Interested Article - Мэнн, Шелли

Шелли Мэнн ( англ. Shelly Manne ), урождённый Шелдон Мэнн — американский джазовый музыкант, барабанщик, композитор, бэнд-лидер. Творчество музыканта наиболее часто ассоциируется с джазом Западного побережья , и Шелли Мэнн рассматривается как один из отцов-основателей этого направления. При этом Шелли Мэнн был весьма разносторонним и универсальным музыкантом и играл также в свинге , бибопе , авангардном джазе, фьюжне , включая эксперименты, соединяющие джаз и классическую музыку, работал в диксилендах . На его счету также озвучивание сотен фильмов и телевизионных передач.

Биография

Шелли Мэнн родился в семье известного барабанщика того времени Макса Мэнна; его дядя также играл на ударных. Благодаря этому Шелли Мэнн с детства имел возможность слушать звёзд того времени, барабанщиков Джо Джонса и Дэйва Точа. Однако сначала Шелли Мэнн приступил к освоению саксофона. В 1938 году коллега его отца Билли Глэдстон прямо в помещении Radio City Music Hall усадил Шелли за ударную установку, показал, как настроить барабаны, вручил палочки, поставил пластинку Каунта Бэйси Topsy и вышел из комнаты, сказав «Играй!» Шелли Мэн быстро развил свой собственный стиль, отточив его в клубах на 52-й улице , а также во время работы на трансатлантических лайнерах. Постепенно молодой барабанщик становился известным и записался с такими звёздами, как Коулмен Хоукинс , Чарли Шеверс, Дон Бьяс; часто выступал в составе комбо Джо Марсала.

В 40-е годы быстрыми темпами начал развиваться бибоп, и Шелли Мэнн сумел быстро адаптироваться к новому стилю, выступал с таким восходящими звёздами, как Флип Филипс, Чарли Вентура, Ленни Тристано, Ли Кониц . В 1942 году поступил на службу в Береговую охрану США , в 1943 году женился на Флоренс Баттерфилд, и брак с ней продлился 41 год, до смерти Шелли Мэнна.

В 1945 году, по окончании войны, демобилизовался и присоединился на некоторое время к оркестру Стэна Кентона. Мэнн стал постоянно работать с секстетом Чарли Вентуры, а с 1949 года с оркестром Вуди Германа . Музыкант получил первую профессиональную работу в 1949 году, записавшись с оркестром Бобби Бирна.

В 1951 году музыкант вернулся в оркестр Стэна Кентона.

Шелли Мэнн за ударной установкой в 1940-х годах

Возможно, переломным моментом в судьбе музыканта стал его переезд в 1952 году с Восточного побережья на Западное, в Южную Калифорнию. По словам Шелли Мэнна, он переехал потому, что уже не мог смотреть на засилье наркотиков на нью-йоркской сцене. Но переезд, в частности, был связан ещё и с тем, что семья Мэнна подыскивала место для содержания лошадей, поклонниками которых являлись музыкант и его жена (Шелли Мэнн известен не только как музыкант, но как владелец рысаков , неоднократно награждённых многочисленными наградами).

Переезд в Калифорнию дал возможность музыканту экспериментировать с различными коллективами. Он выступал с Шорти Роджерсом, Хэмптоном Хьюесом, Редом Митчеллом, Артом Пеппером , Сонни Роллинзом , Фрэнком Розалино, Четом Бейкером , Питом Джолли, Ховардом МакГи, Бобом Гордоном, Конте Кондоли, Сонни Криссом и многими другими. Также он играл в собственных коллективах. Один из них — с трубачом Стью Уильямсоном, альт-саксофонистом Чарли Мариано, пианистом Рассом Фриманом и басистом Лероем Виннегаром. Записи того времени в подавляющем большинстве выпущены Contemporary Records , с которой музыкант был связан эксклюзивным контрактом.

В 1950-е годы Мэнн рассматривался как один из основателей такого направления, как джаз Западного побережья, который с одной стороны часто был весьма авангардным, а с другой стороны критиковался за лёгкий стиль, предназначенный для массового потребления.

В 1956 году Мэнн записал вместе с пианистом Андре Превином и басистом Лероем Виннегаром альбом обработанной музыки из бродвейских шоу с версией My Fair Lady. Эта запись стала самым продаваемым джазовым альбомом года . Яркой работой барабанщика стала также живая запись 1959 года с коллективом в составе трубача Джо Гордона, саксофониста Ричи Камука, басиста Монти Бадвига и пианиста Виктора Фельдмана. Запись была выпущена на четырёх пластинках и впоследствии перевыпущена на компакт-диске как пример новаторской живой джазовой записи.

С начала 1960 годов популярность джаза начала падать. С 1960 года Шелли Мэнн в основном сконцентрировался на работе в джазовом клубе, где он был совладельцем и в котором он играл как с собственным коллективом Shelly Manne and His Men , так и практически со всеми звёздами джаза того времени. В его клубе выступали, например, Бен Уэбстер , Билл Эванс , Джон Колтрэйн , Телониус Монк , Мишель Легран , Милт Джексон , Монти Александер , Майлз Дэвис . Последним выступившим на сцене клуба был в 1973 году Стэн Гетц . В том же году Мэнн продал клуб в связи с финансовыми сложностями.

С 1973 года музыкант сконцентрировался на записях и выступлениях, выступая как сайд-мен с различными исполнителями, как звёздными, так и малоизвестными. В 1974 году стал работать в коллективе The L.A. Four вместе с гитаристом Лауриндо Альмейда, флейтистом Бадом Шенком и легендой мирового джаза контрабасистом Рэем Брауном . Он записал в этом коллективе четыре альбома. В 1980-х барабанщик записывался с такими исполнителями, как трубач Гарри Эдисон, саксофонист Зут Симс, гитаристы Джо Пасс и Херб Эллис , пианист Джон Льюис .

Кроме собственно джазовой карьеры Шелли Мэнн аккомпанировал в ходе записи альбомов и выступлений множеству певцов и певиц, как джазовых, так и нет. В его послужном списке находятся Элла Фитцджеральд , Мел Торме , Пегги Ли , Фрэнк Синатра (его он ещё и учил играть на барабанах перед съёмками фильма Человек с золотой рукой , хотя саундтрек записывал сам), Сара Вон , Лина Хорн , Тереза Брюэр , Леонтина Прайс , Том Уэйтс , Барри Манилоу .

Шелли Мэнн менее известен широкой публике как автор множества партий ударных в саундтреках к фильмам, где он не только играл на барабанах, но и создавал шумовые эффекты. Впервые он озвучил (и снялся в небольшой роли) фильм 1942 года Seven Days Leave . В 1950-е интерес к джазовому бэкграунду в фильмах возрос, и в 1953 году он озвучил фильм Дикарь . Работу барабанщика и перкуссиониста можно услышать в таких фильмах, как Человек с золотой рукой (1955), Я хочу жить! (1958), Завтрак у Тиффани (1961) и многих других, а также в телесериалах и даже мультфильмах.

Как перкуссионист он работал с такими большими композиторами, как Элмер Бернстайн , Джерри Голдсмит , Генри Манчини и Джон Уильямс .

Помимо игры в своих коллективах и гастролей, записей в качестве сайдмена, записей с популярными исполнителями, записей саундтреков, ведения бизнеса в клубе, Шелли Мэнн читал лекции в местных колледжах, проводил семинары и преподавал, «как будто он не был достаточно занят» . Но несмотря на высокую востребованность в областях, не связанных с джазом, Шелли Мэнн всегда отменял записи для фильмов или иную работу, если у него появлялась возможность играть джаз.

Шелли Мэнн скоропостижно умер от инфаркта миокарда 26 сентября 1984 года, через две недели после того, как муниципальный совет Лос-Анджелеса объявил 9 сентября 1984 года днём Шелли Мэнна.

Посмертно музыкант был введён в Зал славы джаза. Его вдова сказала: «Он был бы поражён, как много людей помнят его, и был бы очень польщён этой наградой. Совсем незадолго до смерти он заметил, что было столько молодых львов, играющих на барабанах, и он не думает, что кто-то знает, кто он такой» .

Шелли Мэнн — трижды номинант премии Грэмми .

По словам музыканта:

Будучи барабанщиком, вы можете творить, но не доминировать, и в основном вы просто должны сидеть сзади и играть ритм так, чтобы трубачи могли получать от вас движущую силу. Это намного более сложно — лидировать за барабанами, чем просто на них играть, но я не сдавался. Это то, что я должен делать, потому что когда вы в группе и она по-настоящему свингует... у меня нет другого, что бы мне так нравилось.

Стиль

Шелли играл музыку - не барабанил. Он был новатором на барабанах и ввёл много авангардных инструментов в запись, таких как или насыпать рис на мембрану барабана. Он был оживлённым, смешным, самым чудесным человеком.

Даже в начале своей карьеры Мэнна отмечали за его музыкальность и расцвеченный звук, которого он достигал, используя палки, щётки, молотки, собственные руки…всё, что требовалось, чтобы получить звук, который он хотел

Харуки Мураками написал эссе о музыканте в Джазовых портретах : «Аккомпанируя на ударных, лидер Шелли Мэнн то и дело подливает масла в огонь, подбадривая тем самым остальных. Возможно, кому-то игра Шелли Мэнна покажется „постной“ по сравнению с массивным саундом черных бэндов Восточного побережья. Здесь не следует путать разные вещи. Скажем так: если вас не трогает такая музыка, лучше тогда вообще не слушать джаз».

Избранная дискография

Как лидер

  • Shelly Manne Septet, Here's That Manne (1951–52, 10", Dee Gee)
  • Shelly Manne & His Men (1953, 10", Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men, Vol. 2 (1953–54, 10", Contemporary)
  • Shelly Manne, "The Three" & "The Two" (1954, Contemporary, сборник ранее выпущенных EP)
  • Shelly Manne & Russ Freeman (1955, 10", Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men, Vol. 1: The West Coast Sound (1953–55, Contemporary; сборник ранее выпущенных 10" EP)
  • Shelly Manne & His Men, Vol. 4: Swinging Sounds (1956, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men, Vol. 5: More Swinging Sounds (1956, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Friends Vol. 1 (1956, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Friends, (Modern Jazz Performances of Songs from) «My Fair Lady» (1956, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Friends, (Modern Jazz Performances of Songs from) «Li’l Abner» (1957, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Friends, André Previn & Red Mitchell, Bells Are Ringing (1958, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men, Vol. 6: «Concerto for Clarinet & Combo» by Bill Smith … (1955 & 1957, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men, Vol. 7: The Gambit (1958, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men at the Black Hawk, Vol. 1–5 (1959, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men Play «Peter Gunn» (1959, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men Play More Music from «Peter Gunn»: Son of Gunn!! (1959, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men - The Proper Time O.S.T. (1960, Contemporary)
  • Shelly Manne & His Men at The Manne-Hole (1961, Contemporary)
  • Shelly Manne, 2-3-4 (1962, Impulse! Records), с Коулменом Хоукинсом
  • Shelly Manne, My Son the Jazz Drummer (1962, Contemporary)
  • The Shelly Manne Quintet and Big Band, Manne–That's Gershwin! (1965, Capitol )
  • Shelly Manne & His Men at Shelly's Manne-Hole – Boss Sounds! (1966, Atlantic )
  • Shelly Manne & His Men, Jazz Gunn (1967, Atlantic)
  • Shelly Manne, Perk Up (1967; выпущен в 1977, Concord)
  • Shelly Manne, Daktari (1967, Contemporary)
  • Shelly Manne, Double Piano Jazz Quartet in Concert at Carmelo's (1980, Trend)
  • Shelly Manne & His Hollywood All Stars, Hollywood Jam (1981, Atlas)
  • Russ Freeman & Shelly Manne, One on One (1982, Atlas)
  • The Shelly Manne Trio in Zurich (1984, Contemporary)

Как сайдмэн

  • Арт Пеппер и Шорти Роджерс, Popo (1951, Xanadu Records)
  • Сонни Роллинз , Way Out West (1957, Contemporary)
  • Бенни Картер , Jazz Giant (1957, 1958, Contemporary)
  • , Maggie's Back in Town (1961, Contemporary)
  • Билл Эванс , Empathy и A Simple Matter of Conviction (2 LP 1962 и 1966 Verve );
  • Элла Фитцджеральд , Whisper Not (1967, Verve)
  • , I'll Catch the Sun! (1969, Prestige)
  • , Constant Throb (1971, Impulse!)
  • Арт Пеппер, Living Legend (1975, Contemporary)
  • The Three, The Three с Джо Сэмплем и Рэем Брауном (1975, East Wind Records)
  • Brass Fever, Brass Fever (1975, ABC Records)
  • , On the Road (1976, Contemporary)
  • , Just for Fun (1977, Galaxy Records)
  • Ицхак Перлман, Андре Превин, Джим Холл и Ред Митчелл, A Different Kind of Blues (1980, Angel)
  • Джон Льюис , Kansas City Breaks (1982, Finesse)
  • Квинтет Билла Мейса, Tha's Delights (1983, Trend)

С Четом Бейкером

  • Grey December (Pacific Jazz, 1953)
  • Witch Doctor (Contemporary, 1953)
  • West Coast Live (1954)
  • Pretty/Groovy (World Pacific, 1953-54)
  • The Trumpet Artistry of Chet Baker (Prestige, 1953-54)
  • Chet Baker & Strings (Columbia, 1954)
  • Quartet: Russ Freeman/Chet Baker (Pacific Jazz, 1956)

С

  • Collaboration West (Prestige, 1953)
  • Evolution (Prestige 1953)

С Мэйнардом Фергюсоном

  • Maynard Ferguson's Hollywood Party (1954, EmArcy)
  • Dimensions (1955, EmArcy)
  • Maynard Ferguson Octet (1955, EmArcy)

С Диззи Гиллеспи

  • The Complete RCA Victor Recordings (Bluebird, 1937-1949)

С Лало Шифрином

  • Gone with the Wave (1964, Colpix)
  • Music from Mission: Impossible (1967, Dot)
  • There's a Whole Lalo Schifrin Goin' On (1968, Dot)

С Томом Уэйтсом

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 декабря 2014. 7 июня 2011 года.
  2. . Дата обращения: 4 декабря 2014. 28 июня 2011 года.
  3. . Дата обращения: 4 декабря 2014. 16 мая 2015 года.
  4. . Дата обращения: 4 декабря 2014. 4 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 4 декабря 2014. 26 сентября 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Мэнн, Шелли