Алексеев, Александр Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Серге́евич Алексе́ев ( 30 октября ( 11 ноября ) 1861 , Москва — 8 февраля 1939 , там же) — российский и советский режиссёр музыкального театра, либреттист , переводчик , театральный педагог. Заслуженный артист РСФСР (1935). Старший брат К. С. Станиславского .
Родился в 1861 году в Москве , в семье предпринимателя, совладельца золотоканительного предприятия, потомственного почётного гражданина Сергея Владимировича Алексеева (1836—1893) и его жены Елизаветы Васильевны (урожд. Яковлевой; 1841—1904), дочери петербургского подрядчика по поставке строительного камня. Был старшим из десяти детей . Получил домашнее образование (иностранные языки, танцы, игра на фортепиано), затем учился на юридическом факультете Московского университета .
Семья любила театр, в 1877 году организовала любительский театральный кружок, для представлений которого к родовому особняку Алексеевых у Красных Ворот в начале 1880-х был пристроен «театральный» флигель со зрительным залом на 300 мест . Владимир с ранних лет увлекался театром, в 1877—1887 годах участвовал в специализировавшемся на переводных водевилях и опереттах семейном «Алексеевском кружке» в качестве концертмейстера и руководителя музыкальной части . В 1880-х годах выполнил перевод с английского языка либретто комической оперы « Микадо » А. Салливана , в 1887 году осуществил её первую в России постановку на сцене Алексеевского театра . Декорации и костюмы к спектаклю «Микадо, или Город Титипу» были выполнены К. А. Коровиным . Консультируясь с артистами гастролировавшего в Москве японского цирка о передаче в спектакле японских реалий и колорита, Алексеев увлёкся культурой Японии и коллекционированием связанных с ней предметов, впоследствии стал её исследователем и знатоком .
Сотрудничал с Частной русской оперой С. И. Мамонтова как оперный режиссёр (поставил оперу Ш. Ф. Гуно « » и др.) . В 1910 году, узнав, что любимый им композитор Дж. Пуччини написал оперу на сюжет из японской жизни, Алексеев отправился в Италию , где автор подарил ему клавир своей оперы « Мадам Баттерфляй ». Вернувшись в Россию, Алексеев выполнил перевод либретто на русский язык и предложил оперу к постановке С. И. Зимину . В конце сезона 1910/11 годов совместно с режиссёром П. С. Олениным и дирижёром осуществил первую в России постановку оперы на сцене московского Оперного театра Зимина . Постановка имела большой успех. Под названием « Чио-Чио-Сан » опера в переводе Алексеева вошла в репертуар российских театров . В 1913 году Алексеев как переводчик и знаток японской специфики был консультантом постановки «Чио-Чио-сан» в петербургском Мариинском театре . В 1917 году в театре Зимина выпускает первую российскую постановку оперы Пуччини «Девушка с Запада» (под названием «Дочь Запада», опера исполнялась на русском языке в переводе самого В. Алексеева), которая была показана на сцене театра Солодовникова. С 1913 по 1917 годы Алексеев состоял в переписке с Пуччини: оригиналы писем композитора находятся в Российском национальном музее музыки (там же находятся черновики писем Алексеева). Перевод их переписки опубликован впервые в журнале «Opera musicologica» Санкт-Петербургской консерватории (ранее - в монографии Данилевича «Джакомо Пуччини» публиковались фотокопии отдельных писем композитора к Алексееву, а в сборнике (аннотированном каталоге) «Письма зарубежных музыкантов XIX-XX вв.» письма представлены в краткой аннотации).
Помимо режиссёрской и переводческой работы В. С. Алексеев возглавлял правление товарищества «Владимир Алексеев» и Даниловской мануфактуры . В свободное время играл на корнет-а-пистоне в оркестре московского Общества любителей оркестровой, вокальной и камерной музыки .
Собирал и переводил на русский язык испанские, мексиканские и кубинские народные и салонные песни («На Кубе», «Гвоздики», «Фиалки» и др.) .
После революции , с 1918 года В. С. Алексеев работал в музыкальном театре вместе с братом К. С. Станиславским . В 1918—1924 годах был режиссёром и педагогом пластической ритмики и орфоэпии в Оперной студии Большого театра под руководством Станиславского, в 1924—1926 — Оперной студии К. С. Станиславского, в 1926—1939 — Оперном театре им. К. С. Станиславского, в 1935—1939 — Oпeрно-драматической студии К. С. Станиславского. Участвовал в постановке опер « Царская невеста » (1926), « Майская ночь » (1928) и « Золотой петушок » (1932) Н. А. Римского-Корсакова , « Богема » Дж. Пуччини (1927), « Севильский цирюльник » Дж. Россини (1933) .
В. С. Алексеев был сподвижником и помощником К. С. Станиславского в утверждении его соединявшей музыкальное и драматическое начало системы на сцене оперного театра и воспитании молодых «поющих актёров» . Высоко ценивший профессиональные качества брата Станиславский писал ему :
В области ритмики… ты — один и никем не заменяем. <…> …У меня нет режиссёра, который наравне с режиссёрскими и учительскими данными был бы музыкантом, понимал бы вокал и знал бы ритмику, систему, музыкальную, оперную литературу…
— К. С. Станиславский — В. С. Алексееву, 1 марта 1928
В 1935 году В. С. Алексеев был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР .
Работал в музыкальном театре до конца жизни. Умер в 1939 году . Похоронен на Новодевичьем кладбище .