Хосогай, Хадзимэ
- 1 year ago
- 0
- 0
Хадзи́мэ Савата́ри ( яп. 沢渡朔 , 1 января 1940 года , Токио , Япония ) — скандально известный японский фотограф и кинооператор . Участвовал в съёмках экспериментальных фильмов режиссёра Сюдзи Тэраямы . Прославился фотоальбомами «Алиса» и «Алиса из моря» по мотивам книг Льюиса Кэрролла . Обладатель национальных премий.
Родился в Вторая мировая война , мальчика в возрасте четырёх лет отправили в префектуру Ямагата в регион Тохоку к бабушке в целях безопасности. Отец мальчика находился на фронте, до этого он работал в книжном магазине в Токио, сочинял стихи. После того как война закончилась, он заболел туберкулёзом и умер, когда Саватари было 10 лет. В детстве Саватари не отличался крепким здоровьем, не занимался спортом и часто ходил в кино .
в 1940 году. Так как уже началасьПервый опыт фотографирования получил в кинозале, снимая персонажей фильма на экране (среди которых были Аяко Вакао и Мэрилин Монро ). Учился на факультете фотографии в Колледже искусств . В студенческие годы увлекался джазом , кино и книгами. Особое впечатление на него произвёл фильм Луи Маля «Лифт на эшафот» . Его увлекали французская новая волна , произведения писателей Тацуо Хори и Осаму Дадзай . Большое влияние на него оказали работы фотографов Роберта Капа (особенно «Slightly Out of Focus» ) и Анри Картье-Брессона . Среди японских фотографов его восхищение в то время вызывали и .
Начал фотографировать джазовых музыкантов, которые приезжали в Японию, работал в качестве сотрудника в иллюстрированных журналах . Увлекался фотографированием женщин и детей (впоследствии Саватари вспоминал, что одним из первых подобных опытов стали фотографии детей американских военнослужащих в костюмах Хеллоуина , сделанные на военной базе Вашингтон Хайтс) .
В 1963 и 1964 годах снял серию фотографий в Отелях Нагиса в Дзуси , в Синагаве и в Тигасаки . Героиней фото стала его подруга с инициалами YO . Сам он в то время работал в проектной фирме Ginza , Токио. Семь или восемь фотосессий осуществлялись в выходные дни. Саватари надеялся, что снимки будут опубликованы в ежемесячном журнале «Camera Mainichi» , но редактор журнала их не принял. Опубликованы они были отдельной книгой только через 50 лет .
Некоторое время работал с Nippon Design Center (был создан фирмами Тойота , Никон и фотографами, работавшими в области коммерческой рекламы , для работы по подготовке к Олимпиаде в Токио 1964 года ). Был разочарован необходимостью создавать фотографии автомобилей и электроники .
«Девочка в игре» (1964) представляет собой серию фотографий девочки смешанной расы. Фотограф вспоминает, что был потрясён настолько её красотой, подобной красоте феи , что попросил позволить сделать фотографии. В 1968 году Саватари сделал фотокадры для фильма режиссёра Сусуму Хани .
Участвовал в 1970 году в качестве оператора в создании фильма Сюдзи Тэраямы (фильм существует в двух версиях — укороченной и полной), а также короткометражного фильма «The War of Jan-Ken-Pon» того же режиссёра. «Император томатного кетчупа», в свое время потрясший воображение зрителей, был обвинен в детской порнографии , что вызвало скандал. Режиссёр утверждал, что не интересуется порнографией, в которой видит инструмент государственного притеснения. Фильм по его убеждению был снят о революции и утопии : дети свергают власть своих родителей и пытаются создать новое идеальное общество. Скоро они запутываются в сетях сексуальных отклонений и насилия, оказываются беспомощными в обращении с властью. Тараяма исследует анархические движения, политические и сексуальные проблемы. Это был способ режиссёра выразить поэтическим методом свои идеи. Одновременно с участием в подготовке фильма Саватари вёл фотосъёмки в стиле shigai geki , фиксируя импровизации своих моделей (обычно это были дети) на улицах Токио .
В 1971 году Саватари встретил Надю, итальянскую модель, которая приехала работать в Японии. Надя любила японскую культуру и решила посетить страну, чтобы узнать её историю и культуру в 1970 году, когда ей был 21 год . Саватари начал снимать её личную жизнь без какой-либо определенной цели, а увлёкшись, съездил в Венецию и Сицилию на родину Нади. Фотографии, которые он сделал там, стали основой книги «Надя в лесу» (1973) . Стихи для этого сборника фотографий написала известная японская поэтесса Кадзуко Сираиси . В издании 2016 года были опубликованы фотографии, не вошедшие в первое издание книги .
В том же году редактор Bessatsu Gendai Shitechou (японский поэтический журнал) Сигэо Кувабара предложил поэтам, художникам и иллюстраторам работу над проектом по книгам Льюиса Кэрролла об Алисе, он должен был завершиться одноимённой выставкой на Рождество 1973 года. Источником своего вдохновения в работе над этой серией Саватари называет рок-музыку , мир глупостей и фантазии, изображённый в фильмах группы Beatles . Эндрю Сандерс (координатор фотосессии в Великобритании) переслал фотографии претенденток на роль Алисы, прежде чем фотограф прибыл в Великобританию, но свой окончательный выбор модели фотограф сделал после личного знакомства с девочкой. К этому времени Саманта Гейтс ( англ. Samantha Gates ) к возрасту всего семи лет приобрела известность, появившись на обложке альбома «Houses of the Holy» группы Led Zeppelin в облике обнажённой девочки, карабкающейся на скалистые горы. Вместе с братом она также много снималась в коммерческой рекламе. Позже девочка снималась в нескольких фильмах и ТВ-сериалах, наибольшую известность приобрела фильмом режиссёра (1978) . Книга фотографий «Алиса» принесла Саватари скандальную европейскую известность. Главная героиня появлялась на некоторых фотографиях обнажённой в чувственных и соблазнительных позах .
В 2014 году на персональной выставке в Национальном музее современного искусства в Токио , а затем в Киото , были представлены оригинальные фотографии из серии «Алиса». Эксперт охарактеризовал их как «эпизоды жизни девочки, которая обнаруживает себя в мире взрослых… встречает людей на протяжении всего её приключения в тёмном, но мистическом мире». Среди представленных фотографий были те, которые не вошли в опубликованный вариант 1973 года и стали известны только спустя 40 лет. Критики отмечали, что работы по-прежнему сохраняет свою красоту и элегантность. Фотокнига «Alice Special Edition» , которая включает дополнения — 60 непубликовавшихся прежде фотографий, была опубликована издательством .
В 1979 году фотограф опубликовал книгу «Алиса из моря» ( англ. «Alice from the Sea» ), являющуюся продолжением «Alice». Главной героиней сборника снова стала Саманта Гейтс, критики отмечали необычную для Саватари целомудренность фотографий .
Саватари выпустил книги фотографий «Кинки» и «Сэйдзи Одзава» (проект, посвящённый творчеству и личности крупного японского дирижёра, неожиданный в контексте его ранних альбомов); работал с крупной японской фирмой, производящей одежду, « Comme des Garçons » с 1970 по 1980 год; осуществил проекты со многими актрисами и моделями ( Тао Окамото ; «Histeric ten» ). Последняя книга фотографий называется «Дождь с темой дождя» ( англ. Rain with the theme of rain ), где Саватари впервые использовал цифровую фотокамеру .
Саватари утверждает:
«В любом случае, без фотографии, я бы не имел сколько-нибудь достойной жизни, принимая во внимание тот факт, что я так неловок, как в моей работе, так и в моей личной жизни».
— Kato, Masaki. Hajime Sawatari
Год | Фильм | Выходные данные | Участие в фильме |
---|---|---|---|
1971 | The War of Jan-Ken-Pon | The War of Jan-Ken-Pon, Япония, 12 минут | Кинооператор |
1971 | Томатный кетчуп императора | トマトケチャップ皇帝, Япония, 72 минуты | Кинооператор |
По мнению The Photographer и Gallery Akio Nagasawa к числу наиболее известных альбомов Саватари относятся :
The Photographer , Gallery "Fm" и Gallery Akio Nagasawa к числу наиболее значимых выставок Саватари относят :