шамиля Нафисат. Следует отметить, что брат Абдурахмана — Абдурахим был женат на дочери имама, Фатиме, а сам имам взял в жены сестру Абдурахмана, Загидат. После свадьбы Абдурахман входит в ближайший круг имама, неотлучно находится при нём, сопровождая имама в походы и сражения. Часто служит писарем при имаме .
В 1859 году русская армия берет Ведено штурмом . Имам с семьей и ближайшими соратниками, в том числе и Абдурахманом, переходит в горы Дагестана. Путь Шамиля лежал сначала на гору Килятль «дважды укрепленной горскими войсками, вырытыми окопами и каменными стенами.» Однако жители ближайших областей не откликнулись на зов имама к обороне и тому пришлось перейти на гору Гуниб — естественную крепость, для обороны которой хватало и небольшого войска. Абдурахман активно участвует в обороне Гуниба, находясь возле имама и сопровождает Шамиля на переговоры с генералом Барятинским .
Если вы спросите про утро осады, то лучше не спрашивать, потому что это — день Страшного суда
— Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля .
После пленения Шамиля, Абдурахман с семейством покидает Дагестан и отправляется в Калугу где, по приказу императора Александра II , должен был находиться в ссылке Шамиль. Приставом в доме Шамиля служит капитан Аполлон Руновский, оказавшим большое влияние на Абдурахмана — именно по его совету, Абдурахман приступает к написанию своих воспоминаний, которые в дальнейшем будут изданы под названием «Хуласат ат-тафейл» — «Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля».
В книге описывается последние дни существования имамата, переход имама из Нового Дарго в Дагестан, измены наибов имама, взятие Гуниба , путешествие Шамиля из Дагестана в Калугу и прочие подробности из жизни Шамиля вне Кавказа. Большое место в книге уделено различным притчам, поэзии и назиданиям жителям Дагестана. Книга была переведена на русский язык и издана в 2002 году, вместе с оригинальным рукописным арабским текстом автора.
Руновский же является и первым переводчиком записей Абдурахмана на русский. Отрывки из этих записей публикуются им в газете « Кавказ » под общим названием «Выдержки из записок Абдуррахмана сына Джемалэддинова, о пребывании Шамиля в Ведене и о прочем» в 1862 году. В предисловии к ним он описывает Абдурахмана как умного, способного молодого человека, праведного мусульманина, исполняющего все заветы веры, но тем не менее находивший время и на занятие литературой. .
Старший брат очень привержен к своей религии и много интереса находит в чудесах, описываемых мусульманскими книгами, к которым он питает доверие неограниченное. За все за это, а также за великую грамотность, Шамиль питает к нему большое расположение. Гунибская переписка ведена им.
— Апполон Руновский «Шамиль в Калуге» .
В 1861 году в Царском селе император встречается с Шамилем. Абдурахман с братом сопровождают имама и удостаиваются аудиенции императора.
Затем царь пригласил к себе меня и капитана Аполлона Руновского, который был тогда со мной. Когда мы приблизились к нему, то мы приветствовали его по обычаю русских, то есть наклоном головы. И вот я увидел признаки веселья и радости на его лице и природной живости, по причине чего называют его обычно люди царем с добрым сердцем, [верным] слову и делу. Он побеседовал со мной кое о чём. Например, он спросил: «Как ты нашел Петербург?» и прочее, и прочее. Я отвечал ему в меру своих знаний и ума.
— Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля .
Абдурахман быстро изучает русский язык, легко пишет и изъясняется на нем. Руновский в своих записях отмечает, что молодые горцы изучив русский язык, не остановились на практических знаниях, а углубились в изучение грамматики. . По мнению академика Крачковского Абдурахман «значительно русифицировался во время долголетнего пребывания в Калуге» .
Смена места жительства и непривычный климат не очень благоприятно действует на горцев. В 1866 году заболевает и скоропостижно умирает жена Абдурахмана Нафисат. Добившись разрешения властей на захоронение жены на её родине в Гимрах , Абдурахман более не возвращается в Калугу, а отправляется в Тифлис , где его зачисляют в Дагестанскую постоянную милицию .
Здесь он заканчивает работу над второй своей книгой Китаб тазкира — Книга воспоминаний Сайида Абдурахмана, сына устаза, шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Сочинено и написано в Тифлисе в 1285 (1869) году", известной в русском переводе как «Книга воспоминаний» .
В своем труде Абдурахман подробно описывает жизнь, быт и нравы Дагестана и Чечни. Приводит уникальные сведения о жизни трех имамов, об устройстве имамата Шамиля, его наибов и мудирах. Описывает села Дагестана, их жителей, нелегкую учёбу мутаалимов. Подробно рассказывает о жизни и трагической смерти сына имама Джамалуддина , выменянного на пленных княгинь Чавчавадзе и Орбелиани, о закате имамата, обороне Гуниба, переговорах между Шамилем и Барятинским. Книга была переведена на русский язык и выпущена в 1997 году в честь двухсотлетия со дня рождения Шамиля .
Летописец Кавказкой войны Мухаммад Тахир аль-Карахи в своем знаменитом труде «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилёвских битвах» использует данные из книги Абдурахмана , что свидетельствует о том, что Абдурахмана знали и читали в Дагестане.
В 1871 г. Абдурахман поступает в распоряжение начальника Дагестанской области , с назначением ему пожизненной пенсии и перебирается сначала в Темир-Хан-Шуру , а оттуда в родной Газикумух . Когда на фоне войны в 1877 году в Чечне и Дагестане поднимается восстание , Абдурахман не поддерживает его и даже участвует в усмирении горцев. .
Позже — в 1883 году он напишет свой последний труд «Сукут Дагистан ва Чачан би йара али Усман фи санати 1877» — «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1877 г.», который академик Крачковский относит к написанным «по-прямому заказу русских властей». И хотя в нём Абдурахман указывает на некомпетентность царских управителей Кавказа, виновными в восстании признаны османы , а восставшие описываются не самими лестными словами. Дальнейшие сведения о жизни Абдурахмана достаточно обрывисты. Доподлинно известно лишь, что в 1891 году он работал кадием в Газикумухе , где и скончался в 1901 году .
Хроника, записана Абдурахманом из Газикумуха — настоящий памятник арабской письменности Северного Кавказа . По мнению видного советского арабиста , академика И. Ю. Крачковского, труды Абдурахмана являются блёстками золотого фонда арабской литературы , которая вошла в каждодневный обиход жизни на Кавказе.
Эти хроники в самом деле читали и перечитывали, с волнением переживая вновь отраженные там события. Эти стихи действительно находили отзвук в живых чувствах каждого человека, отвечали его настроению в определённые моменты жизни.
— И. Ю. Крачковский «Арабская письменность на Северном Кавказе» .
Из собрания Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН :