Полиорганная недостаточность
- 1 year ago
- 0
- 0
Органная книжечка ( нем. Orgelbüchlein ), BWV 599–644 — сборник из 46 хоральных прелюдий для органа Иоганна Себастьяна Баха . Большинство прелюдий «Органной книжечки» были написаны в 1712-17 гг. в Веймаре ; три хоральные прелюдии были дописаны около 1726 года в Лейпциге.
В автограф рукой Баха вписаны заголовки расположенных в порядке церковного года 164 лютеранских церковных песен ( хоралов ). По неизвестным причинам Бах сделал обработки почти всех запланированных им хоралов лишь на период от Адвента до Пасхи; хоралы для остальной части церковного года представлены выборочно. Рукопись содержит следующий оригинальный (весьма протяжённый, в барочных традициях, с включением стихов) заголовок:
из которого становится ясен дидактический замысел композитора — предложить начинающим органистам образцы обработки хоралов «всевозможными способами» ( auff allerhand Arth ), а также дать примеры работы с ножной клавиатурой ( педалью ), партия которой, подчёркивает Бах, совершенно обязательна ( gantz obligat tractiret wird ).
Миниатюры «Органной книжечки» в действительности выходят далеко за рамки скромно поставленной автором дидактической задачи и представляют собой совершенные с точки зрения техники и стиля образцы барочной органной музыки. Одновременно «Органная книжечка» рассматривается как антология стилевых и композиционных особенностей, специфических именно для Баха. С учётом этой специфики знаменитый биограф и исследователь Баха Альберт Швейцер называл её «словарем баховского музыкального языка» ( нем. Wörterbuch der Bachschen Tonsprache ) .
Гармония Баха не сводима полностью к мажорно-минорной тональности классического типа. Поскольку лад старинной монодической церковной песни зачастую модального типа , Бах бережно сохраняет модализмы и в своих гармонизациях. Например, в хорале «Christum wir sollen loben schon», представляющем собой контрафактуру средневекового католического гимна , нет ключевых знаков , а его каденционный план (E-C-A-E) типичен для фригийского церковного лада . Стремясь сохранить звуковысотную специфику хорала в своей многоголосной обработке (хорал проводится в альтовом голосе), Бах также не выставляет никаких ключевых знаков, а каденционный план выстраивает, следуя звуковысотной логике мелодического оригинала — отсюда «странное» противоречие между началом обработки в d-moll и финальной каденцией на E-dur (такая схема с точки зрения школьной теории музыки классифицируется как «тонально разомкнутая»). Подобные примеры в «Органной книжечке» встречаются неоднократно. С учётом специфики старомодальной барочной гармонии читатель должен воспринимать обозначения тональностей в нижеследующей таблице как условные.
№ по автографу | BWV | Хорал | Размер | Тональность | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
I | BWV 599 | c | a-moll | АДВЕНТ | |
II | BWV 600 | Gott durch deine Güte | 3/2 | F-dur | |
III | BWV 601 | c | A-dur | ||
IV | BWV 602 | Lob sei dem allmächtigen Gott | c | F-dur | |
V | BWV 603 | Puer natus in Bethlehem | 3/2 | g-moll | РОЖДЕСТВО |
VI | BWV 604 | c | C-dur | ||
VII | BWV 605 | Der Tag, der ist so freudenreich | c | G-dur | |
VIII | BWV 606 | c | D-dur | ||
IX | BWV 607 | 3/2 | g-moll | ||
X | BWV 608 | 3/2 | A-dur | ||
XI | BWV 609 | c | G-dur | ||
XII | BWV 610 | Jesu, meine Freude | c | c-moll | |
XIII | BWV 611 | c | e-фригийский лад | ||
XIV | BWV 612 | Wir Christenleut' | c | g-moll | |
XV | BWV 613 | Helft mir, Gottes Güte preisen | c | h-moll | НОВЫЙ ГОД |
XVI | BWV 614 | Das alte Jahr vergangen ist | c | a-moll | |
XVII | BWV 615 | In dir ist Freude | 3/2 | G-dur | |
XVIII | BWV 616 | c | d-moll | БОГОЯВЛЕНИЕ | |
XIX | BWV 617 | Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf | c 24/16 | a-moll | |
XX | BWV 618 | c | F-dur | ВЕЛИКИЙ ПОСТ | |
XXI | BWV 619 | Christe, du Lamm Gottes | 3/2 | F-dur | |
XXII | BWV 620 | Christus, der uns selig macht | c | a-moll | |
XXIII | BWV 621 | Da Jesus an dem Kreuze stund | c | e-фригийский лад | |
XXIV | BWV 622 | c | Es-dur | ||
XXV | BWV 623 | Wir danken dir, Herr Jesu Christ | 3/4 | G-dur | |
XXVI | BWV 624 | Hilf Gott, daß mir’s gelinge | c | g-moll | |
XXVII | BWV 625 | c | d-дорийский лад | ПАСХА | |
XXVIII | BWV 626 | 12/8 | a-Moll | ||
XXIX | BWV 627 | c – c – c | d-дорийский лад | три части (стиха) | |
XXX | BWV 628 | Erstanden ist der heil'ge Christ | 3/2 | D-dur | |
XXXI | BWV 629 | Erschienen ist der herrlich Tag | 3/2 | d-дорийский лад | |
XXXII | BWV 630 | Heut triumphieret Gottes Sohn | 3/2 | d-Moll | |
XXXIII | BWV 631 | Komm, Gott Schöpfer, heiliger Geist | c 12/8 | g-лидийский лад | ПЯТИДЕСЯТНИЦА |
XXXIV | BWV 632 | c | F-dur | ||
XXXV | BWV 633 | Liebster Jesu, wir sind hier | c | A-dur | Вариант прелюдии BWV 634 |
BWV 634 | Liebster Jesu, wir sind hier | c | A-dur | Вариант прелюдии BWV 633 | |
XXXVI | BWV 635 | Dies sind die heil'gen zehn Gebot' | ¢ | g-moll | КАТЕХИЗАЦИЯ |
XXXVII | BWV 636 | Vater unser im Himmelreich | c | a-moll | |
XXXVIII | BWV 637 | Durch Adams Fall ist ganz verderbt | c | d-moll | |
XXXIX | BWV 638 | Es ist das Heil uns kommen her | c | D-dur | |
XL | BWV 639 | c | f-moll | ПРОЧИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ НУЖДЫ | |
XLI | BWV 640 | In dich hab’ ich gehoffet, Herr | c | e-moll | |
XLII | BWV 641 | Wenn wir in höchsten Nöten sein | c | G-dur | |
XLIII | BWV 642 | c | a-moll | ||
XLIV | BWV 643 | Alle Menschen müssen sterben | c | G-dur | |
XLV | BWV 644 | Ach wie nichtig, ach wie flüchtig | c | g-moll |
«Органная книжечка» у органистов принадлежит к числу наиболее репертуарных сочинений Баха. Обычно музыканты исполняют отдельные прелюдии из сборника, чаще других — ). Известно около двух десятков полных аудиозаписей «Органной книжечки», которые в разные годы выполнили Хельмут Вальха (дважды), Тон Копман , Мари-Клер Ален , Андре Изуар , Саймон Престон, Рене Саоржен, Лионель Рогг (трижды), Бернар Фокруль ( ), Оливье Верне и др.