Михаэль Бах
(
нем.
Michael Bach
, выступал также под именем
Михаэль Бах-Бахтиша
,
нем.
Michael Bach Bachtischa
; род. 17 апреля 1958,
Вормс
, Рейнланд-Пфальц) — немецкий виолончелист и композитор.
Содержание
Биография
Учился игре на виолончели у Герхарда Мантеля,
Бориса Пергаменщикова
,
Пьера Фурнье
и
Яноша Штаркера
. Впоследствии он интенсивно гастролировал по Европе, Америке и Японии
. Одновременно внёс важный теоретический вклад в виолончельную технику. В частности, его публикация «Fingerboards & Overtones»
является новаторским текстом о современной технике игры на виолончели и об извлечении
флажолетов
.
Размышляя о музыке
Иоганна Себастьяна Баха
и об исполнении полифонии на смычковых инструментах, Михаэль Бах разработал новую модель лукообразного смычка на основе последних научных открытий в области
дендрологии
, эргономики и акустики. Этот смычок, так называемый BACH.Bogen, даёт исполнителю возможность играть на трех или четырех струнах одновременно, создавая на скрипке или виолончели музыкальную полифонию, подобную органной. С 1997 по 2001 гг. в экспериментах Михаэля Баха участвовал
Мстислав Ростропович
, который пригласил его в Париж в рамках VII Международного конкурса виолончелистов имени Ростроповича
. Среди композиторов, которые создавали произведения для струнных инструментов с BACH.Bogen, —
Джон Кейдж
,
, Валтер Циммерманн
и Ханс Зендер
.
Михаэль Бах считает себя композитором, свободным от музыкальных условностей. В частности, его произведения не имеют темповых обозначений. Только некоторые его электронные композиции (такие, как NURHAUFFÜGUR
) требуют строгого темпа на протяжении всего их звучания.
Сочинения
Ohne Titel
(1992) (для скрипки и магнитной ленты)
Notation 2
(1992) (для 15 струнных и 5 исполнителей)
55 Sounds
(1995) (для виолончели)
52 Sounds
(1995/98) (для скрипки)
«Paganini non ripete»
(2000) (для альта)
+Murbach
(2000) (для виолончели)
A-E-G-C
(2000) (для микротонового фортепиано)
Karpfens’bug
(2000) (для струнников и певцов)
3 Pitches, 11 Sounds
(2000) (для скрипки)
NURHAUFFÜGUR 1-7
(2000) (для виолончели и живой электроники)
57 Sounds
(2001)(для органа)
Notation
(2001) (для камерного оркестра)
5 Pitches, 13 Notes
(2005) (для виолончели)
18-7-92
(1992/2004) (для виолончели и заранее записанных носителей)
namen.los
(2008) (для кларнета)
ONE13
(для виолончели и заранее записанных носителей) (Соавтор: Джон Кейдж) (первое исполнение в Сан-Франциско на фестивале «Other Minds» в 2008 году)
versbrechen — ein Fingerboard für Kirchner
(2010) (для виолончели)
locus amoenus
(2014) (для виолончели)
vierumuns
(2015) (для четырёх голосов)
273" für Dieter Schnebel
(2018)
Interludien
(2018)
KLANGPARALLELEN
(2022)
Основные научные труды
Fingerboards & Overtones, Bilder, Grundlagen und Entwürfe eines neuen Cellospiels
, München, Spangenberg, 1991
ISBN 3-89409-063-4
Der BACH-Bogen
// «Neue Zeitschrift für Musik», № 5, Mainz, 1996
Die Suiten für Violoncello von Johann Sebastian Bach
// «Das Orchester», № 7-8, Mainz, Schott, 1997, с. 16-20
Neue Klangfarben und Nuancen beim Spiel
// «Neue Musikzeitung», Regensburg, № 5, 1997
Награды
Премия
Gaudeamus
(Амстердам)
Премия
Kranichstein
(Дармштадт)
Премия
Millennium
(Вюрцбург)
Премия проекта
«BACHLÄUFE — Johann Sebastian Bachs Spuren in der Moderne»
(Арнштадт)
Литература
Rudolf Gähler,
Der Rundbogen für die Violine — ein Phantom?
, Regensburg, ConBrio, 1997,
ISBN 3-930079-58-5
Philippe Borer,
Michael Bach «Die Suiten für Violoncello von Johann Sebastian Bach»
[отзыв] // «Quaderni dell’Istituto di Studi Paganiniani», n. 12, 2000. См. с. 68-70
Clemens Fanselau,
Mehrstimmigkeit in J.S. Bachs Werken für Melodieinstrumente ohne Begleitung
, Sinzig, Studiopunkt, 2000. См. с. 281—282, 367—368
Nicolas Slonimsky, Laura Kuhn (под редакцией),
Baker’s Biographical Dictionary of Musicians
, Centennial Edition, Т. 1, New York, Schirmer Books, 2001. См. с. 173—174
Jeremy Barlow,
The Bach Bow
// «Early music today», vol. 11, № 1, 2003. См. с. 34
Philippe Borer,
La Pagina e l’Archetto, bibliografia violinistica storico-tecnica e studi effettuati su Niccolò Paganini
, Genova, Comune di Genova, 2003. См. с. 19
Daniel Charles,
Au-delà du 'Coup de dés'
, 2008 [текст написанный для фестиваля «Zeppelin»]
Ссылки
Сочинения Михаэля Бахa в каталоге немецкой национальной библиотеки
Примечания
Baker’s Biographical Dictionary, Centennial Ed., Т. 1, с. 173—174
Michael Bach, Fingerboards & Overtones [=Грифы и Обертоны], München, Spangenberg, 1991
«Der Wert dieser Pionierarbeit für Komponisten und Interpreten ist nicht hoch genug einzuschätzen, denn hier wird ausführlich das gesamte „Flageolett-Material“, das einem Cellisten zur Verfügung steht, aufgezählt und systematisiert.» («Die Zeit»)
от 5 февраля 2018 на
Wayback Machine
(неопр.)
.
Дата обращения: 12 апреля 2018.
21 октября 2018 года.
ONE8 (1991) (для виолончели)
Mit diesen Händen (1992) (для голоса и виолончели)
«Geduld und Gelegenheit» (для виолончели и фортепиано) (1987-89)
BARDO (2000) (для виолончели с оркестром)
NURHAUFFÜGUR 1-7 for Cello and Live-electronics (Первое исполнение на фестивале «Дни музыки в Донауэшингене» в 2000 г.)
(неопр.)
.
Дата обращения: 12 апреля 2018.
Архивировано из
10 августа 2017 года.