Interested Article - Брагунское княжество


Брагунское княжество, владение ( кум. Борагъан бийлик ) — кумыкское феодальное владение с центром в селении Брагуны , располагавшееся на части территорий современных Грозненского и Гудермесского районов Чечни у места слияния рек Терек и Сунжа .

Территория

Описывая территорию Брагунского княжества С. М. Броневский писал:

«Брагунское или Барагунско владение имеет верст 12 в длину по берегу Терек : начиная от Давлет-Гиреевой деревни до устья Сунжи , и верст десять в величайшей ширине от Терека до Сунжи...Главное место сего владения есть Брагонская деревня, лежащая на левом берег Сунжи, в трех верстах выше стечения оной с Тереком против Шедринской станицы. В ней числится жителей до 500 дворов и разных переселенцев, наипаче (наиболее/большинство) из кумыков».

Население

Участник Персидского похода , кавказский историк С. М. Броневский писал, что население Брагунов (Брагунского владения) состоит из кумыков . Во владении, помимо кумыков, также проживали кабардинцы, ингуши и чеченцы , но большинство составляли кумыки .

История

Образование

В XV веке при распаде Золотой Орды на среднем правобережье реки Терек образовался его осколок — Тюменское ханство , которое в основном было населено тюркоязычными родами тюмен , брагун , асов и дополовецкими тюрками , перемещёнными на правобережье реки Терек из области Бораган- Маджары , занимавшие в VII веке северокавказские степи .

Происхождение

Правители владения князья Таймазовы возводили свой род к крымским ханам Гереям . Ян Потоцкий отмечал, что «князья кумыков все принадлежат к той же фамилии, что и шамхал, исключая брагун, которые претендуют на происхождение от Чингисхана»

По сведениям Н. Семёнова Бора-хан с крымским людьми вышел из Крыма при переселении к Каспию .

В письме терских воевод России в 1621 г. указывается, что кумыкский владетель Солтан-Магмут (Солтан-Махмуд, Солтан-Мут) прибыл к ним с 8 князьями, среди которых барагунский Куденей-Мурза, Батай-Мурза Шихмурзин и 38 его узденей .

Эта генеалогическая легенда противоречит связи брагунских феодалов с похороненными в мавзолее Борга-Каш (в переводе с ингушского «брагунская могила» ) , упоминаемым у тимуридского историка Шереф эд-Дина Йезди в форме Буракан . Над входом в мавзолей сохранились три надписи на арабском языке: «Восемьсот восьмой год», «Бек-Султан сын Худайнада» и «Да будет постройка свободна от (всего) дурного» . 808 год Хиджры соответствует времени с 29 июня 1405 года по 17 июня 1406 года. Имена Султан и Худайнат характерны для именника брагунских князей. Вместе с тем, один из Гереев, а именно Герей-Хан, сын Бахадур-Хана в надписи на сабле из коллекции османских султанов обозначен как «Сахиб-и Сейф Вали Дагистан Гирей-Xан Бин Бахадур-Xан» , то есть «владелец меча и вали Дагестана Гирей-Хан, сын Бахадур-Хана» ; надпись датируется примерно 1473 годом .

Согласно генеалогическим преданиям балкарских князей Суюнчевых этот род ведёт происхождении от Барак-Хана из местности Бороган. К нему же причисляли свой род и князья, правившие во владении, Таймазовы. Согласно опубликованным Муслимом Барасбиевым преданиям, Барак-Хан возглавлял улус из 1700 кибиток (юрт) и поначалу поселился близ Дербента, но был вытеснен «персианами» и потому отступил к Сунже.

В книге 1848 года «Рассказ кумыка о кумыках» приводятся следующие данные :

О территориальном расселении брагунцев источники XVII в. сообщают следующее: «А Брагунские кабаки сидят от острогу в 2 верстах… А пашни у барагинских черкес меж Сунжи и Терека на горах от Горячего Колодезя версты 32 и больше, а от острогу та пашня верст 7. А у тех барагунских мурз владения их конных людей будет с 300 человек. А как на Сунже-реке острог ставлен, и те барагунские мурзы к тому острожному делу дали… для лесной доски с 700 быков и телеги». (См.: Кабардино-русские отношения. Т. I. – С. 302). Более того, бораганцы жили и по Акташу, там, где со своим народом поселился сын Султанмута Казаналип, владетель Эндери. В 1647 году князь Казаналип сообщал терским воеводам, что «с кабаками своими и со всем владением с прежнего своего житья перешел и поселился возле Борагун по речке Акташу в урочище в Чумлях», т. е. там, где, очевидно, поныне находится сел. Андрейаул (Русско-дагестанские отношения. С. 178–179). На этих же землях их локализует и автор начала XIX в. С. Броневский. «Брагунское или Барагунское владение, – пишет он, – имеет верст 12 в длину по берегу Терека, начиная от Давлет-Гиреевой деревни до устья Сунжи, и верст десять в величайшей ширине от Терека до Сунжи… Главное место сего владения есть Брагонская деревня, лежащая на левом берегу Сунжи, в трех верстах выше стечения оной с Тереком против Шедринской станицы. В ней числится жителей до 500 дворов из разных переселенцев, наипаче из кумыков». (Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. П. -С. 96). Барагунские мурзы в первой половине XVII в. принимают самостоятельно, как и другие феодальные владельцы Северного Кавказа, русское подданство.

В 1635 году брагунский Куденек-мур-за (Куденет-мурза) со своими сыновьями и с 20 узденями приезжает в Терский город, где принимает присягу «быть под… государевою высокую рукою в холопстве неотступно навеки». В 1645 году в числе кумыкских, черкесских и других северокавказских владельцев дает присягу верности царю Алексею Михайловичу и мурза Барагун. «…За себя и за их узденей и за всех их владенье к шерти на Куране привели» (Кабардино-русские отношения. Т. I. – С. 264, 266).

По всей вероятности, брагунцы не всегда сохраняли свою политическую независимость, об этом свидетельствуют сведения о власти над ними черкесских и кумыкских князей.

Роль в местной истории

Брагунцы жили по соседству с теми и с другими — «И тараковский де Суркай-шевкал с кумыцкими ратными людьми стоит на Кумыцкой стороне за Сунжею-рекою против барагунского селища» . Очевидно, имели место и переселения брагунцев или части с их территории вблизи стольных «городов» черкесских и кумыкских князей. В 1653 году Астраханский воевода писал в Посольский приказ о том, что шамхал Тарковский пошел на Барагуны, чтобы «барагунских мурз с уздени и с черными людьми и з женами и з детьми и з животы к себе вести» , то есть увести их к Таркам. Сын Султанмута эндиреевский князь Казаналп в своей грамоте в том же 1653 г. писал царю Алексею Федоровичу, что бараганцы «холопи наши искони, и отца моего Султан-Мугмута. И мы, с кизылбаши, и с кумыки, с шевкалом пришед, барагунов взяли. И кизылбаши и шевкал учинили мне силу, барагунов перевели за Койсу и велели им кочевать на своей стороне» .

Источники второй половины XVIII и начала XIX вв. Брагунское владение характеризуют уже как кумыкское, подвластное кумыкским князьям — «Кумыцких Аксаевской, Андреевской, Костюковской и Брагунской деревень» (1761); «В кумыцких: Брагунской, Аксайской, Андреевской, Костюковской и принадлежащих к их владельцам деревнях…».

Авторы начала XIX в. также высказывают мысль о превалирующем влиянии кумыкских князей на Барагунскую землю. В 1812 году А. М. Буцковский пишет, что она принадлежит «кумыкского рода князьям: Устархану Гудайнатову (потомки мурзы Куденека или Куденета), Адилгирею Кучукову и Бей-султану Арсланбекову, из коих первый старший» . С. Броневский же несколькими годами позже (1823 г.) сообщает, что Брагунское владение «принадлежит двум кумыкским князьям — двоюродным братьям, полковнику Кучун-Беку (очевидно, Кучуку Бековичу) Таймазову и Ахтула-Беку» , но он одновременно отмечает, что это владение «причислено Черкесским областям по естественному начертанию живых урочищ, хотя брагунские жители, будучи татарского происхождения, принадлежат собственно отделению кумык» .

Источники XVIII в.

Иоганн Петер Фальк , описывая своё путешествие на Кавказ в 1773 году, так описал население и достаток Брагунского владения, тогда уже подвластного России :

В стороне от Щедриной впадает в Терек справа река Сунжа. В двух верстах выше ее устья стоит татарская деревня Барагун, или, как говорят россияне, Брагун, на левом ее берегу. Деревня большая и открытая, дома частью каменные, из необожженных кирпичей, частью мазанки. Сия деревня принадлежит трем мурзам, или князьям, - Аруламбею, Кудениту и Кучлуку, находящимся под покровительством России... Их жилища гораздо лучше прочих, а особенно небольшая пристройка (конак уи [кум. - гостевой дом]), в которой они летом принимают гостей, дав о сем знать наперед посредством вывешенных на шест оленьих рогов. Поселяне суть хорошие сельские хозяева, имеют большое скотоводство, особенно хороших лошадей, сеют на полях столько, сколько для них потребно; есть также у них хорошие сады, в которых растут дыни, арбузы и другие овощи. Они разводят также и хлопчатую бумагу. В самой деревне живут, по причине торга, 10-12 армян, кои содержат виноградные сады.

Якоб Рейнеггс в своём описании Кавказа конца 18 века упоминает «Борагун, или страну теплых источников, населенную татарскими фамилиями» . Ещё ранее в 1728 в своих Записках Гильденштедт также несколько раз упоминает «татарскую деревню Брагуны» и описывает их горячие источники.

Также, в XVIII веке Якоб Штелин подтверждает, что "местом впадения Сунжи в Терек владеет князь Такмазов [очевидно, Таймазов] и его братья". .

Примечания

  1. С. М. Броневский. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823. Ч. П. С. 94

    «... Брагунские жители, будучи татарского происхождения, принадлежат собственно отделению кумык...»

  2. Г.М. Оразаев. www.vostlit.info (2002). Дата обращения: 24 июня 2017. 1 сентября 2017 года.
  3. С. М. Броневский Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М 1823. Ч. П. С. 96
  4. С. М. Броневский. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823. Ч. П. С. 96

    «...Брагунские жители, будучи татарского происхождения, принадлежат собственно отделению кумык...»

  5. С. М. Броневский Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М 1823. Ч. П. С. 96

    « В ней числится жителей до 500 дворов и разных переселенцев, наипаче из кумыков»

  6. Г.-Р. А.К. Гусейнов. Кумыки-брагунцы: история и современность.
  7. «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века» / Академия наук СССР . — М. : Наука, 1988.
  8. Н. Г. Волкова. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. — Москва: «Наука», 1974.
  9. Батчаев В. М. "Мы пришли из Маджар": факт или вымысел? // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа.. — Черкесск, 1988.
  10. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв.. — Нальчик, 1991.
  11. Аваби Мухаммад Акташи аль-Эндирави. "Дербент наме". — конц 17 века.
  12. ЦГА РД Ф. 105. Оп.5. Д. № 6. Лл. 1-2;
  13. Ян Потоцкий, VOYAGE DANS LES STEPS D’ASTRAKHAN ET DU CAUCASE.
  14. Семёнов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Спб, 1895. С. 238
  15. [anchr.ru/wp-content/uploads/2012/03/вестник-№ 2-2009.pdf Т. С. Магомадова — «Батай-мурза Шихмурзин в русско-чеченских связях конца XVI — первой половины XVII вв.»]
  16. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды /Пер. В. Г. Тизенгаузена/. М.-Л., 1941. Т. II. С. 123, 183
  17. . www.vostlit.info. Дата обращения: 24 июня 2017. 9 июня 2018 года.
  18. Xилми Айдина «Оружейники Султана»
  19. Барасбиев М. И. Генеалогические предания о происхождении фамилий высшего сословия Балкарии и Карачая // Генеалогии народов Кавказа: традиции и современность. Владикавказ, 2009. С. 37
  20. Шихалиев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1993. Д.-М. М. Шихалиев и его труд «Рассказ кумыка о кумыках» (Газета «Кавказ», 1848)
  21. Там же. С. 315
  22. Русско-дагестанские отношения. С. 193
  23. (1765 г. Кабардино-русские отношения. Т. П. — С. 215, 240)
  24. (См.: Буцковский А. М. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних областей // История, география и этнография Дагестана XVIII—XIX вв. Архивные материалы / под ред. М. О. Косвена и Х. М. Хашаева. — М., 1958. — С. 244)
  25. Там же. С. 94
  26. Кавказ: европейские дневники XIII—XVIII веков / Сост. В. Аталиков. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. 304 с. сс 182
  27. Кавказ. Европейские дневники XIII–XVIII веков, Аталиков, стр. 165
Источник —

Same as Брагунское княжество