Interested Article - Мутазилиты
- 2021-06-15
- 1
Мутазили́ты ( араб. المعتزلة , му‘тазила — «обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся»; самоназвание أهل العدل و التوحيد , ахль аль-‘адль ва-т-таухид — «люди справедливости и единобожия») — представители первого крупного направления в каламе , игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и Аббасидского халифата в VII—IX веках . Направление это было основано Василом ибн Атой и Амром ибн Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок Хасана аль-Басри . Существуют и другие версии происхождения названия данного направления .
История
Недовольные политикой Омейядов , в VIII веке некоторые факихи , исламские богословы, отделились от официального вероубеждения и образовали секту кадаритов , основой которой стало признание свободы воли у человека. Вскоре, выработав общие положения своего учения, они стали именоваться мутазилитами. Помимо идеи свободы воли они выработали принцип, согласно которому разум являлся критерием веры, добра и справедливости: «хорошо не потому, что так повелел Аллах, — Аллах повелел так, потому что это хорошо». Также они возродили интерес к греческой философии в арабском мире . Усилиями мутазилитов на арабский были переведены труды Платона и Аристотеля , чьи идеи также легли в основу учения мутазилитов .
В 739 году н. э. мутазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зейда ибн Али , за что подверглись гонениям. В 744 году приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришёл халиф Язид III .
Совместно с шиитами мутазилиты помогли свергнуть Омейядов и привести к власти Аббасидов в 750 году. Новая династия поначалу довольно холодно относилась к мутазилитам, однако уже при халифе аль-Мамуне (813—833) положение мутазилитов значительно улучшилось: некоторые из них занимают ответственные должности, их деятельность наряду с деятельностью других мыслителей-рационалистов поощряется государством . Более того, во время правления аль-Мамуна мутазилиты фактически ненадолго стали господствующим учением в исламском мире. Такое положение сохранялось и при халифах аль-Мутасиме и аль-Васике , но после восшествия на престол аль-Мутаваккиля , они опять начали подвергаться гонениям .
Во времена правления Буидов процветала мутазилитская школа Абдул-Джаббара ибн Ахмада (ум. в 1025 г.) .
Идеи мутазилитов нашли отражение в воззрениях йеменских зейдитов , а в XII—XIII веках получили распространение в Хорезме .
На протяжении всей истории данного направления в мутазилизме существовало множество соперничавших между собой группировок. В IX—X веках главными школами мутазилизма были басрийская (хусейния) и багдадская ( ). Басрийскую школу представляли Муаммар ибн Аббад (ум. в 830 г.), Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф (ум. в 835 г. или ок. 845 г.), аль-Джахиз (ум. ок. 868 г.), Абу Али аль-Джуббаи (ум. в 915 г.) и его сын (ум. в 933 г.). К багдадской школе, которую основал Бишр ибн аль-Мутамир (ум. после 825 г.), принадлежали (ум. ок. 828 г.), (ум. в 840 г.), Ахмад ибн Абу Дуад (ум. в 854 г.), (ум. ок. 932/933 г.) и (ум. ок. 931 г.). Представление о содержании дискуссий между этими двумя школами даёт книга мутазилита (ум. ок. 1024 г.) «аль-Маса́иль фи-ль-хиля́ф байна-ль-басриййи́н ва-ль-багдадиййи́н» ( араб. المسائل في الخلاف بين البصريين والبغداديين ) .
Пять основоположений мутазилизма
- Справедливость ( араб. العدل , аль-‘ адль ): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей ;
- Единобожие ( араб. التوحيد , ат- таухид ): строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм , но также — вечность божественных атрибутов , в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому мутазилиты говорят о сотворенности Корана ;
- Обещание и угроза ( араб. الوعد والوعيد , аль-ва‘д ва-ль-ва‘ид): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало мутазилитов и хариджитов ;
- Промежуточное состояние ( араб. المنزلة بين منزلتين , аль-манзиля байна-ль-манзилатайн), или Наименования и суждения (аль-асма ва аль-ахкям): мусульманин , совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними ;
- Повеление одобряемого и запрещение порицаемого ( араб. الأمر بالمعروف والنهي عن المنك , аль-амр би-ль-ма‘руф ва-н-нахи ‘ан аль-мункар): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов , хариджитов и мутазилитов .
Примечания
- ↑ .
- Абу Захра М. Тарих аль-мазахиб аль-ислямиййа. Каир: Дар аль-фикр аль-арабий, б.г., с.118. (ар.)
- ↑ Васильев Л. С. История религий Востока. — М. : Высшая школа, 1988.
- .
Литература
- на русском языке
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 175-176. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Смирнов А. В. , Логические основания философии времени мутазилитов // Философский журнал. № 2(3). 2009. С. 132—163
- Султанов Р. И. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 391. — 840 с. — 150 000 экз.
- Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. 80 с.
- на других языках
- Абу Захра М . Тарих аль-мазахиб аль-ислямиййа. Каир: Дар аль-фикр аль-арабий, б.г. (ар.)
- Ан-Нашар А. С. Нашъат аль-фикр аль-фальсафи фи аль-ислям. Ч.1-3. Каир, 1977. (ар.)
- Nader A. N. Le système philosophique des Mutazula . Beirut, 1956. (фр.)
Ссылки
- // Литературно-философский журнал «Топос» . — 2004. — 29 марта.
- // Энциклопедия Кругосвет
- Таевский Д. // История религии
- 2021-06-15
- 1