Католицизм в Аргентине
- 1 year ago
- 0
- 0
Католицизм в Грузии или Католическая церковь в Грузии является частью всемирной Католической церкви. Численность католиков в Грузии составляет около 100 тысяч человек (2 % от общей численности населения). Католицизм в Грузии представлен верующими Римско-Католической и Армянской Католической церквей . Грузинские католики в основном проживают в больших городах и в южной части страны.
Христианство укрепилось на территории сегодняшней Грузии после обращения иберийского царя святого Мириана III и его жены Наны. В 337 году Мириан III провозгласил христианство государственной религией. Расцвет грузинской государственности и христианства в Грузии также связано с именем святой царицы Тамары .
Первые связи грузинской церкви с Римом начинаются с VII века, когда католикос Кирион I обратился к папе римскому Григорию I по вопросу ереси несторианства .
После разделения Вселенской церкви в XI веке связи грузинской церкви с Римом сразу не прекратились. В XIII веке папа римский Гонорий III пригласил грузинского царя участвовать в Крестовом походе. В 1240 году папа римский Григорий IX послал в Грузию миссионеров из монашеского ордена францисканцев и доминиканцев . 1 апреля 1318 года папа римский Иоанн XXII издал буллу «Redemptor noster» , которой учредил в Тбилиси в составе митрополии Сольтание . В 1330 году епископом этой епархии был назначен доминиканец Иоанн из Флоренции .
8 ноября 1632 года верующие католического вероисповедания, проживавшие в Грузии, были подчинены епископу Исфахана .
В XVII веке некоторые католики приняли активное участие в борьбе с Персией и в культурном возрождении страны. Инициатором борьбы с персами стал князь , который был католиком. В 1629 году в Риме католический священник Никифор Ирбах (Николай Ирабакидзе-Чолакашвили) издал первый печатный текст на грузинском языке , которым был текст Лоретанской литании . Им же был издан первый печатный Грузинско-итальянский словарь. Значительную роль в связях грузинской церкви с Римом сыграл грузинский общественный деятель, священник и баснописец Сулхан-Саба .
В XVIII веке началось постепенное отчуждение между грузинской церковью и Ватиканом. В 1740-х годах католические епископы Исфахана пытались воссоздать епархию в Тбилиси, но их попытки не увенчались успехами. В 1755 году грузинский царь Теймураз II начал гонения на католиков. Из Грузии были изгнаны многие католические миссионеры.
После вхождения Грузии в состав Российской империи состояние Католической церкви несколько укрепилось. В Грузии стали строиться католические храмы в Тбилиси , Кутаиси , Батуми . С 1850 года грузинские римо-католики находились в юрисдикции католической Тираспольской епархии (в настоящее время — Епархия Святого Климента в Саратове ). Согласно каталогу Тираспольской епархии «Directorium Officii Divini et Missae sacrificii, ad usum utriusque clerri Dioecesis tiraspolensis in Annum Domini MDCCCLXV editum» от 1864 года тифлисский приход насчитывал 5932 прихожан . С середины XIX века стали возникать общины грузинских католиков , придерживавшихся византийского обряда , однако их деятельность не была поддержана Святым Престолом. Самым известным был приход грузинских греко-католиков в Стамбуле , который был организован в 1861 году и просуществовал до 1974 года. Подобные греко-католические грузинские приходы были также в Константинополе и во Франции.
В 1921 году, когда власть в Грузии захватили большевики, католики стали подвергаться гонениям. В стране действующей осталась только церковь святых Петра и Павла в Тбилиси. Почти все католические священнослужители были арестованы и репрессированы. Многие из них отбывали заключение на Соловках . Среди Соловецких заключённых наиболее известен апостольский администратор для католиков в Грузии священник . До 1990-х годов деятельность Католической церкви в Грузии почти полностью прекратилась.
С приходом советской власти деятельность Католической церкви сосредоточилась в католических грузинских приходах вне территории советской Грузии.
После воссоздания грузинской государственной независимости в 1991 году Католическая церковь получила свободу в своей деятельности. 24 мая 1992 года папа римский Иоанн Павел II выпустил бреве « Quo plenius confirmentur », которым учредил Апостольскую администратуру для Грузии, которая 30 декабря 1993 года была преобразована в апостольскую администратуру Кавказа, объединяющую Азербайджан, Армению и Грузию. В 1993 году функции апостольского администратора исполнял нунций Жан-Поль Гобель. С 1997 года обязанности апостольского администратора исполнял священник Джузеппе Пазотто . В это время власти передали Католической церкви ранее закрытые храмы. В начале 90-х годов в Грузию прибыли монахини из ордена Сёстры — миссионерки любви . С 1991 года в Тбилиси действует община « Неокатехуменальный путь ».
8 ноября 1999 года Грузию посетил с пастырским визитом папа римский Иоанн Павел II , а 30 сентября 2016 года папа римский Франциск .
6 января 2000 года апостольский администратор Джузеппе Пазотто был рукоположен в епископа в тбилисском с полномочиями апостольского администратора Кавказа.
В настоящее время в Грузии действует одна Апостольская администратура Кавказа , 27 приходов. В Грузии также действует Армянская Католическая церковь со своими церковными структурами (юрисдикция Ординариата Восточной Европы ) и небольшие общины Халдейской католической церкви .
В 2012 году в городе Ахалцихе рядом с отстроенном из руин храмом Богоматери Розария был открыт первый в Грузии католический созерцательный монастырь, в котором проживают четыре итальянские бенедиктинки .
В Сухуме действует единственный на территории Абхазии католический приход, который подчиняется Апостольской администратуре Кавказа.