Interested Article - Абу Мансур аль-Матуриди

Абу Мансу́р Муха́ммад ибн Муха́ммад ибн Махму́д аль-Матури́ди ас-Самарканди́ ( араб. أبو منصور محمد بن محمد بن محمود الماتريدي السمرقندي ‎; 870 , Матурид, близ Самарканда 944 , Самарканд ) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама матуридизма .

Биография

Абу Мансур аль-Матуриди родился в селении Матурид близ Самарканда . Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде . Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам . О его жизни известно очень мало, ханафитские табакаты упоминают о нём лишь мимоходом. Из этих источников известны имена его учителя Абу Насра аль-Ийяди и нескольких близких учеников. Лишь в «Табсират аль-адилла» Абу-ль-Муина ан-Насафи (ум. 1114) содержится детальная информация о трудах и учении аль-Матуриди, а также сведения о его современниках и учениках .

Согласно ан-Насафи, аль-Матуриди состоял в кружке учеников упомянутого известного исламского богослова Абу Насра аль-Ийяди. Вместе с ним в это же время обучались Абу-ль-Касим аль-Хаким ас-Самарканди, Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Йаман ас-Самарканди и Абу Салама Мухаммад ибн Мухаммад. Другим его учителем был Абу-ль-Хасан ар-Рустугфани (Рустагфани) , автор трудов «Иршад аль-мухтади» и «Китаб аз-заваид ва-ль-фаваид». Известно, что аль-Матуриди и ар-Рустугфани диспутировали о том, как судить о человеке, который при попытке установить истинное положение дел, сбился с правильного пути в результате своего иджтихада (самостоятельного умозаключения). Первый посчитал, что такой иджтихад является неправильным, а второй аргументировал тем, что умозаключение будет правильным вне зависимости от того, установил ли он этим самым истинное положение дел или нет .

Все источники называют датой смерти аль-Матуриди 332 либо 333 год хиджры (940 год). Многие при этом упоминают о том, что он умер чуть позднее Абу-ль-Хасана аль-Ашари . Его могила находится на кладбище учёных в районе (Йакардиза) в Самарканде. Согласно аль-Кураши, тело аль-Матуриди покоится в тюрбе под названием Турбат аль-Мухаммадин , где похоронено более 400 мусульман с именем Мухаммад .

Наследие

На ряд вопросов калама аль-Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты , отдавая предпочтение рационалистическому истолкованию священных текстов : они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны . Но в отличие от ашаритов аль-Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода воли , в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в соблюдении религиозных обрядов .

Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра .

Абу Мансур аль-Матуриди преуспел в диспутах, которые вёл с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Он вступал в дискуссии с каррамитами , шиитами и мутазилитами , посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов .

Труды

Труды аль-Матуриди можно разделить на следующие категории:

  1. Труды по каламу и искусству диспутов.
  2. Труды по усулю.
  3. Труды по тафсиру и кораническим наукам.
  4. Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа) .

Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:

  • «Та’вилат аль-Куран» ( араб. تأويلات القرآن ‎) — комментарий к Корану .
  • «Шарх аль-фикх аль-акбар» ( араб. شرح الفقه الأكبر ‎) — толкование трактата «Аль-фикх аль-акбар» Абу Ханифы .
  • «Ма’ахиз аш-шар‘ия» ( араб. مآخذ الشرائع ‎) — книга по фикху.
  • «Китаб аль-макалат» ( араб. كتاب المقالات ‎) — книга по каламу.
  • «Китаб ат-таухид» ( араб. كتاب التوحيد ‎ — «Книга о единобожии») — книга, излагающая основы ислама с позиций учения матуридизма .
  • «Радд аваиль аль-адилла» ( араб. رد أوائل الأدلة ‎) — критика труда «Аваиль аль-адилла» мутазилита .
  • «Баян вахм аль-мутазила» ( араб. بيان وهم المعتزلة ‎) — критика воззрений мутазилитов.
  • «Ар-Радд ‘ала усуль аль-карамита» ( араб. الرد على أصول القرامطة ‎) — критика воззрений карматов.
  • «Радд китаб аль-имама ли-ба‘д ар-равафида» ( араб. رد كتاب الإمامة لبعض الروافض ‎) — критика воззрений шиитов .

Из них до наших дней сохранились лишь «Та’вилат аль-Куран» и «Китаб ат-таухид» .

Память

В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате было приурочено издание его трудов, проведение международной конференции и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде .

Примечания

  1. — 2005.
  2. Muḥammad ibn Muḥammad Māturīdī // (англ.)
  3. // М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
  4. .
  5. .
  6. .
  7. Rippin A. . — Routledge. — С. 181—183. — 414 p. — ISBN 9781351963626 . 25 ноября 2022 года.
  8. Imam-i Maturidi // İslam alimleri ansiklopedisi. Türkiye Gazetesi. İstanbul, 1984. C. 4. S. 201
  9. от 28 ноября 2011 на Wayback Machine — об имаме Матуриди на info-islam.ru.
  10. Артиков М. А. от 5 марта 2016 на Wayback Machine ИД «Медина».

Литература

Ссылки

  • Айдын Али-заде. . upelsinka.com. Дата обращения: 23 апреля 2015.
Источник —

Same as Абу Мансур аль-Матуриди