Interested Article - Муканна

Муканна ( араб. المقنع ‎, что значит «закрытый покрывалом») — хорасанский проповедник, предводитель сектантского течения и восстания против Аббасидов , которое в правление халифа аль-Махди (775—785 годы) охватило весь Мавераннахр . Настоящее имя, предположительно — Хашим ибн Хаким .

Сведения о Муканне

Подробности восстания Муканны известны плохо, исторические сведения о нём смешаны с легендами и противоречат друг другу ; наиболее значимы предания, собранные аль-Бируни в труде «Известия об одетых в белое и карматах». Известно, что проповедник был уроженцем Мерва , участвовал в мятеже Абу Муслима и впоследствии свято чтил его память . Заручившись поддержкой крестьян- согдийцев и кочевников-тюрков, он в 777 году поднял восстание «людей в белых одеждах»: белый цвет одежд согдийцев контрастировал с чёрными одеяниями приверженцев халифа .

Муканна привлёк под свои знамёна оставшихся сторонников Абу Муслима и хуррамитов . Его учение представляло собой причудливую смесь маздакизма с мистическим течением в исламе, стремившимся постигнуть сокровенный смысл Корана . Он верил в переселение душ и поражал своих сторонников магическими действами. «Пророк» утверждал, что Бог создал Адама по своему подобию и затем раз за разом воплощался в Ное, Аврааме, Моисее, Иисусе, Мухаммеде, Али , его сыне Мухаммеде , Абу Муслиме и, наконец, в Муканне, который представляет собой венец творения .

Чтобы не ослепить окружающих своей неземной красотой, Муканна и скрыл своё лицо за шёлковым покровом (а также, согласно ряду сообщений, под самодельной маской из золота ). Аббасиды же распускали слухи, что «пророк» прячет лицо оттого, что он плешив и крив на один глаз.

Восстание

Восстание быстро распространилось по Мавераннахру , захватив Бухару и Самарканд . «Муканне» удалось отбить войска халифа, присланные из Багдада на подмогу наместнику Хорасана . Около 783 года он был заперт сторонниками халифа в крепости Санам близ Кеша . Видя бесполезность дальнейшего сопротивления, приверженцы стали покидать Муканну. Он не соблюдал многих запретов ислама, чем стяжал себе дурную славу еретика .

Сведения о его кончине разноречивы . Одни авторы пишут, что он отравился, другие — что вместе со своим семейством и приближёнными взошёл на погребальный костёр , дабы его душа по иранской традиции вознеслась к небу. Слава Муканны пережила столетия. «Люди в белых одеждах» до XII века ожидали возвращения своего « махди » в новой ипостаси. По-видимому, «разгром Муканны означал окончательное утверждение ислама в Средней Азии , а все последующие восстания уже не имели антимусульманской направленности» .

Автор « Истории Бухары » ан-Наршахи (Х век) указывает, что у сторонников Муканны в обычае было свободное отношение с женщинами: «жён своих… считают дозволенными для всех мужчин в своей среде» .

Муканна в позднейшей культуре

История Муканны стала известна в Европе в начале XIX века, когда её описал в поэме « Покровенный пророк Хорасана » (1817) англо-ирландский поэт-романтик Томас Мур . Х. Л. Борхес обратился к этому сюжету в раннем рассказе «Хаким из Мерва, красильщик в маске» (1934). В Нью-Йорке с 1889 года действует масонское общество « ». Восстанию посвящён исторический очерк Садриддина Айни (1944).

Примечания

  1. Энциклопедия ислама , 2-е издание (1993), том 7, стр. 500.
  2. // bukhara.uz 4 марта 2016 года.
  3. Толстов С. П. Древний Хорезм. — М., 1948. — С. 321.
Источник —

Same as Муканна