Interested Article - Давыдов, Александр Михайлович (певец)

Александр Михайлович Давыдов (настоящее имя Израиль Моисеевич Левенсон ; 25 марта 1872 года , местечко Кобеляки Полтавской губернии 28 июня 1944 года , Москва ) — оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор ), популярный исполнитель романсов. После окончания сценической карьеры — оперный режиссёр и педагог, заслуженный артист Республики (1924).

Биография

Родился в семье учителя. С 12 лет, уехав в Киев , пел в хоре, затем в кафе-шантане. В Киеве познакомился с музыкантами. И. П. Прянишников помог перейти в хор Киевской оперы. В 1890—1892 годах обучался пению у Камилло Эверарди . Дебютировал на оперной сцене в партиях Фауста (« Фауст ») и Альфреда (« Травиата ») в 1889 г. в Екатеринославе , но скоро увлёкся и опереттой, параллельно выступая в операх и опереттах. Выступал в разных антрепризах по городам России. В 1900—1914 гг. солист петербургского императорского Мариинского театра (дебютировал в партии Германа — « Пиковая дама »), продолжая гастролировать по России и за рубежом. По приглашению С. П. Дягилева выступал в Париже в программе «Русские сезоны» ( 1909 г.).

В 1914—1915 гг. был руководителем русского отделения кинофирмы «Кинетофон Эдисона», выпускавшей экспериментальные звуковые фильмы. Вышло 37 фильмов этой фирмы, некоторые из них были отрывками из опер, арии в которых исполнил Давыдов («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама») .

Из-за наступавшей глухоты в 1914 г. певец оставил оперную сцену, но ещё до 1924 г. продолжал концертную деятельность, исполняя русские, цыганские и неаполитанские песни и романсы. В 1924—1935 гг. жил в эмиграции в Париже , где состоял консультантом по художественной части в Парижском театре Русской оперы. В 1934 г. стал режиссёром оперной труппы Ф. И. Шаляпина и по его же настоянию был приглашён в качестве режиссёра в парижский театр «Опера комик» в качестве постановщика « Князя Игоря » (музыкальным руководителем спектакля был А. К. Глазунов ).

Вернувшись в 1935 году в СССР, с 1936 года занимался педагогической деятельностью в вечерней школе пения при Мариинском театре, ставшим Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова.

Написал литературные воспоминания о П. И. Чайковском, Ф. И. Шаляпине для различных сборников и журналов.

Умер в 1944 году. Похоронен на Литераторских мостках .

Творчество

А. М. Давыдов — Герман в опере «Пиковая дама»

Незаурядный вокалист, обладавший крупным актёрским дарованием. Исполнитель высокой музыкальной и общей культуры.

Репертуар певца был огромен и состоял из ролей в 85 операх и 30 опереттах, среди которых:

Садко, первый исполнитель в постановке Мариинского театра (« Садко »); Наль («Наль и Дамаянти»); Моцарт (« Моцарт и Сальери »), Миме (« Зигфрид »); Герман и Чекалинский (« Пиковая дама »); Синодал (« Демон » А. Рубинштейна );Вильгельм (« »), Арлекин (« Паяцы »); Тангейзер (« Тангейзер »); Самозванец (« Борис Годунов »); Хозе (« Кармен »); Логе (« Золото Рейна »); Ленский (« Евгений Онегин »); Макс (« Вольный стрелок »); Отелло (« Отелло » Дж. Верди ) и многие другие.

По словам известного петербургского критика Э. А. Старка (псевдоним — Зигфрид) (Петербургская опера и её мастера. 1890—1910, Л-М Искусство. 1940 г. //глава V. Артисты-солисты: Давыдов): «Давыдов был после Фигнера следующим этапом на пути раскрытия образа Германа… Герман у Давыдова был значительнее, нежели у Фигнера. Он был проще, без того налета мелодраматизма, которого не чуждо было исполнение Фигнера», — и продолжает: о ролях Зигмунда, Логе и Тангейзера, что певец вступил в соревнование с создателем этих ролей — Ершовым и всегда выходил из этого сложного соревнования с честью, «оставался непревзойдённым» в партии Миме. [ источник не указан 1165 дней ]

Был популярен как исполнитель русских песен и «цыганских» романсов, прежде всего, Александра Алябьева , Николая Бакалейникова , Василия Врангеля , Якова Пригожего , Николая Зубова и Михаила Штейнберга . Также Давыдов и сам был не чужд творчества. Пожалуй, самыми известными из его сочинений стали романсы «Отойди, не гляди» (на стихи Бешенцова) и «Зачем?» (иногда называемый по припеву: «тебя не вырвут у меня») на стихи неизвестного автора. Последний ввела в свой репертуар, в том числе, и «несравненная» Анастасия Вяльцева . Кроме неё этот «жестокий» романс часто исполняли и . — Позднее, уже в советские годы давыдовский романс «Зачем?» особенно прославился в исполнении Веры Марецкой и Сергея Мартинсона , став одним из лучших музыкальных номеров фильма « Свадьба » военных лет.

В начале века записал на грампластинки около 400 произведений:

  • в Петербурге («Граммофон», 1901—1909 гг. , 1911 г.; «Пате», 1903 г., 1909—1910 гг.; «В. И. Ребиков», 1904 г.; «Бека», 1905 г.; «Колумбия», 1906—1907 гг.; «Фаворит», 1909—1910 гг.; «Сирена», 1911, 1913 гг.; «Стелла», 1911 г.; РАОГ, 1912, 1914 гг.; «Одеон», 1912 г.);
  • в Москве («Граммофон», 1901 г.; «Метрополь», Корона, 1912 г.).

Примечания

  1. (англ.) OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  2. В. Вишневский Художественные фильмы дореволюционной России. — М., 1945, С. 154—155.
  3. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 421.

Литература

  • Кумок В. Н., Воловник С. В. Евреи Мелитополя. — Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012. — Т. 1, с. 663—665.

Ссылки

Источник —

Same as Давыдов, Александр Михайлович (певец)