Interested Article - Морозов, Алексей Викторович

Алексей Викторович Морозов (род. 26 сентября 1974 года , Фрунзе , Киргизская ССР , СССР ) — российский художник , скульптор и архитектор , член-корреспондент и член президиума Российской академии художеств , с 2013 года — директор Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года , художественный руководитель с 2017 года.

Биография

Морозов родился 26 сентября 1974 года в городе Бишкеке (тогда — Фрунзе) Киргизской ССР . Он начал высшее образование на факультете архитектуры Фрунзенского государственного политехнического института в 1991 году, но переехал в Москву и в 1993 году поступил на факультет скульптуры Московского государственного академического художественного института имени Сурикова , где стал учеником академика Льва Кербеля . Окончив МГАХИ, Морозов в 1998—1999 годах жил в Провансе , где изучал французскую скульптуру XVI—XVIII веков и практиковался в работе с терракотой .

После возвращения в Россию он долгое время сотрудничал с основателем Новой академии изящных искусств Тимуром Новиковым , вместе с Алексеем Беляевым-Гинтовтом , Георгием Гурьяновым и Егором Островым был участником творческого движения «Новых серьёзных», консервативного крыла неоакадемизма. В 2000-х годах началась его активная выставочная деятельность: Морозов проводил персональные выставки в Санкт-Петербурге, Москве и Италии, принимал участие в международных художественных ярмарках .

В июле 2013 министерством культуры Морозов был назначен директором Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года . Под его руководством начались реконструкция и обновления училища, было открыто новое отделение скульптуры, создана кафедры анатомии для подготовки специалистов по пластической анатомии, введены программы итальянских практик для студентов. Морозов живёт и работает в Москве и итальянском городе Лукка .

Творчество

Морозов начал свою творческую карьеру в начале 1990-х годов, приняв участие во II Биеннале современного искусства в Санкт-Петербурге , где стал обладателем одного из Гран-при выставки. Большую роль в творчестве Морозова сыграло фундаментальное художественное образование, полученное в МГАХИ — исследователи его творчества неоднократно отмечали владение академическим рисунком и масляной живописью , знание композиции и анатомии , внимание к деталям и технике исполнения. В институтские годы Морозов нашёл свой творческий идеал — классическую античную скульптуру эллинистического периода .

На протяжении всей карьеры Морозов переосмысливает в контексте современности греко-римское классическое искусство и наследие академической школы, сочетая традиционную иконографию и актуальные смыслы. По оценке заведующего отделом Новейших течений Государственного Русского музея искусствоведа Александра Боровского , эту идею Морозов разделял с Тимуром Новиковым. Постоянными темами в творчестве Морозова являются ожившие античные скульптуры, куросы и кариатиды , которых он наделяет психологией, фобиями и маниями современного человека .

Ему интересно выяснить причину живучести эллинистического в широком понимании. Как искусства, как отношения к жизни и прочего. В итоге своим творчеством Морозов доказывает, что классические формы не умерли, что античные архетипы органичны современным контекстам, что традиции и новации вполне могут органично сосуществовать. [...] Для большинства художников греко-римская классика - как канон либо как предмет постмодернистской цитатности, иронии и игры. Морозов демонстрирует иной подход. Античность он заново переживает. Александр Боровский , куратор выставки Antologia в Русском музее , 2011

Antologia

В декабре 2011 — январе 2012 года в Мраморном дворце Русского музея прошла большая персональная выставка Морозова, озаглавленная Antologia , где художник представил около 60 работ, созданных за предшествовавшие 10 лет. Лейтмотивом проекта стала идея Pax Romana — продолжительного периода относительного мира, который способствовал укреплению греко-римской культуры как фундамента современной западной цивилизации .

Внимание посетивших выставку культурных обозревателей привлекли коры и куросы , экипированные футуристическим оружием, перемещающихся по постапокалиптической пустыне на сегвеях и сражающиеся с птицами-конвертопланами , Сирены с дюзами ракетных двигателей, милитаристические фаюмские портреты . Искусствовед Арсений Штейнер противопоставил серьёзность обращения Морозова к наследию эллинизма не только неоакадемическому искусству, но и академической живописи XIX века, которая пропускала классические образы через призму романтизма .

Pontifex Maximvs

Следующим знаковым проектом Морозова стал Pontifex Maximvs (букв. лат. «Великий мостостроитель» ), пилотная версия которого была представлена в формате тотальной инсталляции в специальном проекте 6-й Московской биеннале современного искусства 2015 года, а полная — специально разработана для пространства Национального археологического музея Неаполя , где инсталляция из более 30 объектов была «зарифмована» с артефактами Помпеи , Геркуланума и Пестума , находящимися в собрании музея .

В этом проекте «мост» выступает одновременно инженерной конструкцией и архетипом связей в современном мире (между классическим и современным искусством, прошлым и настоящим, Востоком и Западом , Босфорским мостом и мостом к острову Русский ). В интервью Морозов отмечал, что обратился к образу «реконструкции моста» как реконструкции мира, требующего обновления, поскольку происходящие в нём процессы становятся всё более быстротечными. В его представлении Pontifex Maximvs — проект на стыке изобразительного искусства и архитектуры, которой художник долгое время занимался профессионально, и которая в силу логики и системности может служить ориентиром современного искусства, частью его языка .

Выставка стала совместным проектом Национального археологического музея Неаполя и Московского музея современного искусства под патронажем Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии . После Неаполя в феврале-апреле 2017 года расширенная и дополненная версия проекта будет представлена в Москве .

Другие работы

Морозов выступил скульптором и архитектором памятника основателям Московского художественного театра Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко , установленного перед входом в театр на пересечении Тверской улицы и Камергерского переулка . Работа над памятником шла в Италии на протяжении двух лет: скульптурная группа была отлита из бронзы в Пьетрасанте , постамент выточен из серого финского гранита в Вероне . На античном алтаре, на который опираются фигуры, высечена надпись Homines, leones, aquilae et perdices, cervi cornigeri… ( лат. «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени...» ) — перевод начала монолога Нины Заречной из пьесы Антона Чехова « Чайка ». Открытие монумента состоялось в сентябре 2014 года и было приурочено к началу нового, 117-го сезона МХТ .

Ещё одна работа Морозова — статуэтка награды за вклад в искусство (англ.) , которая была вручена лауреатам в 2016 год .

Выставки и коллекции

Персональные выставки

Групповые выставки

  • 1992 — II Биеннале современного искусства, выставочный зал Союза художников «Охта», Санкт-Петербург
  • 2000 Mitra Super (совместно с Новой академией), Манеж, Москва
  • 2006 Ericho (в рамках Международного салона изящных искусств), Манеж, Москва
  • 2007 Morozov Manufakturing (в рамках Международного салона изящных искусств), Манеж, Москва
  • 2009 Praetoria X (стенд галереи «Триумф» на художественной ярмарке «Арт-Москва»), Москва
  • 2010 Basilica (стенд галереи «Триумф» на художественной ярмарке «Арт-Москва»), Москва
  • 2012 Serenitas (стенд галереи «Триумф» на художественной ярмарке «Арт-Москва», выставка работ из частных коллекций), Москва
  • 2013 — художественная ярмарка Art Stage Singapore, Сингапур
  • 2013 Cariatide Supersonic , художественная ярмарка (англ.) , Париж
  • 2015 Antropomakhia , художественная ярмарка Cosmoscow, Москва
  • 2015 Pontifex Maximvs preview (в рамках 6-й Московской международной биеннале современного искусства), ВДНХ , Москва
  • 2015 Antropomakhia , художественная ярмарка Instanbul Contemporary, Стамбул , Турция

Коллекции и аукционы

Морозов участвовал в многочисленных ярмарках современного искусства, а также аукционе Sotheby's . Его работы находятся в собраниях Государственного Русского музея и музея Новой академии изящных искусств, корпоративных и частных коллекциях в России и других странах .

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 ноября 2022. 2 ноября 2022 года.
  2. . Дата обращения: 8 февраля 2017. 13 сентября 2017 года.
  3. Елена Серветтаз. . Radio France Internationale (22 декабря 2011). Дата обращения: 8 февраля 2017. 24 января 2017 года.
  4. Анна Толстова. . Коммерсантъ (22 июля 2013). Дата обращения: 8 февраля 2017. 11 августа 2017 года.
  5. Кара Мискарян. . The Art Newspaper (22 сентября 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017. 24 марта 2018 года.
  6. . Artinvestment.ru (2 января 2012). Дата обращения: 8 февраля 2017. 30 июня 2014 года.
  7. . Информационное агентство InterMedia (31 августа 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017.
  8. . Россия Культура (12 мая 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017. 28 декабря 2016 года.
  9. . Винзавод (29 ноября 2016). Дата обращения: 8 февраля 2017. Архивировано из 21 ноября 2016 года.
  10. Мария Савельева. . Museum.ru (6 февраля 2003). Дата обращения: 8 февраля 2017. 11 марта 2003 года.
  11. Александр Боровский . Прощай, оружие! // Алексей Морозов: Antologia / под общей ред. Веры Казариной. — СПб. : Palace editions, 2011. — С. 7—11. — 127 с. — ISBN 978-5-93332-395-2 .
  12. Мария Семендяева. . Артхроника (11 декабря 2011). Дата обращения: 8 февраля 2017. 15 марта 2018 года.
  13. Арсений Штейнер. . Газета.ru (27 декабря 2011). Дата обращения: 8 февраля 2017. 4 февраля 2012 года.
  14. Анастасия Петракова. . The Art Newspaper (28 июня 2016). Дата обращения: 8 февраля 2017. 2 декабря 2016 года.
  15. Вера Гиренко. . Искусство ТВ (16 декабря 2011). Дата обращения: 8 февраля 2017. 9 мая 2017 года.
  16. (9 января 2012). Дата обращения: 8 февраля 2017.
  17. (24 сентября 2015). Дата обращения: 8 февраля 2017. 3 июня 2017 года.
  18. Мария Москвичева. . Московский комсомолец (22 сентября 2015). Дата обращения: 8 февраля 2017. 26 ноября 2019 года.
  19. Lorenza Pignatti. (итал.) . ATP Diary (20 июня 2016). Дата обращения: 8 февраля 2017. 22 апреля 2017 года.
  20. Paul Giulierini, Marco De Gemmis. (итал.) . Дата обращения: 8 февраля 2017. 30 октября 2019 года.
  21. . ММОМА (8 августа 2016). Дата обращения: 8 февраля 2017. 29 января 2017 года.
  22. Ginevra Bria. (англ.) . Aesthetica (8 августа 2016). Дата обращения: 8 февраля 2017. 3 июля 2017 года.
  23. . Общественное телевидение России (3 сентября 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017. 18 апреля 2016 года.
  24. . Аргументы недели (11 сентября 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017. 30 апреля 2016 года.
  25. . Вечерняя Москва (25 марта 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017. Архивировано из 27 марта 2014 года.
  26. Мария Раевская , Виктория Филатова. . Вечерняя Москва (3 сентября 2014). Дата обращения: 8 февраля 2017. Архивировано из 7 мая 2017 года.
  27. . Дата обращения: 8 февраля 2017.
  28. . Дата обращения: 8 февраля 2017. 16 марта 2017 года.
  29. Валентин Дьяконов. . Коммерсантъ (21 сентября 2012). Дата обращения: 8 февраля 2017.
  30. Вадим Рутковский. . Сноб (21 января 2013). Дата обращения: 8 февраля 2017. 6 августа 2016 года.
  31. . Дата обращения: 8 февраля 2017. 27 октября 2016 года.
  32. . Православие и мир (22 июля 2013). Дата обращения: 8 февраля 2017. 21 апреля 2017 года.
  33. . Дата обращения: 8 февраля 2017. 21 апреля 2017 года.
  34. . Дата обращения: 8 февраля 2017. 25 января 2021 года.

Ссылки

  • — официальный сайт Алексея Морозова
  • Радио Культура (31 марта 2016). Дата обращения: 8 февраля 2017.
Источник —

Same as Морозов, Алексей Викторович