Interested Article - Фотоперекладка
- 2021-10-07
- 1
Ротоскопи́рование , метод «фотоперекла́дки» , или ротоско́пинг (калька с англ. rotoscoping ) — мультипликационная техника , при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с настоящими актёрами и декорациями . В первые десятилетия этой технологии кадрики киноплёнки проецировались на просвет на кальку с помощью специального проектора, получившего название ротоскоп . Изображение каждого кадрика вручную обрисовывалось художником на отдельных листах кальки для последующей трансформации в мультипликат.
В комбинированных съёмках фотоперекладка используется для создания блуждающей маски , закрывающей участки подлинного изображения, предназначенные для добавления несуществующих персонажей или элементов фона.
Историческая справка
Техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером , который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы». Его брат, Дейв Флейшер, наряженный в костюм клоуна, стал прототипом рисованного персонажа фильма — клоуна Коко. Отснятое обычным киносъёмочным аппаратом изображение актёра затем было покадрово прорисовано художниками-мультипликаторами, трансформировавшись в рисованную мультипликацию. Позже, в начале 1930-х годов, Флейшер использовал ту же технику в мультфильмах про Бетти Буп и для создания движений Гулливера в полнометражном мультфильме « Путешествия Гулливера ».
Фотоперекладка была широко внедрена в производство мультфильмов мультипликаторами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс, однако с применением ротоскопа упало качество. Мультипликатору было достаточно поставить актёра в нужную позу и затем перерисовать её в контур для анимационного персонажа. При помощи фотоперекладки были сняты такие мультфильмы, как « Белоснежка и семь гномов » (частично — ротоскопом сделан только принц, остальные персонажи прорисованы вручную), « Золушка », « Алиса в Стране чудес », « Огонь и лёд », « Поп Америка » и другие.
Одним из самых известных мировых мультипликаторов, использовавших в своих работах фотоперекладку, считается Ральф Бакши : «Огонь и лёд», « Властелин Колец », «Поп Америка», « Волшебники »). Фотоперекладку также применял мультипликатор Дон Блут : « Американская история », « Все псы попадают в рай », « Анастасия » и другие). Позже, в эпоху видеоклипов, фотоперекладка была использована в видео группы A-ha « Take on Me », Dire Straits « Money for Nothing » и других. В настоящее время этот приём используется редко: из современных фильмов можно назвать « Пробуждение жизни », « Помутнение » Ричарда Линклейтера .
С появлением компьютерной анимации метод фотоперекладки был преобразован в motion capture . По этой методике уже сняты 3D-мультфильм « Полярный экспресс » и фильм « Беовульф », а также делаются спецэффекты в фильмах (например, Голлум в кинотрилогии « Властелин колец », моделью для которого послужил Энди Серкис ). Но особенно эта технология была отточена и имела широкое применение в фильме Джеймса Кэмерона « Аватар ». Без этой технологии невозможно было бы создать фантастические образы гуманоидной расы на’ви .
Применение
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Ротоскопирование используется в производстве видеопродукции, в игровой индустрии и компьютерной анимации для создания фонового видеоизображения или текстурных карт.
Стилизацию под фотоперекладку довольно часто применяют кинематографисты — от телевизионной рекламы до фильмов Голливуда. Ротоскоп-стиль применяется также в комиксах и в фотографии. Приемы фотоперекладки широко используются в коммерческой иллюстрации.
Ротомация
Для персонажей, полностью прорисованных поверх изображения актёра, применяется также термин ротомация ( англ. rotomation , от rotoscoping — ротоскопирование и animation — традиционная анимация). Эта техника применяется тогда, когда от полностью рисованного персонажа требуется очень реалистичное, точное и живое взаимодействие с реальными актёрами и предметами обстановки. В этом случае цифрового персонажа сначала играет реальный человек, а потом его целиком, «бесшовно» заменяют мультипликационным персонажем.
Современные технологии
В настоящее время одним из основных элементов фотоперекладки является наложение маски на динамические, движущиеся объекты (зачастую это люди или транспорт) в статическом окружении, сцене (улица или декорации) для последующего отделения и обработки. Так создаётся активная массовка в фильмах, например « Загадочная история Бенджамина Баттона ».
В декорациях при помощи фотоперекладки и композитинга можно «продублировать» людей и добавить декорации, созданные при помощи 3D-графики, что существенно удешевляет съёмку. Кроме того, этот художественный приём позволяет дорисовывать некоторые элементы, которых в реальных съёмках не было: галлюцинации главных героев, футуристические костюмы, а также передать особое восприятие реальности главным героем.
Советская мультипликация
В СССР фотоперекладка (известная также под названием «эклер» , по марке французского киносъёмочного аппарата Eclair) была известна ещё в 1920-е годы. На «Союзмультфильме» признанными мастерами фотоперекладки были Лев Атаманов , Владимир Самсонов и Анатолий Петров . При помощи «эклера» были сняты такие мультфильмы, как « Снежная королева », « Золотая антилопа », « Цветик-семицветик », « Каштанка », « Аленький цветочек », « Сказка о рыбаке и рыбке », « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях », « Ночь перед Рождеством », « Полёт на Луну » и другие, причём в последнем были использованы кадры из снятого ранее художественного фильма « Космический рейс ».
К середине 1930-х годов интерес к технике снизился, но позже, с конца 1930-х и до 1950-х годов, снова возрос. Одной из ключевых фигур среди сторонников метода считался режиссёр Михаил Цехановский .
В устном докладе «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов», сделанном в 1951 году режиссёром И. Ивановым-Вано , говорится о том, что в советском мультипликационном сообществе «эклер» признавался временной мерой, необходимой для использования до тех пор, пока не повысится уровень профессионализма мультипликаторов и пока они не смогут обходиться без него .
В 1950-е годы в период расцвета метода «эклер» в СССР мультфильм сначала снимался с живыми актёрами, а затем покадрово прорисовывался художниками . Такая технология упрощала работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей. Первая постановка при этом по сути не отличалась от игрового кино. Для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры. Так, например, в съёмках мультфильма « Аленький цветочек » принимали участие Николай Боголюбов , Михаил Астангов , Мария Бабанова , Нина Крачковская , Алексей Консовский . Актёры вносили свою лепту в создание образа — придумывали походку, пластику, жесты .
Художникам-мультипликаторам приходилось учитывать то, что у рисованных героев пропорции должны быть иными, чем у людей в реальности. Необходимо было увеличивать размер головы относительно туловища. Поэтому фотоперекладка не была простым копированием. Доходило до того, что приёмом «эклер» создавали животных и сказочных персонажей. Некоторые мультфильмы создавались в смешанной технике. Так, например, в мультфильме « Снежная королева » Оле-Лукойе — классический рисованный персонаж, изначально придуман и создан воображением Фёдора Хитрука . Остальные персонажи фильма сняты в технике «эклер» .
К концу 1950-х годов фотоперекладка стала исчерпывать себя. Перенос на мультипликационный экран эстетики игрового кино обеднял возможности художников, но тем не менее, как говорил Лев Атаманов, не противоречил мультипликационному искусству и даже, наоборот, возвышал мастерство советских мультипликаторов. Образы, которые они могли создавать, не должны были ограничиваться ничем, кроме их фантазии. Вышедшие в 1961—1962 годах мультфильмы « Большие неприятности » и « История одного преступления », созданные в новаторской технике, ознаменовали собой начало нового этапа в истории советской мультипликации .
Компьютерные игры
Компьютерные игры, сделанные с использованием технологии ротоскопирования:
- Karateka — Джордан Мекнер
- Prince of Persia — Джордан Мекнер
- Another World — Эрик Шайи
- Flashback — Delphine Software
- The Last Express — Джордан Мекнер
- — Раймонд Циндрич
- Mortal Kombat
- Dragon's Lair (1990) ( NES ) — Motivetime
- —
См. также
Примечания
- , с. 147.
- ↑ , с. 11.
- . Дата обращения: 16 января 2017. 10 января 2017 года.
- , с. 187.
- ↑ от 7 марта 2014 на Wayback Machine (Дата обращения: 19 апреля 2010)
- от 7 августа 2012 на Wayback Machine (Дата обращения: 19 апреля 2010)
- от 30 ноября 2012 на Wayback Machine (Дата обращения: 19 апреля 2010)
- . Дата обращения: 1 октября 2013. 5 октября 2013 года.
Литература
- Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- Словарь-справочник современных анимационных терминов ISBN 978-5-9710-1762-2 . / Кривуля Н.Г., Машковец Б., Рябцева Ю.. — М. : URSS, 2015. — 249 с. — (Научная и учебная литература). —
- Е. Сивоконь . // Если вы любите мультипликацию . — Киев: Мистецтво, 1985. — 150 с.
Ссылки
- 2021-10-07
- 1