Вальс «Голубой Дунай» (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Домба́йский вальс» ( «Лыжи у печки стоят» ) — популярная песня Юрия Визбора , созданная в 1961 году .
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своем этот край.
В марте 1961 года Юрий Визбор приехал в расположенный на Домбае альпинистский лагерь « Алибек », чтобы покататься на горных лыжах . Профсоюзная путёвка в альплагерь на 20 дней стоила в то время довольно дёшево — 27 рублей , примерно четверть месячной заработной платы учителя или инженера. Визбор приехал в горы со своими друзьями — радиожурналисткой Людмилой Москвиной , а также геологами Сергеем Лабунцом и Валентиной Минаевой . Людмила Москвина была коллегой Визбора по работе в молодёжной редакции Всесоюзного радио (Визбор работал там с 1957 года) . Валентина Минаева среди друзей — горнолыжников и альпинистов — была известна под прозвищем «Валяба». В частности, двумя годами ранее Юрий Визбор посвятил ей шуточную песенку: «Валяба, Валяба, не уезжай в Китай, / Валяба, Валяба, ты сердце мне отдай» . В «Алибеке» инструктором Визбора был Борис Левин — горнолыжник и альпинист, в будущем известный геофизик, а также автор и исполнитель песен , которые он начал писать с 1961 года, попав под влияние Визбора . Написанные через много лет воспоминания о Визборе Левин назвал «Лучший горнолыжник среди бардов» .
Сам Юрий Визбор так описывал историю создания этой песни: «Поднимались мы на хижину Алибек в Домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм , был академик Блохинцев Дмитрий Иванович , ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием „Домбайский вальс“» . Алибекская хижина, воспетая в другой песне Юрия Визбора («Мы жили десять дней на хижине над Алибекским ледником…», на музыку Бориса Левина), была построена в 1950 году на берегу Турьего озера. Она являлась спортивным филиалом лагеря «Алибек» и в зимнее время использовалась в качестве горнолыжной базы . Со стороны ледника Алибек хорошо видны вершины Главного Кавказского хребта , в том числе упомянутая в «Домбайском вальсе» гора Эрцог (3683 м ) — «Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог…» .
Окончательный вариант «Домбайского вальса» был создан уже после окончания мартовской поездки: он был датирован 19 апреля 1961 года . Песня была посвящена Валентине Минаевой — «Валябе». По словам Людмилы Москвиной, вскоре после приезда в Москву у кого-то из редакции было новоселье, и в тот день Визбор подошёл к ней и показал листочек со словами «Домбайского вальса». Москвина вспоминала: «У него тогда, наверно, ещё и музыки не было. Там всё было по правде, документально» — «…и Эрцог, и закат за горой, и рюкзак на тропе, который не хочет идти» .
Вскоре после создания «Домбайский вальс» приобрёл большую популярность в туристских и альпинистских кругах . При этом, по словам Визбора, опытные лыжники упрекали его в неправильном отношении к лыжам — они говорили, что «лыжи у печки ставить нельзя в связи с тем, что они рассыхаются» . Из-за этого среди туристов «Домбайский вальс» в шутку стали называть «песней о неправильном хранении туристского снаряжения» . В своё оправдание Визбор говорил, что, во-первых, он «не сочинял инструкцию по хранению лыж», а во-вторых, в стоящей над ледником хижине «как раз лыжи возле печки ставятся» . Появились и пародии на эту песню, самая известная из которых начиналась словами «Лыжи из печки торчат…» .
Отрывок из песни «Домбайский вальс» прозвучал в репортаже «Живём только дважды», подготовленном Юрием Визбором для августовского номера музыкального журнала « Кругозор » за 1966 год .
«Домбайский вальс» стал одной из первых песен, исполненных под гитарный аккомпанемент из космоса. Это случилось в 1978 году, когда на околоземной орбите — на космической станции « Салют-6 » — находился космонавт Александр Иванченков . Во время одного из сеансов связи c участием группы деятелей искусства Иванченков взял в руки гитару и запел: «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…» . По словам Визбора, он услышал «космическое» исполнение своей песни, когда смотрел выпуск телевизионной программы « Время ». Сначала он увидел, что Александр Иванченков держит в руках «гитару производства Московской мебельной фабрики». Далее Визбор рассказывал: «Крепкий космонавт сидит там у себя в космосе, поигрывает на гитаре на этой и поёт песню. И вдруг я с ужасом и радостью выяснил, что он поёт песню моего сочинения — „Лыжи у печки стоят“» . Впоследствии Визбор вспоминал: «Можете себе представить, какой это стало психологической поддержкой — не для космонавтов, разумеется, а для меня: первая песня, исполненная в космосе под гитару, — моя!» .
«Домбайский вальс» является одной из самых известных песен Юрия Визбора и рассматривается в качестве его «поэтической визитной карточки» . В песне, посвящённой памяти Визбора, поэт и бард Александр Городницкий написал: «Нам с годами ближе станут эти песни, / Каждая их строчка будет дорога, — / Снова чьи-то лыжи греются у печки, / На плато полночном снежная пурга» .
Литературовед Анатолий Кулагин отмечал, что первая строчка песни Юрия Визбора — «Лыжи у печки стоят…» — выглядит непритязательной; тем не менее, «слушая песню дальше, проникаешься щемящей атмосферой прощания, навеянной образами „оживших“ гор». По словам Кулагина, оригинальность описанной в этой песне лирической ситуации состоит в том, что «не мы прощаемся с горами, а горы — с нами» .