Interested Article - Вайхляйн, Романус

Вайхляйн, Романус ( нем. Romanus Weichlein , имя при рождении Андреас Франц Вайхляйн нем. Andreas Franz Weichlein , 30 ноября 1652 , Линц , Австрия 8 сентября 1706 , , Цемендорф-Штёттера , Австрия ) — австрийский композитор и скрипач .

Биография

Романус Вайхляйн происходил из музыкальной семьи. Первые свидетельства о его отце, Иоганне Вайхляйне, относятся ко времени, когда он служил органистом в Цветльском аббатстве . Затем он перебрался в Линц, где с 1639 и до своей смерти в 1677 году занимал должность городского органиста и держал трактир . У Иоганна Вайхляйна в браке с некой Сабиной родилось 9 детей, четверо из которых стали музыкантами: Магнус Вайхляйн (при рождении Иоганн Георг) (1650 — 1692) органист, Романус Вайхляйн (при рождении Андрес Франц, третий ребёнок), Франц Вайхляйн (1659-1727) органист и композитор, Константин Вайхляйн (1667 — ?) органист .

Начальное образование Андреас, как и его старший брат Иоганн, получили вероятно в школе при бенедиктинском монастыре в одноимённой коммуне . Братья становятся послушниками Ламбахского монастыря: Иоганн в 1666 году под именем Маркус, Андреас в 1671 году под именем Романус. В том же году, опять вслед за старшим братом, Романус начинает изучать философию и теологию в университете Зальцбурга (получил степень бакалавра в 1672 году и доктора философии в 1673 году). В 1678 году Романус принял сан священника .

Сведения о музыкальном образовании братьев Вайхляйнов крайне скудны. Предполагают, что в период пребывания Зальцбурге Романус мог обучаться у Бибера . Значительное влияние на Вайхляйна оказал (1631-1694) занимавший должность органиста в монастыре Ламбах. В 1679 Рамховски женился на сестре Вайхляйна Анне Сабине, причём церемонию бракосочетания вёл сам Романус . В 1681 Вайхляйн присутствовал на концерте данном Бибером в Ламбахе в честь кайзера Леопольда I , где были представлены 8 сонат для скрипки соло (C.138–145).

После рукоположенния Вайхляйн лишь изредка посещал монастырь в Ламбахе. По свидетельству отца Георга Шёнбергера в 1684 году Романус служил исповедником в небольшом приходе Оберкирхен (ныне коммуна Холленштайн-ан-дер-Ибс в Нижней Австрии ) . Между 1687 и 1690 (или 1691) годами служит капелланом, музыкальным руководителем и композитором в бенедиктинском женском монастыре Ноннберг в Зальцбурге . В 1691 по просьбе настоятельницы Ноннберга году был назначен музыкальным руководителем и педагогом в монастырь в Южном Тироле , основанный в 1681 ноннбергскими монахинями. Вайхляйн привёз в Забен некоторое количество музыкальных инструментов из Ламбаха. Помимо собственно музыкальной работы так же занимался организацией в театральных постановок: «Клоринда» , «Комедия святого Алексея» , «Ида фон Тоггенбург» , «Иосиф египетский и его братья» (1693 год) , «Страсти» (1694 год) . В январе 1705 года Вайхляйн вернулся в Ламбах и уже в марте был назначен приходским священником в Кляйнфрауэнхайд. Приход Кляйнфрауэнхайд с преимущественно венгерским населением находился на территории, разорённой и опустошённой в ходе Великой Турецкой войны турецкими войсками и венгерскими повстанцами . В 1692 году Пал Эстерхази передал эти территории монастырю Ламбах для восстановления. Романус Вайхляйн умер в Кляйнфрауэнхайде 8 августа 1706 года по всей видимости от брюшного тифа .

Сведения о личности Вайхляйна противоречивы. Настоятельница Ноннберга очень ценила его, а Забен он покинул с наилучшими рекомендациями. С другой стороны, пастырское служение Вайхляйна было омрачено инцидентом , потребовавшим расследования со стороны монастырских властей: Романус угрожал собственной кухарке рукоприкладством, а, когда та пыталась возразить ему, выломал дверь в её комнате и между ними произошла драка . Несмотря на музыкальную одарённость и активное участие в организации музыкальной жизни обителей, в которых проходило его служение, сохранившаяся переписка Вайхляйна с монастырским начальством в Ламбахе свидетельствует о том, что исполнение прямых обязанностей священника занимало значительную часть его жизни .

Творчество

В творчестве Вайхляйна прослеживают влияние Бибера, Шмельцера , , Георга Муффата , Вейвановского .

Публикации

При жизни Вайхляйна были опубликованы два сборника его произведений:

  • Encaenia Musices (Инсбрук, 1695 год) — сборник сонат;
  • Parnassus Ecclesiastico-Musicus ( Ульм , 1702 год) — собрание месс написанных им для литургии в Забене.

Кроме того, известны:

  • Canon über das Post-Hörnl — отпечатана в Ламбахе как гравюра 1686 году ;
  • Missa rectorum cordium (1687 год);
  • Eine Violinsonate (1688 год) .

Рукописи сохранились в музыкальном архиве Кремсмюнстера и монастырей Ноннберг и Ламбах .

Исполнители

  • Capella Vitalis Berlin

Комментарии

  1. в то время известный как нем. Maria-Haid или венг. Kisboldogasszony
  2. в источниках — «от голода или мора»
  3. Относительно времени и места события имеются противоречивые сведения: одни относят его ко времени служения в Оберсдорфе около 1680 года , другие относят его к периоду службы в Забене между 1691 и 1705 годами
  4. По другим сведениям рукописей Романуса в Ламбахе не сохранились

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. . Дата обращения: 2 февраля 2018. 1 мая 2019 года.
  7. (нем.) . Capriccio Kulturforum . Дата обращения: 1 февраля 2018.
  8. (нем.) . Austria-Forum . Дата обращения: 1 февраля 2018.
  9. Deinhammer, P. . — Wien: Universität Wien, 2008. 4 марта 2016 года.

Ссылки

  • Лев Малхазов, Павел Сербин , Анна Андрушкевич. . Радио России . Дата обращения: 1 февраля 2018.
  • Gunar Letzbor. (нем.) . Musikland ob der Enns . . Дата обращения: 26 января 2018.
  • (нем.) . Osterreichisches Musiklexikon online . Дата обращения: 23 января 2018.
  • (нем.) . EROICA-Klassikforum . Дата обращения: 30 января 2018.
  • (англ.) . Here of a Sunday Morning (HOASM) . Дата обращения: 24 января 2018.
Источник —

Same as Вайхляйн, Романус