Фирангиз Алиага кызы Ализаде
(
азерб.
Firəngiz Əliağa qızı Əlizadə
; род.
28 мая
1947
,
Баку
) —
азербайджанский
композитор
,
пианистка
,
музыковед
и
педагог
,
Народная артистка Азербайджана
(
2000
).
Артист ЮНЕСКО во имя мира
(
2008
).
Биография
Закончила
Бакинскую консерваторию
по классам фортепиано Урфана Халилова (
1970
) и композиции
Кара Караева
(
1972
). Была первой исполнительницей в Азербайджане, а в ряде случаев и в СССР, фортепианных произведений классиков музыкального авангарда XX века:
Арнольда Шёнберга
,
Антона Веберна
,
Альбана Берга
,
Оливье Мессиана
,
Джона Кейджа
,
Джорджа Крама
.
С
1976 года
преподавала в Бакинской консерватории, с
1990
— профессор. В
1993
—
1996
— преподаватель в консерватории города
Мерсин
(
Турция
), руководитель оперного хора. С
1999 года
жила в
ФРГ
. Затем вернулась на родину и в
2007 году
была избрана руководителем
Союза композиторов Азербайджана
.
Как композитор Али-заде сотрудничала с целым рядом ведущих мировых исполнителей — особенно с виолончелистами: её концерт для виолончели с оркестром был посвящён
Ивану Монигетти
и исполнен им, пьеса «Дервиш» написана для
Йо-Йо-Ма
и включена им в программу мирового турне, пьеса «Оян!» написана по заказу
Мстислава Ростроповича
как обязательное сочинение
Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича
. Диск, полностью состоящий из произведений Али-заде, записал
Кронос-квартет
. Кроме того, произведения Али-заде исполняют
Давид Герингас
,
Александр Ивашкин
, другие известные музыканты и ансамбли.
Помимо музыкальных сочинений Фирангиз Ализаде принадлежит также сборник статей «Симфоническая музыка Азербайджана» (
азерб.
Azərbaycanın simfonik musiqisi
;
1998
) и очерк о её учителе Кара Караеве, опубликованный в составе фотоальбома к 80-летию Караева (
1997
).
Народная артистка Республики Азербайджан (
2000
).
ЮНЕСКО
в
2008 году
удостоила Франгиз Али-заде почётного звания «
Артист ЮНЕСКО во имя мира
»
.
Общественная деятельность
Является художественным руководителем
Международного Фестиваля мугама
.
Входит в состав Попечительского совета Бакинского международного центра мультикультурализма
.
Избранные произведения
-
Соната для фортепиано № 1 (Памяти
Альбана Берга
, 1970).
-
Концерт для фортепиано с оркестром (1972).
-
Струнный квартет № 1 (1974).
-
Симфония (1976).
-
«Zu den Kindertotenliedern» для кларнета, скрипки и ударных (Памяти
Густава Малера
, 1977).
-
«Песни моей страны», оратория для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра на стихи
Наби Хазри
(1978).
-
«В стиле Габила» для виолончели и подготовленного фортепиано (1979).
-
Ода для смешанного хора и оркестра на стихи Давуда Насиба (1980).
-
Фантазия для органа (1982).
-
«Легенда о белом рыцаре», рок-опера (1985).
-
Концерт для камерного оркестра (1986).
-
«Три акварели» для спрано, флейты и подготовленного фортепиано на стихи Н.Рафибейли (1987).
-
Дилогия I (струнный квартет № 2, 1988).
-
Дилогия II для 9 исполнителей (1989/1994).
-
«Из японской поэзии» для сопрано, флейты и подготовленного фортепиано на стихи
Исикава Такубоку
(Посвящается
Софии Губайдулиной
, 1990).
-
Соната для фортепиано № 2 (1990/1999).
-
«Пустая колыбель», балет (1993).
-
«Мугам-саяги» (Струнный квартет № 3, 1993).
-
Фантазия для гитары (1994).
-
«Путь к бессмертию» для баритона, смешанного хора и камерного ансамбля на стихи
Назыма Хикмета
(1995/1999).
-
«Мираж» для тара и камерного ансамбля (1998).
-
«Азербайджанская пастораль» для 2 гитар, флейт и ударных (1998).
-
«Штурм унд дранг» для камерного оркестра (1998).
-
«Оазис» (Струнный квартет № 4, 1998).
-
«Шелковый путь», концерт для ударных и камерного оркестра (1999).
-
«В поисках утраченного времени» для сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано на стихи Франгиз Али-Заде по роману
Марселя Пруста
(1999).
-
«Gottes ist der Orient» для смешанного хора, органа, арфы и ударных на произведения азербайджанских поэтов и стихи из «Восточно-западного дивана»
Иоганна Вольфганга Гёте
(2000).
-
«Дервиш», септет для виолончели, скрипки, народных инструментов, рассказчика или магнитофона на азербайджанских слова Насими (2000).
-
Апшеронский квинтет для подготовленного фортепиано и струнного квартета (2001).
-
«Баятилар» для вокального квартета и стеклянных колокольчиков на произведения азербайджанской народной поэзии (2001).
-
«Деишме» для двух арф, магнитофона и голосов (2001).
-
Концерт для маримбы и струнногооркестра (2001).
-
Концерт для виолончели с оркестром (Посвящается
Ивану Монигетти
, 2002).
-
«Волшебные сказки» для симфонического оркестра (2002).
-
«Шиштар», метаморфозы для 12 виолончелей (2002).
-
«Завтра» для скрипки, виолончели, пипы и подготовленного фортепиано (2003).
-
«Противодействия» для виолончели и аккордеона (2002/2003).
-
«Sehnsucht», концерт для сопрано и виолончели (2002/2003).
-
«Посвящение» для большого симфонического оркестра (2003).
-
Зикр для большого ансамбля и голоса на слова Насими (2004).
-
«Vorgefuhl» для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны и виолончели (2005).
-
«Оян!» для виолончели (Посвящается
Мстиславу Ростроповичу
, 2005).
-
Хазарский квинтет (2006).
-
«Первые слова» для сопрано, кларнета, ударных и магнитофона (2006).
-
Опера «Интизар» (2009).
Награды и звания
Примечания
-
// «День» (Киев), № 71, 17 апреля 2008.
-
21 февраля 2005 года.
// Day.az, 2 февраля 2005.
-
// Центр новостей ООН
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 2 апреля 2014.
7 апреля 2014 года.
-
(рус.)
.
president.az
.
Дата обращения: 24 декабря 2022.
24 декабря 2022 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 июля 2019.
3 апреля 2018 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 июля 2019.
20 марта 2018 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 июля 2019.
Архивировано из
23 сентября 2017 года.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 мая 2022.
27 мая 2022 года.
Ссылки
-
(англ.)
. Classical Composers Database.
Дата обращения: 22 марта 2014.
-
Lobanova M.
Auf der Silk Road des kulturellen Dialogs. Die aserbaidschanische Komponistin Frangis Ali-sade // Neue Zeitschrift für Musik. — 2000. — H. 4. — S. 21-25.
-
Бабаева Д.
(рус.)
. Trend News Agency (7 февраля 2014).
Дата обращения: 22 марта 2014.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|