Славянский фольклор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Славя́нский база́р» — гостинично-развлекательный комплекс, располагавшийся с 1872 по 1917 год в Москве на Никольской улице . Гостиница с примыкающим полукруглым торговым корпусом была построена по проекту Роберта Гёдике . В 1873-м помещение магазина перестроено архитектором Августом Вебером , на его месте открылся первый в городе ресторан русской кухни . Подрядчиком работ выступал предприниматель Александр Пороховщиков .
После революции комплекс был закрыт и здание долгое время занимали разные театральные труппы. В 1966 году ресторан снова открыли, но после пожара 1993-го заведение прекратило свою работу. По состоянию на 2018 год в главном корпусе располагается Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского .
Первые упоминания о территории «Славянского базара» относятся к концу XVI века . Тогда участок был разделён на три части, одна из которых принадлежала нидерландскому купцу Ивану Деваху по прозвищу Белобород. Позднее она перешла во владения предпринимателя Андреаса Феса, а согласно переписи 1626 года — в ведомство торгового дома де Фогеларов. Рядом с купеческими палатами находились хоромы для дипломатических посланников. В 1594-м в них гостил польский шляхтич Станислав Хлопицкий, отправившийся в Москву по указу австрийского царя Рудольфа II с целью заручиться поддержкой в войне с турками . В 1599 году в здании поселили пленного сына сибирского хана Кучума Асманака. На третьем участке располагались владения Михаила Романова . Историки полагают, что в этих палатах недолго прислуживал Григорий Отрепьев , позднее выдававший себя за царевича Дмитрия .
Во времена правления Михаила Фёдоровича вся территория принадлежала князю Ивану Воротынскому . Род Воротынских оборвался в 1679 году и владения на Никольской улице перешли в ведомство Разрядного приказа . Тогда на этом месте располагалась каменная трёхэтажная усадьба, украшенная крыльцом с массивным шатром. В 1700-м дом выкупил на аукционе за 5 тысяч рублей граф Борис Шереметев . Предположительно, новый владелец не перестраивал главное здание, однако осовременил своё жилище: пристроил со стороны улицы два симметричных флигеля , огородил территорию гнутой чугунной оградой и установил площадку для запуска фейерверков . В декабре 1729-го в этих палатах обручились Наталья Шереметева и князь Иван Долгорукий . С 1742 по 1781 год в усадьбе существовала домовая Троицкая церковь .
В январе 1761 года землю с обветшалым домом приобрела Синодальная типография . Изначально в усадьбе разместились мастерские и библиотека, но строение оказалось настолько ветхим, что в 1773-м для реконструкции строения пригласили архитектора Василия Яковлева. Его проект не понравился комиссии Каменного приказа , и в 1781 году работы перепоручили Елизвою Назарову . Новый печатный дом был выстроен вдоль линии улицы и имел посередине ворота, ведущие во внутренний двор, позднее их дополнили каменным куполом .
Чтобы увеличить доходы, руководство Синодальной типографии сдавало помещения в аренду фирме «А. Пороховщиков и Н. Азанчевский». Успешный предприниматель Александр Пороховщиков задумал реорганизовать здание в гостинично-развлекательный комплекс с элитными номерами для приезжих, торговой площадкой и концертно-лекционным залом . В 1869-м на заседании Синода было принято решение перестроить дом по проекту Роберта Гёдике за счёт собственных средств. Архитектор дополнил здание третьим этажом и мансардой , а также возвёл во внутреннем дворе полукруглое помещение, которое изначально использовалось под магазины. Всего в здании находилось 68 номеров и 12 кабинетов для деловых встреч и заказных обедов. Окончание строительства было приурочено к открытию Политехнической выставки 1872 года . Художник Илья Репин описал это событие:
К назначенному часу открытия вечером зашипели щегольские шины красивых карет; великолепные гайдуки, ливрейные джентльмены в высоких цилиндрах, разодетые дамы и панство, панство без конца; все уже дворянство стало, о степенствах и помину уже не было; мундиры, мундиры, мундиры! А вот и сам его Преосвященство. Сколько дам, девиц света в бальных туалетах !
Среди помещений гостиницы особенно выделялся лекционный зал «Русская беседа», отделанный по эскизам Андрея Гуна при участии архитектора Павла Ивановича Кудрявцева. Помещение было украшено деревянной резьбой и поливными изразцами . Комната могла вместить 450 человек и освещалась выписанными из Лондона электрическими лампами. Пороховщиков захотел украсить аудиторию большим полотном «Славянские композиторы» и обратился с заказом к Константину Маковскому , однако живописец запросил 25 тысяч рублей, в то время как молодой Илья Репин согласился выполнить работу всего за полторы. При построении композиции участвовал Николай Рубинштейн , который и подготовил список персонажей .
Комплекс «Славянский базар» стал центром общественной жизни города. В его стенах читали лекции историки Михаил Погодин , Нил Попов , физик Николай Любимов , выступала с гастролями труппа Сиамского придворного театра, давал концерты Объединённый московский хор цыган . Гостиница считалась премиальной, и в основном номера снимали золотопромышленники, министры и землевладельцы. Но там останавливались и представители творческой интеллигенции: Антон Чехов , Пётр Чайковский , Глеб Успенский , Владимир Стасов и Николай Римский-Корсаков , впервые посетивший Москву . В 1901-м в самом дорогом номере комплекса гостил представитель французской ветви семейства Ротшильдов . По некоторым сведениям, гостиница также пользовалась популярностью у аферистов и шулеров, устраивающих в номерах подпольные карточные игры . Во время Боснийского восстания в доме расположился штаб вербовочной комиссии Московского славянского комитета. В феврале 1905 года в одном из номеров революционерка Дора Бриллиант изготовила бомбы, предназначавшиеся для убийства князя Сергея Александровича .
В 1873 году полукруглый магазин при гостинице был перестроен под ресторан. Для проведения работ Пороховщиков выписал австрийского архитектора Августа Вебера . Он превратил трёхэтажную торговую площадку в просторное помещение с высокой стеклянной крышей, добавившей естественное освещение . Драматург Пётр Боборыкин так описывал заведение:
Чугунные выкрашенные столбы и помост, выступающий посредине, с купидонами и завитушками, наполняли пустоту огромной махины, останавливали на себе глаз, щекотали по-своему смутное художественное чувство даже у заскорузлых обывателей откуда-нибудь из Чухломы или Варнавина. Идущий овалом ряд широких окон второго этажа с бюстами русских писателей в простенках показывал изнутри драпировки, обои под изразцы, фигурные двери, просветы площадок, окон, лестниц. Бассейн с фонтанчиком прибавлял к смягчённому топоту ног по асфальту тонкое журчание струек воды. От них шла свежесть, которая говорила как будто о присутствии зелени или грота из мшистых камней. По стенам пологие диваны темно-малинового трипа успокаивали зрение и манили к себе за столы, покрытые свежим, глянцевито-выглаженным бельём .
Шеф-поваром «Славянского базара» был Владимир Иванов . Визитной карточкой заведения стал эксклюзивный коньяк , который продавался в закупоренном графине, расписанном позолоченными журавлями. В конце трапезы тара доставалась гостю, оплатившему счёт. Благодаря этому появилась поговорка «Завтракали до журавлей» . К концу XIX века «Славянский базар» был единственным рестораном русской кухни в Москве с официантами, обслуживающими посетителей во фраках, все остальные места именовались трактирами, где половые носили белые брюки и рубахи. Кроме того, только в этом месте замужние женщины могли пообедать без сопровождения, не нарушая норм этикета .
В 1887 году после премьеры оперы «Черевички» в ресторане прошёл вечер чествования Петра Чайковского , а в 1890-м банкет в честь чешского композитора Антонина Дворжака . 21 июня ( 3 июля ) 1897 года в одном из уединённых кабинетов «Славянского базара» произошла знаменательная встреча Владимира Немирович-Данченко и Константина Станиславского , положившая начало Московскому художественному театру . Согласно воспоминаниям именно во время этой беседы они придумали и составили список афоризмов , ставший позднее сводом правил новой сцены . В дальнейшем заведение стало излюбленным местом всей труппы и творческой интеллигенции Москвы. Тут отдыхали Константин Бальмонт , Сергей Поляков , Иван Бунин . В этом месте за завтраком впервые встретились для обсуждения совместной работы представитель Императорских театров и Фёдор Шаляпин , служивший тогда в Мамонтовской опере . В 1907 году в стенах базара прошёл званый ужин в честь Александра Гучкова и Фёдора Плевако , которые были избраны гласными Московской городской думы .
Во время октябрьского вооружённого восстания 1917 года «Славянский базар» служил штабом Красной армии . После революции гостинично-развлекательный комплекс пришёл в запустение и был закрыт, на его месте расположился Дворец строителей имени Михаила Ивановича Калинина и Народный комиссариат юстиции . В 1921—1922 годах помещение ресторана принадлежало труппе Московского театра оперетты . Главный корпус в разное время занимали Театр юного зрителя , Кукольный театр, Музыкальный детский театр и Театр комедии, где в это время работал Леонид Утёсов . Ресторан снова открылся только в 1966-м .
В июле 1992 года комплекс был признан объектом культурного наследия . Но в ночь с 20 на 21 декабря 1993 года здание «Славянского базара» пострадало от крупного пожара, который едва не уничтожил помещение ресторана . От него остались только каменный и фрагменты декора. Позднее в Замоскворечье появилось одноимённое заведение, никак не связанное с исторической постройкой .
С начала 1990 годов главный корпус занимает Музыкальный театр имени Бориса Покровского , который в 2017-м получил статус камерной сцены Большого театра . В апреле 2014 года был разработан план реконструкции помещения ресторана и объявлен тендер на проведение работ. Через два месяца Департамент культурного наследия Москвы установил порядок и охранные обязательства по отношению к памятнику культуры. В мае 2016 года был подготовлен проект реставрации фасадов сгоревшего корпуса, прошедший госэкспертизу. На тот момент планировалось разделить комплекс на два независимых кадастровых объекта, вопреки желанию труппы организовать в помещении вторую сцену. По результатам внеплановой проверки, проведённой сотрудниками Мосгорнаследия осенью того же года, пользователю объекта выдано повторное предписание осуществить противоаварийные работы и облагородить территорию. В мае 2017 года Мосгорнаследие выдал разрешение на проведение научно-исследовательских работ на территории комплекса . В июне 2018 года вынесен на общественное обсуждение акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по приспособлению для современного использования памятника .
«Славянский базар» был указан в путеводителе 1915 года «По Москве» как одно из престижнейших мест города. Антон Чехов, неоднократно гостивший в номерах, назначил тайную встречу героев рассказа «Дама с собачкой» в вестибюле гостиницы. Также он упоминает комплекс в рассказе «Мужики», повести «Три года» и пьесе «Чайка» . Русский публицист Владимир Гиляровский так воссоздаёт будни ресторана в трактате «Москва и Москвичи» :
Фешенебельный «Славянский базар» с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картёжные игры в двадцатирублёвых номерах.
Ход из номеров был прямо в ресторан, через коридор отдельных кабинетов. Сватайся и женись.<...> Сидели однажды в «Славянском базаре» за завтраком два крупных афериста. Один другому и говорит: — Видишь, у меня в тарелке какие-то решётки… Что это значит? — Это значит, что не минешь ты острога! Предзнаменование!
А в тарелке ясно отразились переплёты окон стеклянного потолка .
В песне известного испонителя шансона Асмолов, Владимир Павлович так же есть строки
"Как в песне той старинной-огневой, гнал лошадей ямщик когда-то к "Яру", так нас теперь к "Славянскому Базару" везёт такси вечернюю Москвой.