Форум/Архив/Правила/2012/11
- 1 year ago
- 0
- 0
«Се́ча при Ке́рженце» — советский мультипликационный фильм 1971 года по музыке Н. А. Римского-Корсакова режиссёров Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна .
В фильме использованы материалы русской фресковой живописи и миниатюры XIV — XVI веков . Сюжет основан на легенде, которая легла в основу оркестрового эпизода из 3-го действия оперы Н. А. Римского-Корсакова « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии », согласно сюжету которых город Китеж ушёл под воды озера, чтобы избежать монголо-татарского нашествия в XIII веке .
Иванов-Вано соглашался с критиками, которые видели связь трёх его фильмов — « Времена года », «Сеча при Керженце» и « Аве Мария », — при этом он подчёркивал, что их объединяет не только общий принцип драматургического построения (фантазии на тему произведений композиторов-классиков), но и общая цель: показать сложность восприятия мира современным человеком . Фильм «Сеча при Керженце» в этом «триптихе» носит историко-патриотический, героический характер, и его изобразительный ряд определяется старинными иконами и фресками . Фильм был снят методом плоской марионетки и вырезной перекладки, который, по мнению Иванова-Вано, переживал в то время расцвет в СССР и других странах .
Норштейн вспоминал, что для работы над фильмом «Сеча при Керженце» его пригласил Иванов-Вано . Главной идеей фильма было соединение пластики и звука: «Хотелось сделать не просто цветовые сопряжения в согласии с музыкальным звучанием, а всё-таки добиться того, чтобы изображение имело эмоционально-чувственное воздействие на зрителя» . Самым удачным эпизодом Норштейн считает сражение, где образцом для оформления пространства послужило изобразительное искусство 1920-х годов, в частности, картина Казимира Малевича « Скачет красная конница » .
Критик Н. Лагина назвала фильм «эпической фреской» . По её мнению, авторы отказались от религиозных мотивов, уйдя от «спорного» замысла Римского-Корсакова . Она отметила выразительность плоских кукол, гармонию музыки и изображения, цветовое решение, основанное на использовании красок русской фрески — золотой, голубой, белой, алой .
Киновед С. В. Асенин отметил, что «Сеча при Керженце», наряду с фильмами « Левша » и «Времена года», обозначает вступление Иванова-Вано в «едва ли не самый значительный период» его творчества . С помощью фресок, миниатюр, икон в «Сече при Керженце» режиссёр создал целостный мир, одновременно исторически достоверный и символически обобщённый . Гармония изобразительного и музыкального начала больше всего проявляется в сцене сражения, построенной на точном монтаже . Главная тема фильма, по мнению Асенина, — это утверждение мира .
Юрий Лотман приводил «Сечу при Керженце» как пример мультфильма, где подчёркивается специфика языка мультипликации, который основан на рисунке . Лотман заметил, что авторы фильма, используя стиль древнерусской фрески и иконы, сымитировали даже их привычный нынешний вид, добавив трещины краски .
В 2002 году выпущен на VHS и компакт-дисках Video CD в коллекции «Мастера Русской анимации» с английскими субтитрами, далее — на DVD: «Masters of Russian Animation Volume 2».
Мультфильм был отреставрирован и выпущен на дисках DVD и MPEG-4 в сборнике мультфильмов Юрия Норштейна. Записан со звуком Dolby Digital.