Interested Article - Виверна
- 2020-12-01
- 2
Виверна или виверн ( англ. Wyvern ) — мифическое существо , разновидность дракона с одной парой лап. Часто изображаются со змеиным хвостом, иногда имеющим ядовитое жало .
Наибольшим сходством с виверной обладает европейский дракон . В современном фэнтези-искусстве виверны являются весьма популярными персонажами и именуются именно «драконами», так как в силу сходства с птицами, грифонами и рукокрылыми, возможно, считаются более реалистичными. В частности, по этой причине Джордж Мартин выбрал виверн-«драконов» в качестве персонажей для своего цикла « Песни льда и пламени » . Вместе с тем образ виверн, вероятно, не имеет древнего мифологического прототипа, а их первые упоминания встречаются только в средневековых европейских бестиариях .
Образ виверны и её различных форм весьма популярен в геральдике , в том числе современной. Он часто фигурирует как талисман школ и спортивных команд (в основном в США , Великобритании и Канаде ). Виверна как персонаж различных бестиариев регулярно используются в современной фантастической литературе и видеоиграх .
Этимология и истоки образа
Слово wyvern происходит от изменения среднеанглийского wyvere («гадюка»), где восходит к англо-французскому wivre , guivre и, далее, к латинскому vipera («гадюка»). Впервые зафиксировано в 1610 году . В норвежском фольклоре виверна фигурирует под названием «линорм», однако линормы не всегда изображаются с крыльями . При заимствовании игровой компьютерной терминологии в русском языке англ. wyvern получило форму женского рода: «виверна» .
Мифы о крылатых змеях распространены в культурах Средиземноморья , ярким примером которой является египетская богиня Уаджит . Самые древние существа, которых прямо называют «крылатыми драконами», — кони, запряжённые в колесницу Гелиоса , которые помогают Медее .
Отличия от других драконов
В преданиях разных народов и культур не делается различия между вивернами и остальными драконами. Однако с XVI века в английской, шотландской и ирландской геральдике ключевое различие заключалось в том, что у виверны одна пара лап, а у дракона две. Тем не менее, упоминание этого различия как характерного признака именно виверн не наблюдается для символов других европейских стран, где двуногих драконоподобных существ также называют «драконами» .
В символике и геральдике
Виверна являлась одним из символов в социальной репрезентации ремесленников Португалии в Средневековье и раннее Новое время . Макет с ней участвовал в шествии праздника Тела Христова (Corpus Christi). В регламенте, определяющем очерёдность гильдий в шествии 1538 года, помимо Виверны участвовал и Дракон. Виверна также присутствовала в свадебной процессии инфанта Жоана Мануэла и принцессы Хуаны в 1554 году, где воплощает расхожий фольклорный образ того времени .
Также это геральдическое животное семейства Парров (Катерина Парр была последней женой Генриха VIII ). На книге (экземпляр «Канцоньере» Петрарки), принадлежавшей Катерине, имелась аппликация с геральдическим щитом, поддерживаемым с одной стороны огнедышащим псом, проглотившим корону, с другой — «огнедышащим виверном, сочетающим в себе черты дракона и морского змея» .
Виверн изображён на гербе польского рода Ляцких , гербе семейства Дрейк, гербе Враждов из Кунвальда. В качестве щитодержателей виверны выступают на гербе герцога Мальборо .
Виверноподобный зилант изображён на гербе города Казань , столицы Республики Татарстан .
Также иногда изображался в воображаемом гербе Юлия Цезаря (наряду с популярным двуглавым орлом , изредка встречающимся василиском , тремя коронами и тремя колоколами)
В фантастике и массовой культуре
В ролевой системе Dungeons & Dragons виверна относится к типу «дракон», но не является истинным драконом, связана с ними отдалённо, менее сильна и не наделена магией .
В произведениях Андре Нортон детально прописаны особенности народа Wyverns , сочетающего зооморфные и антропоморфные признаки. Это небольшого роста ящеролюди, телом похожие на человека, а головой — на дракона. У них большие жёлтые глаза с зелёными вертикальными зрачками и сверкающая кожа, напоминающая драгоценные камни. Для человека они чужеродны, но прекрасны. Виверны Нортон обладают активными ментальными способностями, и в их социуме женщины занимают главенствующее положение, направляют и контролируют как мужчин (чья сфера — не ментальная, а физическая деятельность), так и других существ
Во вселенной Warcraft продемонстрировано развитие виверн, как расы разумных созданий, сочетающих черты мифологической виверны и раскрыты потомственные связи псевдо-драконов с грифонами. Так как грифоны и мантикоры имеют общие черты, уникальных для одной из сторон конфликта, ветрокрылов часто путают с мантикорами.
Виверна присутствует во второй главе «Бестиария» Анджея Сапковского , в толковом словаре фантастических существ, известных автору по мифологии разных народов и произведениям Дж. Р. Р. Толкина , Говарда Лавкрафта , Терри Брукса и других . В романе « Час Презрения » из серии о ведьмаке Геральте для придания английскому слову wyvern польское звучание, Сапковский назвал чудовище «виверна»:
Это, конечно, вымысел и неологизм, но не лишённый смысла. В соответствии с некоторыми теориями, wyvern выводится из латинского «vipera» ( змея ), название же змеи идёт от её предполагаемого живорождения ( vivipara, хотя есть и другая этимология, см. Гадюка ). Отсюда взялась и моя виверна — опирающаяся на корень «vivi…» и, как и змея, — женского рода. В польских переводах фэнтези и бестиариях ролевых игр неизменно фигурирует английский «wyvern» (произносится — уайверн), хоть в других случаях рольплейенговых текстов переводчики не раз щеголяли стремлением название полонизировать. Может, кто-нибудь наконец решится взять на вооружение мою виверну? У меня на неё авторских прав не меньше, чем у Толкина на орка , но — обещаю — я не стану им (правом) чрезмерно размахивать.
Виверны часто фигурируют в компьютерных играх: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura , Ark: Survival Evolved , Baldur's Gate , Dark Souls , Disciples II: Dark Prophecy , Dota 2 , Dragon Age: Inquisition , Heroes of Might and Magic , Hexen , Lineage II , Monster Hunter , Sacred , Terraria , The Witcher , Warcraft III: Reign of Chaos , Eve Online и других.
См. также
Литература
- «Бестиарий» А. Сапковского в переводе Е. Вайсброта.
Примечания
- Hoad, T. F. . — Oxford : Oxford University Press, 1993. — P. . — ISBN 0-19-283098-8 .
- ↑ Елохин К. А. Португальские ремесленники XV—XVI вв.: визуализация социального статуса: специальность 07.00.03 «Всеобщая история (Новое время)»: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук / Елохин Кирилл Александрович; Институт всеобщей истории РАН. — Москва, 2016. — С. 22–23.
- ↑ Вахитов В. С. Развитие игровой компьютерной лексики русского языка (на примере языка пользователей Lineage 2): специальность 10.02.19 «Теория языка»: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Владислав Салаватович Вахитов; Башкирский государственный университет. — Уфа, 2011. — С. 19.
- ↑ Фокина М. С. Явление мифонимии в «Бестиарии» А. Сапковского // Актуальные вопросы филологии и переводоведения в свете современных исследований: сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции, 20 октября 2017 г., Чебоксары. — Чебоксары, 2017. — С. 360.
- (англ.) . Lexico Dictionaries | . Архивировано из 12 ноября 2020 года.
- ↑ от 2 октября 2020 на Wayback Machine в словаре Merriam-Webster , версия 16 мая 2020 года
- Николай Караваев . от 30 июня 2019 на Wayback Machine Наше интервью с Джорджем Мартином. — Мир фантастики, № 170 (октябрь 2017)
- A wyvern and an elephant may be found at Harley MS 3244 (dated 13th century, after c. 1236), от 1 сентября 2014 на Wayback Machine
- В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре / Под ред. Рачинской Е. С. — М.: ОГИ, 2008. — С. 221.
- Rees, Valery. . — London : I. B. Tauris, 2013. — ISBN 9780857721624 .
- Dennys, Rodney. . — Clarkson N. Potter же, 1975. — P. 186–188. — ISBN 0517526298 .
- Fox-Davies, Charles. . — London : T.C. & E.C. Jack, 1909. — P. 226-227.
- Попова М. К. Книжная обложка: знак статусности владельца, отражение художественного мира автора или товарный знак? // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». — 2014 — Т. 5. — № 2. — С. 115–118.
- Черных А. П. Образы античной истории в геральдике XV—XVI вв. // Люди и тексты. Исторический альманах. — 2014. — № 4. — С. 148.
- Monster Manual D&D, 5-я редакция, 2014. Перевод студии фэнтези «PHantom» и др. Стр. 6.
- (англ.) . University of California Press (1 сентября 2017). Дата обращения: 5 августа 2023.
- Медведева Е. В. Фантастический дискурс: сочетание антропоморфных и зооморфных характеристик в образе персонажей // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2002. — № 4 (52). — Т. 4. — С. 57.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- на сайте «Энциклопедия вымышленных существ»
- 2020-12-01
- 2