Interested Article - Никколо Пиццоло

Никко́ло Пи́ццоло или Никколо ди Джованни да Вилла Ганцерла ( итал. Niccolò di Pietro da Villaganzerla, прозванный Pìzzolo (или Pìzolo) ; 1421 , Падуя 1453 , Падуя) — итальянский художник и скульптор , представитель падуанской школы.

Биография

Никколо Пиццоло был сыном Пьетро Джованни да Вилла Ганцерла, глашатая падуанской коммуны . Он родился в 1421 году в самой Падуе или в сельской местности вблизи этого города — в местечке Вилла Ганцерла (к югу от Виченцы , рядом с Падуей) . «Пиццоло» — прозвище, а не фамилия, либо за то, что он был самым младшим среди детей в семье , а по предположению Натальи Николаевой, ещё и за низкий рост . Старший брат Никколо, Джованни Джерардино, родился до 1406 года . Возможно, разница в возрасте с Никколо (около пятнадцати лет) является причиной прозвища художника .

В соответствии с желанием родителей он должен был стать монахом, но индивидуальность юноши мало соответствовала его будущему призванию. Он часто ввязывался в драки, любил оружие и открыто демонстрировал его при любом удобном случае. В семнадцать лет он оказался в тюрьме, где был подвергнут пыткам .

Пиццоло был не только художником, но и торговцем. В одном из документов он обозначен как «живописец и торговец» ( лат. «pictor publicus mercator» ). Итальянский искусствовед Дж. Фьокко предположил, что Пиццоло был связан с мастерской своего старшего брата, Джерардино, который был владельцем мастерской тряпичного и портновского дела . Живописью Пиццоло увлёкся рано, он работал помощником Филиппо Липпи , находившимся в Падуе в 1434 — 1437 / 1438 годах, вместе с (англ.) над росписью капеллы палаццо дель Подеста в Падуе (то есть в возрасте 13—17 лет) . Его учителем итальянский историк XVI века Бернардино Скардеоне называл падуанского художника Франческо Скварчоне , однако это утверждение Джузеппе Фьокко подвергал сомнению , считая, что обучения у Филиппо Липпи было для Пиццоло вполне достаточно для овладения профессией . Тем не менее, контакты Скварчоне и Пиццоло впоследствии бесспорны. В частности, Скварчоне в 1441 году был приглашён в Падую для оценки стоимости выполненных Пиццоло работ, а в 1450 году Скварчоне и Пиццоло вместе выступали в судебном заседании по поводу установления реального размера росписей, выполненных скончавшимся к тому времени (англ.) в (англ.) . Уже в возрасте 20 лет Пиццоло стал работать самостоятельно .

Имеются свидетельства о ранних картинах Пиццоло в Падуе и Монтеортоне . С 1446 года Пиццоло работал со скульптором Донателло над рельефами для алтаря Санто в базилике Святого Антония . С апреля по июль 1447 года в документах упоминаются платежи Донателло за выполнение Пиццоло эскиза ангела. В документах по выплате денег за этот заказ Пиццоло назван «мастером», как и Донателло. Работа над заказом продолжалась вплоть до смерти Пиццоло .

С лета 1448 года Никколо Пиццоло сотрудничал с Андреа Мантеньей в росписи капеллы Оветари. Свидетельством данного факта является документ о получении двумя группами художников задатка за выполнение этого заказа размером 50 дукатов . Свод, правую стену и входную арку было поручено покрыть фресками венецианским художникам Джованни Д’Алеманья и Антонио Виварини . Росписи левой стены, апсиды и терракотовый алтарь должны были выполнить падуанцы Андреа Мантенья и Никколо Пиццоло . При этом именно Пиццоло был уже сложившимся профессионалом. Мантенье было всего семнадцать лет и даже документы за него подписывал старший брат Томмазо . Окончание работ было определено на декабрь 1450 года, но они затянулись до начала 1457 года, исполнители менялись. Джованни д’Алеманья и Антонио Виварини расписали только свод. В 1450 году Джованни д’Алеманья умер, а Виварини отказался выполнять заказ. Между падуанскими мастерами же не было взаимопонимания . Через год после начала работы в капелле Оветари возник конфликт Пиццоло с Мантеньей из-за оплаты выполненных за этот период работ. Спор был разрешен с помощью суда, документ с решением которого от 27 сентября 1449 года сохранился . Джузеппе Фиокко на основе анализа этого документа относил к работам, которые должен был выполнить Пиццоло в капелле, позолоченный терракотовый запрестольный образ, нижнюю панель арки с историей Святого Иакова, ведущей к алтарю, декор полуарки справа перед галереей, а также роспись самой галереи. Из этого художник к моменту смерти сумел осуществить только треть .

В книге, где регистрировались расходы по работам в капелле Оветари, после этого времени имя Пиццоло появляется с перерывами, последняя выплата ему была сделана 9 июня 1452 года. Вероятно после этого он устранился от выполнения заказа .

Вызывающая манера поведения и его пристрастие к оружию привели Пиццоло к появлению врагов . В в 1453 году в возрасте тридцать два или тридцать три года он был убит. Смерть художника по расчётам исследователей могла произойти между 13 апреля и 24 ноября .

Сохранившиеся до XX века работы

Пиццоло в капелле Оветари работал над фресками с изображениями Вседержителя и Святого Иакова (эти фрески заканчивал Мантенья), росписью апсиды (исключая изображения трех апостолов, над которыми работал Мантенья). Бесспорно его участие в работе над сценой «Казнь Святого Иакова ». Он расписал правую часть триумфальной арки. Ему принадлежат изображения четырёх отцов церкви в апсиде и начало работы над фреской «Ассунта» («Вознесение Богородицы», но, вероятно, заканчивал её Мантенья), также он начал композицию «Вознесение Богоматери» и историю Святого Христофора , но завершал их Мантенья . Ему также было поручено закончить и покрыть позолотой терракотовый рельеф для алтаря, над которым до того момента по рисунку Никколо работал Джованни да Пиза . Также Вазари упоминает работу Пиццоло над изображением Бога-отца в капелле Урбана Префекта .

В настоящее время предпринимаются попытки атрибутировать художнику анонимные рельефы и картины I половины XV века . В частности ему приписывается барельеф с изображением Мадонны с младенцем и Святой Иоанна из церкви Святого Сильвестра в приходе Vetrego . Некоторые из его барельефов запечатлены на фотографиях I половины XX века : Святая Клара и Святой Франциск Ассизский .

Особенности творчества

Никколо Пиццоло сумел соединить готику и ренессансные веяния. Готическая декоративность совмещена у него с ренессансным чувством полновесности форм реального мира. Элементы готики в его творчестве значительны — прихотливые изгибы обвивающих гирлянды лент соединяются с остротой складок драпировок .

Композиции фресок художника были подсказаны ему архитектурой помещения. В центральной грани апсиды находится круглое окно, а боковые грани — сплошные. Никколо изобразил на них такие же окна, через которые зритель словно заглядывает в кабинеты богословов. Художник тщательно выписывал предметы на полках, страницы рукописи, изгибы опор книжных подставок, застежки книг, находящиеся в этих помещениях .

Художник не всегда справлялся с техническими проблемами изображения. Фигура апостола Павла на его фреске выполнена с искажением пропорций .

В отличие от беспокойного характера самого художника его произведениям свойственны уверенное спокойствие и рационализм . «Его человек обладает самосознанием и величием, но в этом он не противопоставлен миру, он — прекрасное и совершенное, но всё-таки одно из множества его созданий» .

Судьба творчества

Современники и потомки высоко оценивали творчество художника. Джорджо Вазари утверждает, что большую пользу Мантенья получил из соревнования в мастерстве

…с падуанцем Никколо Пиццоло. …Якопо Скварчоне получил заказ на роспись капеллы Святого Христофора , что в церкви августинских братьев-отшельников в Падуе, и поручил её вышеназванному Никколо Пиццоло и Андреа. Никколо написал в ней Бога-отца , восседающего во славе в окружении учителей церкви , и его росписи считались впоследствии не уступающими по качеству работам Андреа в той же капелле. И действительно, если бы Никколо, который сделал мало вещей, но исключительно хорошие, получал столько же радостей от живописи, как от игры оружием, из него вышел бы отличный художник и он бы дольше прожил на этом свете, ибо, находясь всегда при оружии и имея много врагов, он однажды, возвращаясь с работы, подвергся нападению и был предательски убит. Насколько я знаю, от него не осталось других вещей, если не считать еще одного изображения Бога-отца в капелле Урбана Префекта.

Джорджо Вазари. Жизнеописание Андреа Мантеньи, мантуанского живописца

Пиццоло успел за короткую жизнь создать не так много произведений. Уже Вазари мог назвать с уверенностью только две его достоверные работы — изображения бога-отца в церкви августинских братьев-отшельников и в капелле Урбана Префекта . С течением времени работы Пиццоло отошли в тень более плодовитых мастеров. 11 марта 1944 года фрески Пиццоло в капелле Оветари были разрушены в ходе союзной бомбардировки. Фрагменты красочного слоя были бережно собраны, но восстановление фресок проблематично .

Интерес к творчеству Никколо Пиццоло возродился только в XX веке . Итальянский искусствовед Ригони привлёк внимание к его творчеству , а в СССР первая крупная статья о нём Н. В. Николаевой вышла в 1976 году .

Джузеппе Фиокко считал, что в области скульптуры Пиццоло стал «истинным основателем» падуанской скульптуры XV века .

Галерея

Примечания

  1. , с. 60.
  2. .
  3. Vinco, Mattia. (итал.) . Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 84 (2015). Дата обращения: 31 августа 2016. 11 октября 2016 года.
  4. , с. 65.
  5. , с. 60, 63.
  6. , с. 15.
  7. , с. 15, 21.
  8. , с. 60, 64.
  9. , с. 19, 21.
  10. (итал.) . Veneto Cultura Associazione Culturale.. Дата обращения: 31 августа 2016.
  11. (англ.) . Victoria and Albert Museum. Дата обращения: 31 августа 2016. 4 марта 2016 года.
  12. , с. 61.
  13. (итал.) . Сайт Сomune di Mirano. Дата обращения: 31 августа 2016. 19 мая 2016 года.
  14. (итал.) . Fondazione Federico Zeri. Дата обращения: 31 августа 2016. 5 марта 2016 года.
  15. (итал.) . Fondazione Federico Zeri. Дата обращения: 31 августа 2016. 5 марта 2016 года.
  16. , с. 61—62.
  17. , с. 64.
  18. , с. 22.
  19. , с. 189—190.
  20. . Музеи России. Дата обращения: 31 августа 2016. 15 сентября 2016 года.
  21. Rigoni E. Jl pittore Nicolo Pizzolo // Arte Veneta : Сборник. — 1948. — С. 141—147 .
  22. , с. 60—65.

Литература

Источники
  • Вазари Д. Жизнеописание Андреа Мантеньи, мантуанского живописца // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — СПб. : Пальмира, 1992. — С. 189—190. — 472 с.
Научная и начно-популярная литервтура
  • Николаева Н. В. // Искусство : Журнал. — 1976. — № 9 . — С. 60—65 .
  • Николаева Н. В. . — М. : Искусство , 1980. — С. 15—22. — 127 с. — 50 000 экз.
  • (англ.) . // Enciclopedia Italiana (итал.) . — Roma.: Istituto della Enciclopedia Italiana , 1935. — Т. 27: Peth — Porth. — 970 с.
  • Vinco M. // Dizionario biografico degli Italiani (итал.) . — Roma.: Istituto della Enciclopedia Italiana, 2015. — Т. 84: Pio VI — Ponzo. — 829 с. — ISBN 978-88-12-00032-6 .


Источник —

Same as Никколо Пиццоло