Худ, Самуэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Самуэль фон Пу́фендорф ( нем. Samuel von Pufendorf ; 8 января 1632 , Цвёниц , Саксония — 13 октября 1694 , Берлин ) — немецкий юрист -международник, историк , философ , при жизни получивший международное признание. Первым дал определение термина « культура ». Монтескьё называл Пуфендорфа « Тацитом Германии».
Сын лютеранского пастора Элиаса Пуфендорфа, выходца из Глаухау , проповедовавшего в Хемнице .
Учился в княжеской школе в Гримме , основанной курфюрстом Морицем Саксонским , затем обучался в Лейпцигском университете , где занимался изучением международного права , которое тогда применялось во взаимоотношениях императорской власти и территориальных государей и последних между собой. Позже, в Йене , Пуфендорф изучал ещё математику у профессора Вайгеля ; математические познания, равно как и основательно изученная Пуфендорфом философия Декарта , оказали в дальнейшем большое влияние на становление его собственного научного метода.
Пуфендорф осознанно сторонился научных степеней и поступил гувернёром к сыну шведского посланника при датском дворе, Койэта (Коэта). В период датско-шведских переговоров Пуфендорф, вместе со всей семьёй посланника, был взят в плен датчанами. Во время восьмимесячного плена Пуфендорф, не имевший при себе книг, занялся воссозданием в памяти прочитанных им трактатов Жана Бодена , Гуго Гроция и Гоббса по естественному праву и составил на их основе краткое систематическое изложение основ юриспруденции . Таким образом появились «Elementorum Jurisprudentiae Universalis Libri duo» ( Гаага , 1660 год), где из ряда аксиом и определений выведено всё остальное содержание юриспруденции. Курфюрст Пфальца , коему была посвящена книга, предложил учёному возглавить кафедру естественного и международного права в Гейдельбергском университете (то была первая в Германии кафедра «естественного и международного права» ). Кроме этого Пуфендорф читал специальные лекции сыну курфюрста. В Гейдельберге Пуфендорф оставался до 1670 года и издал в это время под псевдонимом Северина де-Монзамбано знаменитый памфлет на конституцию Священной Римской империи : «De statu Imperii Germanici Liber unus» ( Женева , 1667). Этот памфлет переиздавался несколько раз на латинском языке и был переведён на немецкий , французский , английский и русский языки . В некоторых германских государствах книга Пуфендорфа была запрещена; многие выдающиеся учёные написали возражения на неё.
В 1670 году шведский король Карл XI пригласил Пуфендорфа в основанный им университет в Лунде на кафедру международного права. Слава Пуфендорфа распространилась в Европе отчасти благодаря успеху его лекций, отчасти благодаря новым изданиям его сочинений. Учёный состоял профессором у Лундского университета вплоть до взятия Лунда датчанами (1679 год). Тогда же король шведский пригласил Пуфендорфа в Стокгольм и назначил его своим историографом и одним из советников.
В Швеции Пуфендорф издал большую часть своих сочинений, лидирующее место среди которых занимает «De Jure Naturae et Gentium» (Лунд, 1672; Франкфурт, 1684; вскоре после смерти Пуфендорфа переведено на французский, немецкий и английский языки). Один из коллег Пуфендорфа, Бекман, написал на эту книгу критику, в которой выставлял Пуфендорфа вероотступником; но критика Бекмана в Швеции была запрещена, а сам Бекман отправился в изгнание.
В ответ на более поздние нападки Бекмана Пуфендорф напечатал в 1678 году «Апологию» , «Discussio calumniarum» и ещё два иронических послания в стиле « Писем темных людей ». Далее Пуфендорфом написаны:
Все эти сочинения были вскоре переведены на французский, английский, голландский языки . В последнем из них Пуфендорф говорит, что в делах религиозных правители имеют право наказывать за богохульство, атеизм , сношение с демонами , сектантство , если оно учит противиться властям, но не должны облагать наказаниями тех, кто допускает отступления от обрядности и придерживается необычных взглядов в научных вопросах.
В 1688 году Пуфендорф переселился в Берлин , где получил звание историографа. Здесь он написал изданные после его смерти историю Великого курфюрста ( «De rebus gestis Frederici-Wilh e lmi Magni », Берлин, 1695) и историю короля Швеции Карла Густава . В 1694 году Пуфендорф получил шведское баронство . После смерти Пуфендорфа были изданы многие из его сочинений, в частности, интересное рассуждение о разногласиях среди протестантов : «Jus feciale divinum» ( Любек , 1695).
Свидетельством огромного авторитета Пуфендорфа при жизни и в ближайшее время после смерти являются многочисленные переводы и переиздания его сочинений. В России переводами Пуфендорфа занимался епископ Гавриил (Бужинский) , переведший «Введение в историю европейскую» (с лат., СПб., 1718) и «О должностях человека и гражданина» (СПб., 1724). Эти переводы были выполнены под личным наблюдением Петра Великого . Главная заслуга Пуфендорфа — выделение естественного права от богословской схоластики и вывод его на уровень самостоятельной науки. По его мнению, право должно согласоваться лишь с законами разума, независимо от догматов вероисповедания и от существующих законоположений. По предмету отношений церкви к государству Пуфендорф создал теорию так называемого «коллегиализма». Профессор Е. Н. Темниковский в своём сочинении «Положение Императора Всероссийского в Русской православной церкви в связи с общим учением о церковной власти» показал, что отдельные места из Духовного Регламента 1721 года являются прямыми заимствованиями из книги Пуфендорфа «De jure naturae et gentium» .