Алексеев, Сергей Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Влади́мирович Алексе́ев ( 15 [27] мая 1836 — 17 [29] января 1893 ) — русский купец, промышленник и меценат , потомственный почётный гражданин , коммерции советник.
Старшина Московского купеческого общества, член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, попечитель Солодовниковской богадельни, почётный смотритель Солодовниковского училища, принимал участие в постройке Александровской больницы.
В 1880-х годах руководил торгово-промышленным .
Отец выдающегося актёра Константина Сергеевича Станиславского .
Сергей Алексеев родился 15 ( 27 ) мая 1836 года в семье купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина (1795—1862) , который в 1862 году учредил промышленное и торговое . Мать — , урождённой Москвина (1803—1850). Она была дочерью московского купца, коммерции советника (1762—1831) и Евдокии Григорьевны Котовой-Кирьяковой . Дед — Семён Алексеевич Алексеев (1751–1823), купец 1-й гильдии, коммерции советник .
У Владимира Семёновича и Елизаветы Александровны Алексеевой было 8 детей: (1821—1882), (в замужестве Сапожникова; 1823—1877), (в замужестве Беклемишева; 1825—1865), (1827—1873), (в замужестве Кисловская; 1831—1891), (в замужестве Якунчикова; 1833—1858), сам Сергей и (в замужестве Костомарова; 1839—1892) .
С 14 лет начал работать в конторе на родовой золотоканительной фабрике Алексеевых «Рогожских». Помимо прочих обязанностей, ему приходилось каждый день убирать, как простому «мальчику» — стирать пыль, подметать полы . Начав свою службу с низшей ступени, Сергей Алексеев с годами дошёл до самой высшей, и после глубокого изучения производства он стал торговым консультантом, основным владельцем фабрики, ежедневно бывая на ней более 40 лет, как и любой из его подчинённых .
В 1862 году, после смерти В. С. Алексеева, золотоканительная фабрика отошла к трём его сыновьям — Александру, Семёну и Сергею. Они создали товарищество, названное в память отца «Владимир Алексеев». Владимир Алексеев оставил большое наследство, в том числе недвижимую собственность. По данным II департамента Московской палаты гражданского суда от 22 ноября 1865 года, оно оценивалось в 660 100 рублей. Наследникам достались четыре больших дома в Тверской, Басманной и Рогожской частях и 29 торговых лавок, находившихся в Городской и Тверской частяхгорода. Торг золотоканительными изделиями производился в Новом овощном ряду, Епанешном ситцевом ряду, Сапожном ряду, Москательном ряду, Охотном ряду, Большом Суровском ряду, у Мытного двора в Семянном (Большом мясном) ряду. Немалый доход Алексеевым давали также 13 амбаров, расположенных в Городской части города .
В 1875—1891 годах он избирался депутатом Городской думы и гласным Московского уездного ведомства. Член выборной Купеческой управы .
В 1881 году Алексеевы учредили на основе товарищества золотоканительного производства Промышленное и торговое товарищество «Владимир Алексеев». У его истоков стояли мануфактур-со- ветник Александр Владимирович Алексеев, коммерции советник Сергей Владимирович Алексеев Кроме золотоканительной фабрики, в состав Промышленного и торгового товарищества вошло ещё несколько предприятий. К концу XIX века оно превратилось в крупнейшую торгово-промышленную фирму, сфера деятельности которой распространилась на многие губернии и регионы России , включая Сибирь , Урал , Среднюю Азию и Украину . С. В. Алексеев модернизировал производство предприятия по западным технологиям .
Работа на фабрике не была любимым делом С. В. Алексеева. Гораздо больше времени он уделял общественным делам. Московские купцы стали доверять Сергею Владимировичу свои общественные дела, а во время русско-турецкой войны (1877—1878) в 1877 году выбрали его своим старшиной. В 1878 году в этом качестве Сергей Владимирович обратился к московским купцам с предложением помочь семьям погибших и инвалидов войны и собрал 1 000 000 рублей . Из них 800 000 рублей было роздано вдовам и сиротам . В том же году С. В. Алексеев по собственной инициативе собрал ещё 400 000 рублей на покупку военных судов для Черноморского Добровольческого флота , из которых 70 000 рублей внёс лично .
Когда Сергей Владимирович Алексеев и Вера Владимировна Сапожникова приобрели усадьбу Любимовку на берегу реки Клязьмы (ныне находится в селе Тарасовка Пушкинского района Московской области ), Савва Иванович Мамонтов выстроил на проходящей приблизительно в трёх верстах от Любимовки железнодорожной линии платформу-станцию «Тарасовка» (ныне « Тарасовская ») . В 1880-х годах Алексеев стал церковным старостой и благотворителем болшевского прихода села Большево (ныне район города Королёва ) .
Состоял в родстве с Саввой Ивановичем Мамонтовым и братьями Третьяковыми . В деловых кругах Москвы, а также среди рабочих и крестьян соседних деревень он снискал репутацию «доброго человека, отзывчивого на чужую боль и беду, во всякое дело вкладывающего душу». В январе 1891 года в приюте при Старо-Екатерининской больнице для разнорабочих произошёл пожар, погибло шестеро детей. Приют вскоре восстановили. На собственные деньги Алексеев выстроил и обустроил двухэтажный каменный дом. Но здоровье было сильно подорвано переживаниями о несчастье, которое случилось с подопечными Сергея Владимировича. В 1892 году во время голода Алексеев помогал нуждающимся, отремонтировал школу в Болшеве. При его финансовой помощи была организована народная библиотека, проводились чтения с теневыми картинами. Применение данной технологии проецирования изображения отчасти можно считать прообразом кинематографа .
С. В. Алексеев участвовал в деятельности 11 благотворительных учреждений, в том числе был членом-благотворителем московского комитета Императорского человеколюбивого общества, попечителем Солодовниковской богадельни и почётным смотрителем Солодовниковского училища. Сергей Владимирович внёс пожертвования в размере 100 000 рублей на устройство и содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия .
В 1891—1892 годах здоровье C. В. Алексеева ухудшилось, и поэтому его сыну Константину Сергеевичу Станиславскому пришлось взять на себя заботы по руководству фабрикой. Он вступил в переписку с известными французскими, немецкими и итальянскими инженерами по поводу интересовавших его достижений западноевропейских фабрикантов золотоканительного производства. Константин Сергеевич договорился с соседней золотоканительной фабрикой товарищества «П. Вишняков и А. Шамшин» об объединении обеих фирм, которые раньше конкурировали на русском и мировом рынках .
Скончался 17 ( 29 ) января 1893 года . Похоронен на Введенском кладбище .
Жена — (5 апреля 1841 — 12 октября 1904). В 23 года Сергей Владимирович «без памяти» влюбился в приехавшую из Москвы в Санкт-Петербург 18-летнюю девушку Елизавету Васильевну Яковлеву, которая ответила Сергею «полной взаимностью». По представлениям того времени о «весомости» семьи невесты, с точки зрения капитала этой семьи и приданого, Елизавета Васильевна была бесприданница и незаконно рождённая в гражданском браке , то есть неровня Сергею Владимировичу. Однако 3 июля 1859 года они обвенчались, и пара поселилась в родовом рогожском доме Алексеевых, где «полной хозяйкой была энергичная, красивая и властная Елизавета Михайловна». Свёкор Владимир Семёнович Алексеев настороженно принял нежеланную Елизавету Васильевну в дом, но «её красота, редкая доброта, талант (она великолепно играла на фортепиано) и открытость характера вскоре завоевали признание и любовь старика и всех домочадцев», и девушка таким образом вошла в семью Алексеевых .
У пары было десять детей: Владимир Сергеевич Алексеев (самый старший), Константин Сергеевич Станиславский , Зинаида Сергеевна Соколова , Анна Сергеевна Карасюк , , , , , . Шестеро из десяти детей стали выдающимися личностями: Владимир и Зинаида — заслуженные артисты РСФСР , Константин — народный артист СССР , Анна и Борис — артисты МХТ, а Георгий организовал в Харькове первый народный общедоступный театр . С. В. Алексеев занимался эстетическим воспитанием своих детей ещё в их раннем детстве, приобретая для них билеты в итальянскую оперу, театр, цирк, посещая совместно балы .
Сергей Владимирович Алексеев, благодаря своему положению среди московских купцов-промышленников, был «достаточно образованным человеком, говорил по- французски и по- немецки , имел прекрасный почерк, был начитан и обладал достаточными математическими и, по-видимому, экономическими познаниями для ведения торговых дел» .