Interested Article - Турья (философия)
- 2021-05-21
- 1
Турья — в индийской философии особое состояние сознания, в котором отсутствует субъектно-объектное разделение, область чистого сознания, лежащая в основе трёх остальных ( , , ), но являющееся наивысшим.
Концепция адвайты
Две первые области сознания (джаграта и свапна) не являются истинной реальностью из-за дуалистической природы субъекта и объекта (я — не-я). В лишённом сновидений сне (сушупти) внешние и внутренние объекты не воспринимаются; однако это не означает, что сознание не присутствует там. Описание сушупти походит на высказывание «я не вижу ничего», но при этом зрение сохраняется; также в лишённом сновидений сне не ощутимо ничего, но сам факт признания неощутимости является верным доказательством существование сознания в течение глубокого сна.
Сознание является постоянным фактором во всех трёх областях, независимо от присутствия или отсутствия объектов. Само сознание не требует демонстрации перед другими, поскольку оно самодостаточно. В то время как всё представлено сознанию, само сознание не представлено ничему, оно не объект относительно другого, это то, что лежит в основе субъекта и объекта — четвёртое состояние сознания (турья) — Брахман .
В Мандукья Упанишаде об этом сказано так: « Не имеет частей четвёртое состояние — неизречённое; растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное ».
Вайшнавская концепция
Три состояния сознания в той или иной степени зависимы от материального влияния и сохраняют единство — в бодрствующем состоянии непосредственно ( раджо-гуна ), в состоянии сна со сновидениями сознание продолжает оперировать идеями, полученных от материального опыта ( саттва-гуна ), а после пробуждения от глубокого сна остаётся память об этом состоянии ( тамо-гуна ). Состояние глубокого сна, когда влияние внешнего минимально, а сознание остаётся, в какой-то мере является ключом к пониманию турьи, которое представляет собой сознание, свободное от материального влияния, но в то же время неотделимое от трёх других.
Бхагавата-Пурана , стих 11.15.16 , описывает Бхагавана как четвертое начало мира, про которое в Бхагавад-гите , стих 7.13 , говорится , что оно стоит над тремя гунами (« Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы, весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого » ).
Примечания
- Ramana Maharshi. States of Consciousness.
- Sri Chinmoy. Summits of God-Life.
- Упанишады: В 3 т. — М. : Наука. Главная редакция восточной литературы. Научно издательский центр «Ладомир», 1991. Т. 2. С. 202
- . Дата обращения: 23 мая 2008. 25 августа 2011 года.
- . 19 июня 2008 года.
- Swami B. V. Tripurari. Brahman, Paramatma, and Bhagavan.
- Бхагавад-Гита, как она есть, стих 7.13.
- 2021-05-21
- 1