Interested Article - Семаи

Жёлтым указаны области Полуостровной Малайзии , где проживают семаи

Семаи (также известны как маи-семаи или оранг-далам ) — полуоседлый народ, проживающий в центре полуострова Малакка , Юго-Восточная Азия и известный приверженностью ненасилию . Они говорят на , входящем в австроазиатскую языковую семью и тесно связанном с темиарским , на котором говорят проживающие неподалёку . Семаи входят в число сенойских народов и являются одним из крупнейших коренных народов на полуострове и крупнейшим из сенойских народов.

Происхождение

Семаец в Тапахе, штат Перак , Малайзия

Генетическое исследование, проведённое в 1995 году командой биологов из Национального университета Сингапура , показало близкое родство семаев и кхмеров Камбоджи . Это соответствует языковой ситуации семаев, которых принадлежит к австроазиатской семье (мон-кхмерской). Также семаи имеют более близкое родство с яванцами , чем со своими соседями на полуострове, малайцами .

Культура

Семаец в традиционной одежде открывает фрукт дуриан в штате Паханг , Малайзия

Семаи — растениеводы , живущие по системе экономики дара . Они входят в число коренных народов Малайзии , вытесненных в горы пришедшими позднее и более технологически сильными народами. Они . Согласно Дэнтану, взрослые семаи контролируются в основном на основании общественного мнения. Сами семаи говорят, что у них «нет начальников, но есть стыд». Хотя популярные и умеющие хорошо говорить люди имеют влияние в общественной политике, у семаев нет формальных лидеров.

Разногласия в семайском сообществе разрешаются проведением публичного собрания, бечараа ( becharaa ), в доме его главы. Это собрание может длиться днями и включает в себя подробное обсуждение причин и мотиваций и разрешение спора его участниками и всем сообществом, после чего глава собрания наказывает одному из или всем участникам спора не повторять своего поведения, чтобы не угрожать сообществу. Семаи имеют поговорку «есть больше причин бояться спора, чем тигра» .

Дети семаев никогда не наказываются или принуждаются вопреки своей воле . Если родитель просит ребёнка что-либо сделать, а ребёнок говорит «я не хочу», вопрос закрывается. Однако родители-семаи используют страх перед незнакомцами и природные бедствия, такие как грозы и молнии, для контроля поведения детей, если это потребуется. Также распространена концепция, похожая на карму , о которой рассказывают детям в форме историй о духах и леших леса, которые дадут возмездие, если будет нарушена их нерушимость.

Детей также учат бояться собственных агрессивных импульсов . Концепция «менгала» ( mengalah ) или уступания является наиболее ценной для семаев, которых с детства учат уступать другим, чтобы сохранить мир и гармонию деревни. Игры детей-семаев несоревновательные .

В отношении пространства и собственности у семаев нет различия между общественным и частным пространством, и тем самым «западная концепция приватности, домашней или другой, не существует» .

Семаи также известны традиционным танцем севанг ( Sewang ), который обычно исполняется при таких событиях, как празднование деторождения, похороны, церемония обрезания, излечение от болезней и для других суеверий , некоторые из которых могут длиться от 3 до 6 дней .

Верования

Подростки-семаи в Тапахе, штат Перак , Малайзия

Анимистские традиции семаев включают божество грома Энку ( Enku ). Маленькую безглазую змею называют повязкой Энку. Одним из наиболее важных существ, связываемых с громом, считаются наги , группа больших подземных драконов, которые разоряют деревни во время грозовых шквалов и ассоциируются с радугами. Для изгнания злых духов исполняется ритуал «чунта» ( chuntah ) .

Численность

Динамика численности семаев в Малайзии
Год 1960 1965 1969 1974 1980 1991 1993 1996 2000 2003 2004 2010
Численность 11 609 12 748 15 506 16 497 17 789 28 627 26 049 26 049 34 284 43 892 43 927 49 697

Примечания

  1. Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана: Юго-Восточная Азия и Океания в доисторическую эпоху. — М. : Наука (ГРВЛ), 1986. — 522, [1] с. — ( По следам исчезнувших культур Востока ). — 15 000 экз.
  2. Ivor Hugh Norman Evans. The Negritos of Malaya (неопр.) . — Cass, 1968. — ISBN 0-7146-2006-8 .
  3. Csilla Dallos. (англ.) . — University of Toronto Press , 2011. — ISBN 144-2661-71-2 .
  4. N. Saha, J. W. Mak, J. S. Tay, Y. Liu, J. A. Tan, P. S. Low, M. Singh, Population genetic study among the Orange Asli (Semai Senoi) of Malaysia: Malayan aborigines, Human Biology , National University of Singapore, February 1995, 67(1):37-57
  5. De Waal, Our Inner Ape , p. 166.
  6. Ken Rigby. (неопр.) . — Jessica Kingsley Publishers , 2002. — С. . — ISBN 184-6423-23-6 .
  7. Kirk Endicott. Malaysia's Original People: Past, Present and Future of the Orang Asli (англ.) . — (англ.) , 2015. — ISBN 997-1698-61-7 .
  8. Douglas P. Fry. War, Peace, and Human Nature: The Convergence of Evolutionary and Cultural Views (англ.) . — Oxford University Press , 2015. — ISBN 019-0232-46-3 .
  9. Bonta, «Cooperation and Competition in Peaceful Societies.»
  10. David D. Gilmore, Manhood in the Making: Cultural Concepts of Masculinity (Yale University Press, 1990: ISBN 0-300-04646-4 ), p. 213.
  11. . Sinar Harian (15 ноября 2013). Дата обращения: 26 мая 2018. 27 мая 2018 года.
  12. Shazwan Aqif. . Academia. Дата обращения: 18 января 2018.
  13. Nobuta Toshihiro. . Center for Orang Asli Concerns (2009). Дата обращения: 27 октября 2017.
  14. Colin Nicholas. . Center for Orang Asli Concerns & International Work Group for Indigenous Affairs (2000). Дата обращения: 27 октября 2017. 4 октября 2017 года.
  15. . Center for Orang Asli Concerns. Дата обращения: 27 октября 2017. 29 октября 2020 года.
  16. Alberto Gomes. Modernity and Malaysia: Settling the Menraq Forest Nomads (англ.) . — Routledge , 2004. — ISBN 11-341-0076-0 .
  17. Kirk Endicott. Malaysia's Original People: Past, Present and Future of the Orang Asli (англ.) . — (англ.) , 2015. — P. 3. — ISBN 99-716-9861-7 .

Литература

  • , Keene State College
  • Dentan, Robert Knox, 1968, The Semai: A Nonviolent People of Malaya , Holt, Rinehart and Winston, ISBN 0-03-069535-X ; repr. 1979 as Fieldwork Edition, Case Studies in Cultural Anthropology, New York, Holt, Rinehart and Winston.
  • De Waal, Frans, 2005, Our Inner Ape: A Leading Primatologist Explains Why We Are Who We Are , Riverhead Books.
  • Bonta, Bruce D. 1997. Cooperation and Competition in Peaceful Societies. Psychological Bulletin 121(2):299-320.

Ссылки

  • (Repository and Workspace for Austroasiatic Intangible Heritage)
  • in RWAAI Digital Archive
Источник —

Same as Семаи