Interested Article - Сайрам
- 2020-10-30
- 1
Сайрам ( каз. Сайрам ) — бывшее село одноимённого района Туркестанской области , ставшее в 2014 году жилым массивом города Шымкента в составе Каратауского административного района . Расположен на реке .
История
Сайрам — город с богатой древней историей, здесь было возведено несколько средневековых памятников .
Средневековая история
Пока на территории старого Сайрама археологам не удалось обнаружить культурных слоёв ранее IX века .
Ряд исследователей ( В. В. Бартольд , П. П. Иванов , , К. М. Байпаков ) считают, что городище на территории современного Сайрама соответствует древнему городу Испиджаб (Исфиджаб). Ныне это название носит другой населённый пункт Сайрамского района — село Исфиджаб . Другие исследователи ( М. Е. Массон , А. Н. Бернштам , Е. И. Агеева) локализуют Испиджаб на других городищах региона .
Новейшие раскопки казахских археологов, проведенные под руководством директора Института археологии Казахстана Б. А. Байтанаева , показали, что городище Сайрам соответствует средневековому Исфиджабу (Испиджаб). Территория средневекового города, по результатам стратиграфических раскопов, имела протяжённость в широтном направлении около 10 км и соответствовала полностью современной территории поселка Сайрам .
Исфиджаб был крупным торговым городом на Великом Шёлковом Пути . Первое упоминание о Исфиджабе появилось в географическом труде китайского автора Сюаньцзана в 629 году .
В 893 году Исфиджаб был включен в состав государства Саманидов .
Древнейшая исфиджабская мусульманская монета была выпущена в 919/20 году с именем местного династа Ахмада б. Матта .
Саманиды в 995—996 годах имели в Исфиджабе монетный двор и выпускали свои монеты, а в 998/99 году выпускались дирхамы двух типов — сперва с упоминанием местного правителя из династии Маттидов , затем саманидские, а позже были выбиты маттидские дирхамы .
В 990 году он перешел в руки династии Караханидов и оставался в составе их государства до прихода каракитаев в 1141 году .
Караханиды создали здесь монетный двор и выпускали свои монеты, на дирхамах 1013—14 1016—17 г. появляется второе название Исфиджаба — Мадинат ал-Байда или Мадинат ал-Байза (буквально «Белый город») .
В рассказе о событиях Х века арабский географ Ибн Хаукаль писал о Исфиджабе:
Исфиджаб — город приблизительно в три раза меньший, чем Бинкет — содержит в себе шахристан, цитадель и рабад , Цитадель лежит в развалинах и обитаемы лишь шахристан и рабад. Вокруг шахристана идет cтена, равно и вокруг рабада, причем окружность стены равна одному фарсаху. В рабаде расположены сады и проведены оросительные каналы. Городские строения из глины. Сам город расположен в равнине, и между ним и ближайшими горами — пространство приблизительно в 3 фарсаха. В шахристане имеется четверо ворот. Одни из них известны под названием Нуджекетских, другие — Ферганские, Севакратские и Бухарские. Все базары расположены в шахристане и рабаде , а дворец правителя, тюрьма и соборная мечеть — в шахристане. Исфиджаб — город цветущий и обильный урожаями.
— Труды Среднеазиатского Государственного университета им. В.И. Ленина. Археология Средней Азии. выпуск IV. Ташкент. 1957. С.24-25
По данным Махмуда Кашгари , в XI веке жители Сайрам-Исфиджаба говорили на двух языках: по-тюркски и по-согдийски.
С XIII века город известен под названием Сайрам. Исторический центр Сайрама является памятником градостроительной культуры Средней Азии IX — XIX веков .
Сайрам — место рождения суфия Ходжи Ахмеда Ясави . Именно в Сайраме похоронен отец Ходжи Ахмеда Ясави – Ибрагим-ата, здесь же покоится прах его матери – Карашаш-ана . Здесь же находится архитектурный памятник — Мавзолей Абдул-Азиз-Баба .
В 1220 году , несмотря на упорное сопротивление, был захвачен монгольскими войсками и стал частью империи Чингисхана .
В 1223 году недалеко от Сайрама старший сын Чингисхана Джучи встретился с отцом и братьями. Они устроили курултай , состоялась грандиозная облавная охота с участием всех царевичей. Лето 1223 года они провели все вместе в тех пределах .
В 1224 —1340-х годах входил в состав Чагатайского улуса .
Во второй половине XIV века Сайрам стал частью империи Тамерлана . Перед походом на Китай в 1404 году он пожаловал Сайрам и окрестные районы своему внуку Мирзо Улугбеку .
В 1460 году с помощью кочевых узбеков Сайрам захватил внук Мирзо Улугбека Мухаммад Джуки, но позже потерпел поражение от тимурида Абу Саида .
Определенное время Сайрам принадлежал тимуридам , например, тимуриду Султан Ахмеду мирзе , а затем его брату, отцу тимурида Бабура — Умар шайху .
Позднесредневековая история
В 1503 году Шейбани-хан присоединил к своему государству Сайрам.
В 1513 году под власть казахского хана Касыма перешел самый крупный город Присырдарьи — Сайрам.
В 1550-е годы шибанид Науруз Ахмед-хан приказал построить Мавзолей Абдул-Азиз-Баба в Сайраме.
В 1588—1598 годах Сайрам был в руках шибанида Пайанды Мухаммад-султана, но в 1598 году он был убит.
С 1598 года по 1784 год был в составе Казахского ханства .
Историк Мирза Мухаммад Хайдар считал, что «Сайрам, который в старинных книгах назван Исфиджаб» .
В рассказе о событиях 1582 года историограф шибанида Абдулахана II Хафиз-и Таныш Бухари писал о Сайраме:
Сайрам, который в исторических сочинениях пишется Испиджаб, был крепостью, укрепленной до такой степени, что мысль была бессильной представить себе [возможность] завоевать ее и сила воображения была приведена в смущение, и [нельзя было] даже мечтать об овладении ею.
— Материалы по истории казахских ханств XV-XVIIIвв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-ата. 1969. С. 264
Молла Муса бин Молла Айса писал: «Люди Сайрама [делятся на] три племени, то есть на три рода: род ходжей, шахский род и эмирский род… те, которые называются шахским родом, доводят свою родословную до древних государей-кейнанидов и до таджикских шахов. Что же касается эмирского рода, то их родословная достигает прежде правивших эмиров и визирей. Но род ходжей доказывает своё высокое происхождение, гордится и возвеличивает себя, говоря: „Мы — алиды, то есть мы из сыновей и потомков рода Али — да почтит Аллах лик его“» .
В 1636 году войска аштарханида Имамкулихана во главе с Ялангтуш-бием совершили поход на Сайрам .
Сайрам долгое время был торговым центром, в XVII веке он стал важным пунктом на «Оружейном пути», по которому из Бухары шло снабжение вооружением Джунгарского ханства , ведшего непрерывные войны. В 1682 году Сайрам был захвачен джунгарами. После того как в 1683 году был восставшими был уничтожен джунгарский гарнизон, в 1684 году джунгары вновь захватили город, большинство ремесленников из Сайрама и окружающих городов джунгары угнали с собой в Джунгарию .
В 1723 году в ходе войны с Казахским ханством джунгары во главе с полководцем Цевана Рабдана — Лоузан-Шоно вновь захватили Сайрам .
Сайрам утратил городские функции после того, как к 1759 году Китай разгромил Джунгарское ханство и «Оружейный путь» прекратил своё существование. Направления основных торговых путей бухарских купцов переориентировалось на торговлю с Россией и с этого времени миновали Сайрам. С начала XIX века быстрый рост Чимкента (современный Шымкент ), к которому перешли функции главного торгового центра региона, привёл к запустению Сайрама и утрате им городских функций .
В пособии по географии 1781 года Сайрам упоминается как город .
Новое время
В 1784—1809 годах Сайрам входил в состав государства ташкентского правителя Мухаммада Юнусходжи .
Кокандский хан Алим-хан в 1809 году захватил Сайрам . С 1809 по 1864 годы Сайрам находился в составе Кокандского ханства .
В 1821 году казахский султан Тентек-торе возглавил восстание против Кокандского ханства. Войска повстанцев взяли штурмом Сайрам и Чимкент, однако из Коканда прибыли крупные силы, которые после нескольких сражений подавили восстание.
В составе Российской империи
В 1864 году Сайрам российские историки называли городом .
В 1864 году Сайрам был присоединён к Российской империи , в 1865 году формально вошёл в состав России в составе вновь образованной Туркестанской области , входившей в состав Оренбургского генерал-губернаторства . С 1867 года в составе вновь созданной Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства . С 1868 года — в составе Чимкентского уезда . В период российского правления Сайрам статуса города не имел .
Известный советский востоковед М. Е. Массон указывал на то, что в прошлом Сайрам был городом с «многовековым прошлым», современное ему состояние населённого пункта он характеризовал как « кишлак » .
Советский период
Первым главой Среднеазиатского духовного управления мусульман Средней Азии в 1943 году был избран Ишан Бабахан , а затем его сын Зияуддин Бабаханов , которые были выходцами из семьи Йасавийских шейхов, живших в округе средневекового Сайрама .
Период независимого Казахстана
Население
Согласно переписи 1999 года население села составляло 25 408 человек, а по переписи 2009 года уже 32 757 чел. .
Социальная структура
В Сайраме есть 10 общеобразовательных, 1 основная средняя школа, 1 школа-лицей, специальная школа и 2 колледжа. Также есть государственный Областной Узбекский драматический театр, который работает с 2003 года . В краеведческом музее Сайрама есть много различных экспонатов средних веков.
- Общая средняя школа № 71
- Общая средняя школа № 91.
- Общая средняя школа № 92.
- Общая средняя школа № 104 им. Е. Юсупова
- Школа-лицей № 107 им Ю. Сареми.
- Общая средняя школа № 108 им. Хамзы.
- Общая средняя школа № 109 им. Атои.
- Общая средняя школа № 110 им. З. Хусанова.
- Общая средняя школа № 111 им. М. Мамедова.
- Основная средняя школа № 112 им. Б. Садыкова.
- Общая средняя школа № 113 им Ал-Фараби.
- Общая средняя школа № 114 им. Сайрам
- ГККП Колледж №10
- Медицинский колледж "Сайрам". https://sayramcollege.kz
Издаётся детская республиканская газета на узбекском языке — «Болажон» .
Происшествия
25 декабря 2012 года вблизи села Сайрам потерпел катастрофу самолёт Ан-72 пограничной службы КНБ РК ; погибли все 27 человек, находившиеся на борту.
Галерея
-
В центре Сайрама, Казахстан. Он показывает перекрёсток в центре города, полный трафика в летний день. Вдали видны купола, расположенные в пятничной мечети города, и различные мавзолеи.
-
Триумфальный мавзолей Абд аль-Азиз-Баба и Сейт Кожахан-ата, первоначально построенный по приказу Тамерлана
-
Минарет Сайрама
-
Пятничная мечеть Сайрама, построенная в последние десять лет пожертвованиями иностранных филантропов.
-
Минарет в мечети Кыдыр, X век. Примерно 45 футов (15 метров) высоты.
-
На въездной арке наименование Сайрама на кириллице и арабице.
-
Новейший мавзолей в Сайраме сегодня был построен и закончен в 2005 году для Ботбай-Ата.
-
Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на этом ханском мосту Арыстан баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка на хранение»
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 17 января 2018. 30 сентября 2018 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
- ↑ Дата обращения: 5 марта 2014. 5 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 5 марта 2014. 5 марта 2014 года.
- Bosworth, C.E. «Isfīdjāb.» Encyclopædia of Islam, 2nd ed., Brill, 2010
- . Дата обращения: 20 января 2018. 20 января 2018 года.
- Кочнев Б. Д., Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1209 гг.). Москва «София», 2006, с. 157—158
- Кочнев Б. Д., Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1209 гг.). Москва «София», 2006,с.150
- Кочнев Б. Д., Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1209 гг.). Москва «София», 2006,с. 42—43
- В.В.Бартольд. Сочинения. Том. II. Часть 2. М.: Наука, 1964. С. 467
- . Дата обращения: 20 мая 2018. 21 мая 2018 года.
- Turkestan Down to the Mongol Invasion, by Vasiliĭ Vladimirovich Bartolʹd Published by Luzac, 1958
- Султанов, Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть М.: АСТ МОСКВА, 2006, с. 67
- Mediæval Researches from Eastern Asiatic Sources: Fragments Towards the Knowledge of the Geography and History of Central and Western Asia from the 13th to the 17th Century, E. Bretschneider. K. Paul, Trench, Trübner & co., ltd, 1910
- В.В.Бартольд. Сочинения. Том. II. Часть 2. М.: Наука, 1964. С. 70
- Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI—XVIII вв. (Письменные памятники). Т, 1985, с. 22
- Бабур-наме. Перевод М. А. Салье. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992, с. 34—35
- Султанов, Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть М.: АСТ МОСКВА, 2006,с.137
- . old.unesco.kz. Дата обращения: 27 февраля 2018. 7 августа 2020 года.
- Мухтар Кожа. Памятники Сайрама. Путеводитель. — Алтын алқа, 2009
- Норик Б. В. Биобиблиографический словарь среднеазиатской поэзии (XVI — первая треть XVII в.). М.: издательский дом Марджани, 2011, с.598
- . tarikh.kz. Дата обращения: 27 февраля 2018. 10 июля 2017 года.
- Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди. Перевод с персидского А. Урунбаева, Р.П. Джалиловой. Т.:Фан. 1996, с. 210—211
- Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-ата. 1969. С. 487
- Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997, p.189
- ↑ . Дата обращения: 18 января 2018. 18 января 2018 года.
- Моисеев В. А., Джунгарское ханство и казахи (XVII—XVIII вв.). Алма-Ата, 1991. с. 50-51
- Моисеев В.А., Джунгарское ханство и казахи (XVII—XVIII вв.). Алма-ата, 1991. с. 72
- Géographie: Abrégée Dans Les Objets Les Moins Intéressans, Augmentée Dans Ceux Qui Ont Paru L'Être, Retouchée par-tout, & ornée d'un Précis De L'Histoire De Chaque État. Comprenant La Tartarie, la Chine, le Japon, L'Inde deça & delà le Gange, les Isles, &c, Volume 9, р. 49
- История Узбекистана. Т.3. Ташкент, 1993, с.207
- Bregel, Yuri. An Historical Atlas of Central Asia. Handbook of Oriental Studies, sec. 8, vol. 9- Leiden: Brill, 2003. xi
- ↑ Терентьев. М.А. История завоевания Средней Азии. т.1. Спб, 1906, с. 294
- . Дата обращения: 19 января 2018. 19 января 2018 года.
- . Дата обращения: 18 января 2018. 18 января 2018 года.
- Бабаджанов, Б. М. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУФИЙСКИХ ГРУПП В УЗБЕКИСТАНЕ. CA&C Press AB (1999).
- . Дата обращения: 19 февраля 2014. 19 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 13 июля 2018. 12 июля 2018 года.
Ссылки
- 2020-10-30
- 1