ZooBank
- 1 year ago
- 0
- 0
Аллема́нда (от фр. allemande — немецкий ) — изначально низкий танец эпохи Возрождения , впоследствии один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко , стандартная составляющая сюиты (обычно 1-я часть).
Аллеманда возникла в XVI веке как двудольный танец среднего темпа . Произошла, скорее всего, от танцев, популярных в то время в Германии. С формой аллеманды экспериментировали французские композиторы, сделав её четырёхдольной и более свободной в отношении темпа. Характерными чертами танца являются отсутствие синкоп , тональная и мелодическая контрастность. Немецкие композиторы, такие как Фробергер или И. С. Бах , иногда вольно обращались с формой аллеманды для клавира , хотя аллеманды для нескольких инструментов выглядят у них более традиционно.
Итальянские и английские композиторы обходились с аллемандой свободнее, используя контрапункт и большее разнообразие в темпах ( Корелли писал аллеманды от largo до presto ). Английская аллеманда известна из рукописей, где описывается около десяти, временами очень похожих, вариантов исполнения этого танца.
В состав сольной ( лютневой , клавесинной и др.) и ансамблево-оркестровой сюиты , а также камерной (ансамблевой) сонаты , Аллеманда вошла в 17 веке . И все таки аллеманда постепенно утратила песенно-танцевальные черты и стала богата разработанной торжественной вступительной пьесой в медленном темпе, часто с затактом .
В конце XVIII века слово «аллеманда» стали использовать для обозначения нового трёхдольного танца; Douze allemande Вебера (op. 4, 1801 г.) предвосхищает появление вальса . Этот новый немецкий танец 3/4 в темпе быстрого вальса появился вначале в Швабии , затем приобрёл популярность во Франции ( Париж) и в Чехии .