Террористические акты 11 сентября 2001 года
- 1 year ago
- 0
- 0
«Как восьмого сентября...» — солдатская песня в трагикомическом ключе описывающая основные события обороны Севастополя 1854-1855 годов от Альминского сражения и вплоть до штурма Евпатории . Слова, по крайней мере частично, были сложены при участии Л. Н. Толстого . Текст был впервые опубликован в 1857 году в Лондоне, в альманахе « Полярная звезда ».
Песня в сатирическом ключе описывает события Альминского сражения , а также действия российского генералитета, предпринятые в последующие месяцы. По мнению В. И. Срезневского , это описание вполне достоверно характеризует «севастопольскую действительность» .
Песня «Как восьмого сентября...» была сложена между сентябрём 1854 и мартом 1855 года, а 23 января 1856 года Н. А. Добролюбов отметил в своём дневнике, что она успела снискать широкую популярность даже в столице . Текст был в 1857 году в Лондоне, в неподцензурном альманахе « Полярная звезда » вместе со словами « Песни про сражение на реке Чёрной 4 августа 1855 года ». Редакторское примечание гласило: « Эти две песни списаны со слов солдат. Они не произведение какого-нибудь особого автора, и в их складе нетрудно узнать выражение чисто народного юмора » .
Наряду с этим, вплоть до начала 1920-х годов в отечественной прессе бытовало и другое ошибочное мнение, приписывавшее слова песни одному Л. Н. Толстому. Подтверждением этого мнения, в частности, считались слова писателя из письма к М. Н. Милошевич от 19 февраля 1904 года: дочь участника севастопольской обороны, она прислала Толстому тексты песен «Как восьмого сентября...» и «Как четвёртого числа...» , найденные в бумагах своего отца, и просила уточнить, действительно ли он, Толстой, был их автором, на что адресат ответил: « Песни эти точно сочинены мною » . Однако сторонники данной точки зрения упускали из виду, что спустя четыре месяца писатель отправил Милошевич ещё одно письмо, где дал несколько иной ответ на её вопрос: « Я отвечал вам, что обе песни принадлежат мне, теперь же статья Нов[ого] Вр[емени] напомнила мне, что первая песня сочинена не мною одним, а что в сочинении её принимали участие несколько человек » . Это признание вполне согласуется с теми словами Толстого, которые слышала в 1856 году Т. А. Кузминская : « Многое из этой песни сложено и пето солдатами, не я один автор её » . Представляет интерес и черновик второго письма к Милошевич, где Толстой объясняет адресату, почему первоначально дезинформировал его: « Я так мало приписываю значения этим песням, что, отвечая вам, признал обе песни своими... » .
В 1925 году в альманахе «Литературная мысль» появилась статья В. И. Срезневского «К вопросу о принадлежности Л. Н. Толстому севастопольских песен». Её автор поддержал утверждение Толстого о том, что слова песни «Как восьмого сентября...» были сочинены писателем не в одиночку. По мнению исследователя, на это указывают «разнохарактерность слога», отмечаемая в отдельных местах текста, а также детальное описание событий, очевидцем которых автор «Войны и мира» не был. « Если в строфах средины и конца песни можно говорить об участии Толстого, то в строфах, описывающих крымские события сентября и октября 1854 г., когда Толстой был в южной армии (он прибыл в Севастополь только 7 ноября 1854 г.), конечно, его участие маловероятно » , — делает вывод В. И. Срезневский. Учёный так и не смог установить, кому принадлежит текст с описанием событий сентября-октября 1854 года, однако исследователи более позднего времени выяснили, что данная часть песни сочинена « офицерами русской армии, которые собирались у начальника штаба артиллерии Н. А. Крыжановского и импровизировали эти куплеты » . Фамилии упомянутых офицеров остаются неизвестными.