Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Систематик живой природы | ||
---|---|---|
Названия растений, описанных им, могут отмечаться
сокращением
«
»
С точки зрения Международного кодекса ботанической номенклатуры научные названия растений, обнародованные до 1 мая 1753 г., не считаются действительно опубликованными, и в современной научной литературе это сокращение практически не встречается. на сайте IPNI
|
Ге́рман Бу́ргаве ( Бу́рхаве, Бу́ргав ) ( нидерл. Herman Boerhaave ; 31 декабря 1668 , Ворхаут , предместье Лейдена , Голландия — 23 сентября 1738 ) — нидерландский врач , ботаник и химик , один из знаменитейших врачей XVIII века .
Член Лондонского королевского общества (1730) , иностранный член Парижской академии наук (1731; корреспондент с 1715) .
Уже на 11 году жизни приобрёл, под руководством отца, обширные сведения в латинском и греческом языках об изящных науках. Рассказывают, в этом возрасте у него образовалась язва на голени , от которой врачи не могли излечить его в течение целых 7 лет, пока он сам себя не вылечил, и что будто бы это обстоятельство и определило его будущее назначение. В 15 лет, лишившись отца, Бургаве отправился в Лейден , изучал там историю , натурфилософию , логику и метафизику , даже еврейский и халдейский языки , чтобы читать Священное писание в оригинале, и добывал себе средства к жизни частными уроками. Согласно желанию отца, он сначала готовил себя для духовного звания, от которого, однако, его оттолкнула крайняя нетерпимость духовенства ко всякому сколько-нибудь самостоятельному мнению. С тех пор он окончательно посвятил себя медицине.
Получив докторскую степень университета Хардервейка , в 1701 году он стал профессором медицины в Лейдене, а в 1709 году профессором ботаники и медицины. В это время им были изданы два главнейших его сочинения: «Институции» и «Афоризмы», написанные для учеников, представлявшие собою объяснительный текст к его лекциям. В 1715 году ему была передана кафедра практической медицины, причём он открыл больницу, где два раза в неделю демонстрировал своим ученикам больных, чтобы научить их, как нужно наблюдать и лечить болезни. В 1718 году, вопреки его желанию, университет поручил ему кафедру химии. По выражению одного из его биографов, Бургаве одной своей особой представлял целый факультет. Он же первый в Нидерландах стал читать лекции о глазных болезнях.
Слава Бургаве как практического врача не уступала его известности как теоретика. Со всех стран к нему стекались больные, и даже коронованные особы не находили для себя унизительным делать ему визиты. В доказательство его необычайной известности часто приводится письмо, полученное им от одного китайца по адресу: «Бургаве, врачу в Европе ». Город Лейден должен был раздвинуть свои укрепления и выстроить новые дома, чтобы дать помещение его многочисленным слушателям. Когда, однажды, после 6-месячной болезни, он в первый раз появился на улице, то город отпраздновал это событие иллюминацией . После смерти Бургаве в Лейдене был возведен в его честь памятник с надписью: « Salutifero Boerhaavii genio sacrum ». Дочери своей он оставил состояние в 4 млн франков. Это подало повод к обвинению его в корыстолюбии, но из его биографии известно, что он отличался чрезвычайной благотворительностью, но только любил помогать в тайне.
Что касается его учёных заслуг, то Бургаве имел уже правильное понятие о происхождении нервов из серого вещества центральных нервных органов и об их распространении к периферии, много способствовал распространению верного взгляда Бриссо на местонахождение катарактов и полагал возможным излечивать оспу , посредством препаратов ртути и сурьмы . В своей вступительной речи от 1709 года « De commendando studio Hippocratico » он доказывал, что можно быть хорошим врачом, владея лишь немногими лекарствами, если держаться подальше от произвольных гипотез. Во всех своих трудах он исходил из того предположения, что самый верный руководитель в лабиринте систем — история медицины, а основание всякого знания лежит в наблюдении при помощи чувств, но что психические процессы, равно как первоначальные физические и последние метафизические причины явлений одинаково недоступны физическому методу. В этом духе работал он сам и учил работать своих учеников, к которым принадлежали такие люди, как Галлер , ван Свитен , де Гаэн и Прингле.
Им описаны некоторые растения, например:
Его знаменитейшие сочинения:
Слава Бургаве зиждется не на его систематических учениях, а на постоянном устном и письменном заступничестве за необходимость точного метода в медицине.
Cp. Burton, «An account of the life and writings of В.» (Лонд. 1743, 2 т.); Ionnson, «Life of H. В.» (Лонд. 1834); Kesteloot, «Lofrede op H. В.» (Лейден, 1825).