Советско-партийные школы
- 1 year ago
- 0
- 0
Партийные милиции Колорадо ( исп. La milicia de Colorado ) — военизированные формирования парагвайской правой партии Колорадо в XX веке. Отстаивали силовыми методами партийные интересы и позиции, активно участвовали в вооружённых гражданских конфликтах. Сыграли важную роль в гражданской войне 1947 года . В период стронизма являлись частью карательного аппарата диктатуры Альфредо Стресснера . Политико-идеологически стояли на правореспубликанских и ультраправых антикоммунистических позициях, от традиционализма до фашизма .
Парамилитарные формирования традиционны для политической истории Парагвая со времён Парагвайской войны . Политические партии старались обзаводиться своими боевыми организациями. Особенно характерно это было для право консервативной партии Колорадо .
С конца XIX века сформировались крестьянские ополчения деревенских сторонников Колорадо. Во второй четверти XX века они получили собирательное наименование Py Nandi (буквальный перевод с языка гуарани : «разутые», «оборванные») . Эти отряды комплектовались, как правило, из крестьянской бедноты, часто индейцев- гуарани . Центрами консолидации являлись сельские организации Колорадо и партийные авторитеты. Их идеология была противоречива: консервативные традиционалистские настроения совмещались с республиканским национализмом .
Степень организованности Py Nandi была поначалу низка. Единая структура, командование, дисциплина отсутствовали. Устаревшее вооружение подбиралось каждым участником самостоятельно; часто ограничивалось холодным оружием или просто дубинами. В то же время Py Nandi были глубоко мотивированы — преклонение перед авторитетом партийных вождей, заинтересованность в материальных преференциях от Колорадо, вера в партийную идеологию. Численность Py Nandi временами превышала 15 тысяч человек. Эти формирования устанавливали в деревнях режим колорадской гегемонии, политическая оппозиция жёстко подавлялась физическим насилием.
Py Nandi стали моделью и основой для других форм военизированной организации Колорадо. В 1938 реформировать партийную милицию взялся лидер Колорадо Хуан Наталисио Гонсалес . Он сформировал городской аналог Py Nandi — Группы действий Колорадо ( Grupos de Acción Colorada, GAC ), а в 1942 преобразовал городские и сельские формирования в милицию Guión Rojo ( Красный стяг ; по цвету партийной символики).
Отличия новой структуры от Py Nandi заключались в более широком социальном составе — не только крестьяне, но и городская мелкая буржуазия, люмпенство и криминалитет, идеологизированная интеллигенция. «Гионисты» были лучше организованы. Они придерживались более чёткой идеологии ультраправого радикализма (во многом близкого к фашизму ) и антикоммунизма , отличались личной преданностью основателю Гонсалесу.
Guión Rojo и Py Nandi сыграли важную роль в парагвайской гражданской войне 1947 года . Эти отряды формирования во многом определили её исход в пользу правых сил и правительства Мориниго . При этом проявились социально-идеологические особенности — склонность боевиков к грабежам и насилиям не только в бою, расправа над побеждёнными .
В послевоенный период Guión Rojo и сохранившие самостоятельность Py Nandi явились центрами консолидации праворадикальных сил Колорадо. Деятельность «гионистов» постепенно сошла на нет из-за отхода от политики и эмиграции Хуана Наталисио Гонсалеса, но Py Nandi восстанавливались в более организованной и регулярной формации. В политические лидеры выдвигался ультраправый активист Эдгар Инсфран , участник гражданской войны, идеологически ориентированный на европейский фалангизм , фашизм и национал-социализм .
В 1954 году парамилитарный актив Колорадо с энтузиазмом поддержал военный переворот и приход к власти генерала Альфредо Стресснера .
Диктатуру Стресснера нельзя понять, если не видеть роли колорадизма и в конечном счёте — партизанских армий гражданской войны .
Во второй половине 1950-х Py Nandi помогли правительственным войскам и полиции подавить левое партизанское движение против Стресснера. Они не только отличались особым упорством в боях и жестокостью в расправах. Созданное ими настроение в парагвайской деревне исключало сколько-нибудь массовую поддержку партизан.
Py Nandi сохраняли значение весь период стронистской диктатуры. Они активно содействовали Колорадо, полиции и спецслужбам, привлекались для проправительственных акций в городах — например, в 1973 Py Nandi прошли мощной контрдемонстрацией по Асунсьону , переломив положение в пользу правительства . Сельская партийная милиция играла видную роль в созданной диктатором своеобразной «системе сдержек и противовесов». Подчинённые Стресснеру по партийной линии Py Nandi являлись альтернативной вооружённой силой, ограничивавшей амбиции армейского командования
Военизированные формирования правящей партии явились важным инструментом аграрной реформы и перераспределения земли. Во многом их усилиями подавлялись попытки возобновить левые повстанческие движения. Во главе фактически стоял организатор аграрной реформы и главный идеолог режима Хуан Мануэль Фрутос . Идеологией Py Nandi являлся радикальный стронизм.
С 1970-х началось формирование иного типа колорадских милиций — близких к эскадронам смерти . Идеологически они базировались на доктрине Всемирной антикоммунистической лиги (ВАКЛ). Организационной особенностью была тесная связь с государственными силовыми структурами и провластными криминальными сообществами.
Руководящий функционер карательного аппарата директор Пастор Коронель создал отряды Macheteros de Santani . Их особенность заключалась в земляческом принципе — в основном они представляли город , откуда родом был Коронель. По социальному положению это были выходцы университетской среды либо окрестные крестьяне. Macheteros нападали и избивали оппозиционеров, иногда совершали убийства . Они также участвовали в партийных мероприятиях Колорадо, создавая силовой антураж маршами при поднятых мачете .
Министр юстиции и труда учредил Группы антикоммунистического действия ( Grupos de Acción Anticomunista, GAA ). Профессионалы сыска и нейтрализации работали в оперативном взаимодействии с полицией и спецслужбами. Они занимались в основном слежкой за оппозиционерами и передавали полученные данные в органы политического сыска. Кроме того, GAA выполняли поручения, выходившие за рамки всякой законности даже в стронистском толковании. Отдельными ячейками-группами командовали функционеры Минюста, например, Рубен Кандиа Амарилья, будущий министр внутренних дел и генеральный прокурор Парагвая . По структуре и целевым установкам GAA сравнивались с аргентинским Triple A .
Свою деятельность GAA старались не афишировать. Организационно они были связаны с ВАКЛ через парагвайское отделение, которым руководили Хуан Мануэль Фрутос и начальник тайной полиции Антонио Кампос Алум .
Ещё одно направление колорадской милиции связано с именем Рамона Акино — председателя 14-й секции Колорадо в асунсьонском трущобном районе Чакарита. Созданные Акино бригады именовались Garroteros (от гарроты в значении холодного оружия). Garroteros отличались специфическим социальным составом — в основном боевики местных ОПГ , криминальная молодёжь трущоб. Наблюдатели называли их « гангстерами из Чакариты». Они действовали типичными методами штурмовых отрядов, акцентировали в идеологии самый крайний антикоммунизм и популистские установки в версии криминалитета, исповедующего беспредел . Акции Garroteros приобрели широкую известность: террор против заподозренных в принадлежности к ПКП , избиение оппозиционных студентов , нападение на бастующих медиков .
Конец 1980-х был отмечен в Парагвае общеполитическим кризисом и расколом в Колорадо. Фракция Tradicionalistas («традиционалисты») выступала за отстранение Стресснера от власти и проведение некоторых либерально-демократических реформ, соответствующих общемировому тренду. Фракция Militancias («воинствующие») сохраняла верность стронизму, требовала максимального ужесточения режима, идеологизированной политики в духе ВАКЛ, пожизненного правления Стресснера и последующей передачи власти его сыну Густаво . Лидерами Militancias были министр внутренних дел Сабино Монтанаро и командиры партийных милиций — Эухенио Хаке, Пастор Коронель, Рамон Акино. (Монтанаро и Хаке принадлежали к « Золотому квадрату » — правящей верхушке стронизма.) В то же время Эдгар Инсфран, взгляды которого эволюционировали в демократическом направлении, поддерживал «традиционалистов».
1 августа 1987 Militancias одержали победу на съезде Колорадо и установили контроль над партией. Собрания «традиционалистов» разгонялись боевиками Garroteros .
3 февраля 1989 президент Стресснер был отстранён от власти в результате военного переворота . Свержение Стресснера совершилось в несколько ночных часов. Сопротивление оказали лишь солдаты его личной гвардии. Партийные боевики не успели вступить в действие. Никакой гражданской поддержки Стресснеру оказано не было. К власти пришёл генерал Андрес Родригес , поддержанный «традиционалистами».
Новое правительство осуществило обещанные демократические реформы. Политические репрессии в целом прекратились. Новое руководство партии Колорадо официально отказалось от политического насилия. Партийные милиции были распущены. Такие деятели, как Пастор Коронель и Эухенио Хаке, предстали перед судом.
Реально силовые подразделения в Колорадо сохраняются и временами вступают в конфликты. Однако официально они никак не конституированы. Традиция Py Nandi хранится в партии как высокодостойная. Но считается, что эта сила выполнила свои исторические задачи. Существование таких организаций в XXI веке рассматривается как несообразное.
Возродить антикоммунистические парамилитарные формирования призвал в 2009 парагвайский предприниматель чилийского происхождения Эдуардо Авилес — в начале 1970-х активист ультраправой организации Родина и свобода , эмигрировавший в Парагвай при правительстве Сальвадора Альенде . Авилес усматривал серьёзную коммунистическую опасность в политике левого президента Фернандо Луго и публично предлагал создать Comando anticomunista Paraguayo — Парагвайскую антикоммунистическую команду для вооружённой борьбы . Инициативу Авилеса характеризовали как ремейк GAA, Triple A, UAC или даже чернорубашечников , несообразный духу времени . Президент Луго был отстранён от власти путём импичмента без участия парамилитарес.