Interested Article - Гильгамеш

Гильгаме́ш ( аккад. 𒄑𒂅𒈦 , шум. 𒀭𒄑𒉋𒂵𒈨𒌋𒌋𒌋 , d gilgameš 3 ) — правитель шумерского города Урук , правил в конце XXVII — начале XXVI веков до н. э. Стал персонажем шумерских сказаний и аккадского эпоса — одного из величайших произведений литературы Древнего Востока. В некоторых мифах известен как «Царь героев Гильгамеш». После же смерти Гильгамеш стал правителем подземного царства .

Историчность Гильгамеша

Представитель 1-й династии Урука . Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес», что, возможно, значит «Предок героя» . Легенды называют его сыном богини Нинсун и эна (верховного жреца) Кулабы, поселения, вошедшего в состав Урука. Современных ему надписей не сохранилось. Древнейшим эпиграфическим памятником, на котором написано имя этого правителя, является список богов из Шуруппака (XXVI век до н. э.), где Гильгамеш и его отец Лугальбанда названы посмертно обожествлёнными героями.

Гильгамеш был правителем, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд. Подобно Энмеркару и Лугальбанде , ему посвящён отдельный цикл шумерских легенд, в которых описываются различные, не связанные друг с другом случаи из его жизни. До нашего времени сохранилось пять таких текстов. В начале 2-го тысячелетия до н. э. была написана длинная поэма, в которую, наряду с новым материалом, вошли некоторые более ранние шумерские легенды. Получившийся в итоге « Эпос о Гильгамеше », несомненно являющийся настоящим шедевром ассиро-вавилонской литературы и одним из самых красивых подобных произведений, написанных в древности, сохранился почти полностью.

Оттиск цилиндрической печати

Поэмы о Гильгамеше и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском и аккадском языках, но и на большинстве других самых крупных языков Западной Азии ( хеттском , хурритском ). Гильгамеш стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия — до такой степени, что современные учёные часто воспринимали его легендарным персонажем, а не реальным человеком и правителем. Гильгамеш изображался в виде бородатого мускулистого человека, сражающегося с быками и львами, на множестве памятников — от цилиндрических печатей протописьменного периода до скульптурных рельефов , украшавших ассирийские дворцы.

Если верить эпической поэме « Гильгамеш и Агга », в начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша Аге . Ага через послов потребовал, чтобы Урук принял участие в предпринятых Кишем ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, которого поддерживало народное собрание, отказался покориться. Народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождём — лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату , но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев. Гильгамеш добился независимости города Урука. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.

В дальнейшем Гильгамеш объединил под своей властью такие города как Адаб , Ниппур , Лагаш , Умма и другие. Гильгамеш упоминается (см. Туммальская надпись ) в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя.

Вавилонский эпос представляет в качестве его важнейшего подвига постройку городской стены Урука. Возможно, речь в данном случае идёт об обнаруженной в ходе археологических раскопок стене, протяженностью 9,5 км, опоясывающей руины Урука. В северной и южной её частях имелись ворота шириной 3,5 м с прямоугольными башнями. Восемьсот полукруглых оборонительных башен, отстоящих друг от друга на 10 м, делали стену толщиной в 5 м почти неприступной. Она сложена из плоско-выпуклых кирпичей, характерных для раннединастического периода , а значит, вполне могла быть построена в правление Гильгамеша.

Также рассказывалось о походе Гильгамеша в Ливан за кедровым лесом.

В более поздних легендах

Имя Гильгамеша упоминается не только в месопотамских текстах, но и в Кумранских рукописях : фрагмент 13 Q450 «Книги исполинов» содержит имя Гильгамеша рядом с отрывком, переводимым как «…все против его души…». Эти же тексты использовались ближневосточными манихейскими сектами. Клавдий Элиан около 200 г. н. э. рассказывает о Гильгамеше (у Элиана он назван Гильгам) видоизменённую легенду о Саргоне Аккадском : оракул-де предсказал вавилонскому царю смерть от рук собственного внука, тот испугался и сбросил ребёнка с башни, но царевича спас орёл и воспитал садовник. Ассирийский богослов Церкви Востока около 600 г. н. э. называет Гильгамеша (Глигмоса) в списке 12 царей, бывших современниками патриархов от Фалека до Авраама . Имя Гильгамеша (Джилджамиша) помнили даже в XV веке — Джалалуддин ас-Суюти называет его в качестве одного из демонов.

Культурное значение

Джордж Смит

В середине XIX века в ассирийском городе Ниневия была найдена клинописная библиотека. Исследуя найденные таблички, ассириолог Джордж Смит в 1872 году заявил, что обнаружил миф о потопе , сходный с изложенным в Библии. Продолжив дешифровку табличек, он выяснил, что сообщение о потопе является частью текста, называемого вавилонянами «Сказаниями о Гильгамеше».

Ряд исследователей придерживается мнения, что песни о Гильгамеше, имея черты солярного мифа , соответствуют знакам Зодиака . Впервые такая гипотеза была выдвинута в 1874 году Ф. Ленорманом , в 1961 году к такому же выводу независимо от французского исследователя пришёл И. М. Дьяконов . Попытка сопоставления мотивов эпоса со знаками Зодиака предпринята В. Н. Топоровым в энциклопедии « Мифы народов мира » . В 1999 году аналогичную попытку предпринял В. В. Емельянов , сравнивая семантики эпоса и Ниппурского календаря .

Художественные воплощения

Беллетристика

Кинематограф и анимационные фильмы

  • Final Fantasy японская серия видео игр (1987—настоящей время).
  • Башня Друаги: Герои Урука — японские сериал (2008—2009).
  • Гильгамеш — японский сериал (2003—2004).
  • Гильгамеш — американский фильм (2014).
  • Fate/Zero — японский ранобэ авторства Гэна Уробути, написанное под руководством компании Type-Moon и выпущенное совместно с Nitroplus в период с 29 декабря 2006 года по 29 декабря 2007 года как додзинси, и аниме адаптация с 2 октября 2011 по 25 декабря 2011 и с 8 апреля 2012 по 24 июня 2012.
  • Fate/stay night (яп. フェイト/ステイナイト Фэйто/сутэй найто, букв. «Судьба/ночь схватки») — японский визуальный роман , разработанный компанией Type-Moon и выпущенный 30 января 2004 года на PC.
  • Fate/Grand Order — Absolute Demonic Battlefront: Babylonia (Fate/Grand Order-絶対魔獣戦線バビロニア) — японский фэнтезийный аниме-сериал производства CloverWorks .
  • Вечные — американский фильм (2021).
  • — это специальный 55-минутный аниме производства A-1 Pictures .

Примечания

  1. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 123—124, 127.
  2. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 77—78.
  3. Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 100.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 22 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
  5. Паннекук А. История астрономии = A history of astronomy. — М. : Наука , 1966. — С. 32. — 589 с. — 3,500 экз.
  6. Месяцы / Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 144.
  7. Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. — СПб. : Петербургское востоковедение , 1999. — С. 199—235. — 272 с. — (Orientalia). — 1,000 экз. — ISBN 5-85803-112-9 .

Литература

Ссылки

  • Емельянов В. (неопр.) . ПостНаука. Дата обращения: 14 марта 2015.


I династия Урука

Предшественник:
Думузи-рыбак
царь Урука
XXVII век до н. э.

Преемник:
Урлугаль

Same as Гильгамеш