Долгоруков, Михаил Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Михаил Петрович Долгоруков ( 18 [29] ноября 1780 — 15 [27] октября 1808 , Ийсалми , ) — генерал-майор , генерал-адъютант из рода Долгоруковых , младший брат князей Владимира и Петра . Один из самых близких товарищей Александра I . Погиб в бою при Иденсальми .
Младший сын генерала от инфантерии князя Петра Петровича Долгорукова (1744—1815) от брака с Анастасией Симоновной Лаптевой (1755—1827). Получил вместе с братьями хорошее домашнее образование. В 1795 году был зачислен в Павлоградский легкоконный полк . В возрасте шестнадцати лет принимал участие в зубовском походе на Кавказ .
23 мая 1800 года получил чин полковника свиты Его Императорского Величества. В том же году девятнадцатилетний князь был отправлен в Париж в свите генерала от инфантерии Спренгтпортена . Восхищенный городом он писал своей сестре графине Елене Толстой:
Что за город! — Он украшен всем, на что ездили смотреть в Италию и во все места, куда войска могли проникнуть. Можешь себе представить, что за собрание образцовых произведений во всех родах…
Красота князя Михаила, его острый, пытливый ум, любезность в обхождении помогли ему завоевать внимание первых женщин Франции. В Долгорукова была влюблена и княгиня Авдотья Ивановна Голицына . Для него она просила развода у мужа, князя Голицына , но он его не давал. Они прожили вместе несколько лет.
По сообщению его родственника, В. П. Толстого, князь Долгоруков был влюблен в великую княжну Екатерину Павловну и она отвечала ему взаимностью. Император Александр соглашался на этот брак и писал о том к матери Долгорукова.
В 1801 году Долгоруков вернулся в Петербург. После убийства Павла I он был назначен адъютантом к новому императору Александру I , а затем отпущен путешествовать за границу для окончания образования. Он посетил Германию , Англию , Францию , Италию , Испанию , Ионические острова , Морею и Константинополь .
В 1805 году он через Одессу возвратился в Россию, как раз перед началом моравской кампании . Участвовал в Аустерлицком стражении в 1805 году и был ранен в грудь навылет, за что награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость», а 12 января 1806 года пожалован орденом Св. Георгия 4-й ст.
В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск, где 8-го ноября во все время находился впереди с кавалерией и с особенным мужеством во всех опасных случаях был, поражая и прогоняя неоднократно неприятеля, а 16 числа с эскадроном Мариупольского гусарского полка атаковал неприятеля с такою пылкостию и неустрашимостию, что обратил его в бегство и поражал с большим для него уроном.
В качестве шефа Курляндского драгунского полка участвовал почти во всех боях с французами в 1806 и 1807 годов .
14 декабря 1806 года отличился в сражении под Пултуском и получил орден Св. Владимира 3-й ст. 8 июня 1807 года был пожалован орденом Св. Георгия 3-й ст.
В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 27-го января при Прейсиш-Эйлау .
9 апреля 1807 года пожалован в генерал-адъютанты и за Гейльсберг награждён орденом Св. Анны 1-й ст. Король прусский Фридрих Вильгельм III пожаловал князю орден Красного орла .
Во время военных действий против шведов он был назначен в действующие в Финляндии войска начальником Сердобольского отряда в корпусе Н. А. Тучкова . В сражении при Иденсальми , заметив отступление своих войск, он бросился вперед, и хотел восстановить порядок, но был убит ядром. Его сослуживец И. П. Липранди писал:
Князь был в сюртуке нараспашку… На шее георгиевский крест, сабля под сюртуком… Был прекрасный осенний день. Шли под гору довольно шибко, князь — по самой оконечности левой стороны дороги. Ядра были довольно часты. Вдруг мы услыхали удар ядра и в то же время падение князя в яму… Граф Толстой и я мгновенно бросились за ним…. Он лежал на спине. Прекрасное лицо его не изменилось. Трехфунтовое ядро ударило в локоть правой руки и пронизало его стан. Он был бездыханен…
Похоронен в Александро-Невской лавре , рядом с братом Петром, умершим в декабре 1806 года. Александр I и высшее общество искреннее оплакивали безвременную гибель молодого красавца, на время траура был отменён театр. «Если бы он был жив, то стал бы героем России», — писал брату А. Я. Булгаков .