Interested Article - Ретрогейминг

Мужчина играет на приставке Atari 2600

Ретрогейминг ( англ. retrogaming ), классический гейминг ( англ. classic gaming ) или олдскульный гейминг ( англ. old school gaming ) — определение, подразумевающее ностальгическое увлечение старыми играми, как правило с пиксельной графикой . Так как некоторые люди, увлекающиеся старыми играми, на основе общих интересов объединяются в группы, ретрогейминг также можно называть субкультурой . Предметом интереса у ретрогеймеров становятся устаревшие игры и приставки, давно снятые с продаж, порты старых игр. Своё увлечение ретрогеймеры объясняют ностальгией, аутентичностью, увлечением ретро-стилистикой, эпохами прошлого и т.д. . Вместе с общим старением аудитории геймеров продолжает расти и интерес к ретрогеймингу .

Ретрогейминг как явление возникло практически с рождения самой игровой индустрии, но приобрело особую популярность вместе с распространением интернета и программ, позволяющих запускать эмуляции видеоигр . Ретрогейминг связан с движением электронного архивирования и культурой ремиксов . Ретрогейминг также означает создание новых игр, выдержанных в стиле старых игр. Увлечение старыми играми способствовало возникновению отдельной отрасли в игровой индустрии, занимающейся перевыпуском старых игр и старых игровых приставок .

Ретрогейминг рассматривается как одно из направлений в ретрокомпьютинге — увлечении старыми компьютерами и программным обеспечением к ним . Под ретрогеймингом также может пониматься увлечение не самими старыми играми, а их художественной эстетикой, в том числе пиксель-артом или чиптюном . Это выступает важной частью субкультуры демосцены .

Описание

Ретрогейминг зародился ещё в 1970-е годы на Западе почти сразу же после зарождения игровой индустрии. В то время компьютерные игры и приставки мгновенно становились популярными и так же быстро устаревали вместе с выпуском более современных и улучшенных приставок и игр. Уже тогда некоторые игроки начали формировать сообщества и клубы, где обсуждали и играли в устаревшие, потерявшие популярность игры . Тем не менее ретрогейминг как современный феномен возник в 1990-е годы вместе с возникновением интернета и онлайн-форумов . Этот же период пришёлся на взросление первого поколения геймеров, родившихся между 1966 и 1976 годами и заставших первые игровые приставки и аркадные автоматы .

Впервые определение «ретро» было применено к компьютерным играм в журнале RetroGames , выпущенном в 1997 году совместно Робертом Фразуром и Turbo Zone Direct. Редакция журнала занималась продажей и починкой уже тогда устаревших игровых приставок Turbografx-16 , Sega Master System и NES . В 1998 году редакция запустила сайт retrogames.com, публикующий эмуляции устаревших игр. Интерес к ретрогеймингу сильно возрос на рубеже XX и XXI веков вместе с началом массового выпуска трёхмерных игр для игровых приставок шестового поколения и выше. Под ретрогеймингом стали подразумеваться приставки пятого поколения и ниже, выпущенные к ним игры или все игры, выпущенные в эпоху аналогового телевидения и созданные для экранов с разрешением 4:3. Разработчики, увлекающиеся ретрогеймингом, стали создавать игры в ретростилистике — с двухмерной графикой, ограниченной цветовой палитрой. Прежде всего это инди-игры . Нет чёткого критерия, определяющего, какие игры можно причислять к ретро, а какие — нет. Это становится почвой для постоянных споров среди ретрогеймеров. Общественное и коллективное восприятие ретроигр меняется со временем: если изначально под этим определением строго понимались двухмерные игры 8- и 16-битной эры, то со временем к ретроиграм стали причислять и игры ранней 3D-эпохи или начала 2000-х годов .

Ретрогейминг особенно популярен в Японии с 2000-х годов. Ностальгию по старым играм активно эксплуатирует компания Nintendo, рьяно защищая авторские права своих старых игр и периодически выпуская ремейки или ремастеры своих старых игр серии Mario или запуская интернет-сервисы с библиотекой своих старых игр — Virtual Console или Nintendo Switch Online .

Винтажный ретрогейминг

Продажа подержанных Game & Watch

Под винтажным ретрогеймингом подразумевается не только увлечение старыми играми, но и коллекция старых, оригинальных носителей — игровых приставок, картриджей, дисков , игрового оборудования и прочей связанной со старыми играми продукции. Некоторые из этих предметов ввиду своей редкости могут быть очень труднодоступными и дорогими . Также ретрогеймеры, коллекционирующие старое оборудование стараются приобрести кинескопный телевизор , выступающий важной частью в ностальгическом погружении .

Чтобы добыть редкий предмет, коллекционеры постоянно посещают блошиные рынки, бартерные магазины и отдельные аукционные площадки . Цена на старое оборудование, как правило, ниже, чем его изначальная розничная цена . В Японии распространены комиссионные магазины , продающие игры и игровое оборудование . Некоторые сайты, посвящённые ретрогеймингу, составляют подробные инструкции, как подключать старые приставки к современным телевизорам .

Коллекционеры старой техники и игровых носителей могут стать целью для мошенников, создающих поддельную продукцию, не представляющую никакой коллекционной ценности . Вместе к ростом популярности ретрогейминга и его коммерциализации, компании вроде Electronic Arts или Sega стали повторно выпускать старые игровые приставки с рядом улучшений, например, встроенной библиотекой старых игр

Эмуляция старых игр

Эмуляция старых игр выступает важной частью культуры ретрогейминга и фактически сформировала эту субкультуру в её современном виде вместе с возникновением интернета и сайтов, публикующих эмуляции . Игры из 80-х из 90-x годов выпускались на носителях и для оборудования, которое зачастую даже в подержанном виде сложно добыть . Эмуляции, доступные бесплатно в интернете, позволили многим геймерам, давно выбросившим свои старые приставки, насладиться играми детства . Существуют разные способы скопировать данные игры (ПЗУ) с картриджей или дискет , эти игры затем публикуются в интернете для бесплатной загрузки . GOG.com — сайт, известный тем, что стремится приобрести права на заброшенные правообладателями игры и публикует их без защиты DRM . Есть также компании Limited Run Games и (англ.) , которые занимаются публикацией старых игр .

Также старые игры могут официально издаваться в составе сборников, где несколько игр помещаются в эмулятор . Именно ретрогейминг связывают с популяризацией и доступностью эмуляций и эмуляторов — программ, имитирующих работу другого оборудования (например, игровых консолей) или ПО на ПК . Иногда ретро-игры могут выпускать для современных игровых приставок или компьютеров, однако в этом случае речь не идёт об эмуляции, так как перерабатываются исходные файлы игры ПЗУ . Такие игры выпускают как часть коллекции в цифровом виде или на физическом носителе, также коллекции старых игр загружают в (англ.) . Такие приставки имеют встроенную библиотеку игр, чаще всего от Atari , Sega или Nintendo . В эти игры можно играть при подключении приставки к телевизору . Вместе с ростом спроса на старые игры, их перевыпуском и защитой авторских прав стали заниматься некоторые крупные игровые издатели, такие как Nintendo или EA Games . В 2000-е годы ретрогейминг стал важной и прибыльной частью игровой индустрии .

Авторские права

Основная проблема вокруг старых игр связанна с их неясным авторским статусом. С одной стороны практически всегда это заброшенное программное обеспечение , то есть правообладатель не выпускает и не поддерживает его, с другой стороны срок действия авторских прав в большинстве стран превышает само существование игровой индустрии. Эмуляции обычно создаются третьими лицами, не имеющими отношения к владельцам авторских прав. Они размещают копии игр бесплатно на специальных сайтах . Фактически это незаконная деятельность, и распространение эмуляций можно считать пиратством . Некоторые компании, в частности Nintendo , активно борются с нелегальным распространением своих старых игр в интернете . Однако большинство разработчиков и издателей игнорируют эмуляции , так как чаще всего они не занимаются распространением этих игр и судебные иски против создателей эмуляций несут убытки компании .

Игры

Ретрогейминг может применяться к разным явлениям игровой индустрии: это могут быть ремейки или ремастеры старых игр с некоторыми улучшениями, например усовершенствованной графикой, или создание новых игр, выдержанных в «ретро-стиле» старых .

Часто ремейки или демейки известных игр создают фанаты на безвозмездной основе — так называемые фанатские игры , по причине того, что правообладатели довольно быстро отказываются от поддержки и распространения своих игр ( abandonware ). Ремейки или создание игр в ретро-стиле тесно связано с развитием чиптюна в контексте ретроперспективы и ностальгии. Чиптюн, выдержанный в стиле 8- или 16-битной музыки, популярен в играх в стиле ретро, а также среди поклонников демосцены .

Ремейки

Так как многие успешные игры из прошлого по-прежнему имеют множество старых поклонников, некоторые игровые издатели могут перевыпускать эти игры, улучшая в них графику, игровой процесс и т. д., чтобы заново продать продукт игровой аудитории. Ремейки делятся на несколько типов в зависимости от характера изменений; собственно самим «ремейком» называются игры, где не просто была улучшена графика, но и, например, переработан интерфейс, расширен игровой процесс и добавлен игровой материал, например, новые персонажи . Примеры ремейков — (англ.) и (англ.) , где игровой процесс из оригинальных двухмерных игр был перенесён в трёхмерную среду. Если игра подвергается значительной доработке, но при этом игровой материал остаётся практически неизменённым, её принято называть «ремастером» . Например это Mass Effect: Legendary Edition .

Так как многие игры, подвергшиеся ремейку или ремастерингу, обладают культовым статусом у ретрогеймеров, ремейк или ремастеринг игры должен проводиться осторожно, переработка игрового процесса и визуальной части требует бережного отношения к первоисточнику и самого главного — сохранения оригинального духа игры. В противном случае старые фанаты устроят скандал и ревью-бомбинг , обвиняя разработчиков в неуважении к первоисточнику. Многие особенности старых игр, например густой туман в Silent Hill , были добавлены из-за аппаратных ограничений приставок того времени. Тем не менее они признаются геймерами их неотъемлемыми атрибутами, а не недостатками. Скандалы, сопровождающие ремейки/ремастеринги, чаще всего касаются исключения подобных особенностей из игр .

Ремейки могут создаваться как самими правообладателями, так и совместными усилиями фанатов устаревших игр, например это проекты OpenRA на основе Command & Conquer или Pioneers на основе Frontier: Elite 2 .

Демейки

Пример «демейка» (слева) игры God of War: Ragnarök 2022 года с изображением Ёрмунганда . В этом случае графика выдержана в стиле игры из начала эпохи трёхмерных игр рубежа 1990-х и 2000-х годов

Демейк — обратное явление ремейку , когда на основе современной игры создаётся её упрощённая или «состаренная» версия с более простой графикой, музыкой и другими игровыми элементами, но с сохранением оригинальных игровых механик, дизайна уровней и сюжетной линии. Демейк предполагает не просто упрощение, а придание эстетики устаревшей игры . Пример такой игры — Gang Garrison 2 , двухмерный клон Team Fortress 2 . В отличие от ремейков/ремастеров, демейки создаются энтузиастами. Они могут делать эти игры совместимыми для игры на старых приставках . Демейки также пользуются популярностью у ретрогеймеров, которым интересно представить себе, как могли бы выглядеть современные игры в эпоху их молодости или детства .

В интернете активно небольшое сообщество разработчиков-любителей, создающих копии известных игр в стиле 8- и 16-битных игр . Первые упрощённые игровые клоны создавались для аппаратных клонов приставки Famicom в Китае ещё до появления этого понятия. Известный пример такого клона — Final Fantasy VII для Famicom .

«Ретро»-игры

Игры, выдержанные в ретро-стиле, или «нео-ретро» , также пользуются большой популярностью у ретрогеймеров и выпускаются инди -разработчиками. Ретростиль позволяет экономить на разработке графики без потери визуального и эстетического качества игры. Также игры, выдержанные в стиле ретро, предлагают оригинальные механики и визуальные трюки, которые невозможно было бы воплотить с имеющимися технологиями несколько десятилетий назад . Инди-разработчики, как правило, сильно ограничены денежными средствами и ресурсами, что не позволяет им создать игру с продвинутой графикой и трёхмерной средой в хорошем качестве. Создание двухмерной игры в ретро-стиле выступает отличным компромиссом: ограничения, налагаемые на качество изображения и звука в старых играх, позволяют инди-разработчикам сконцентрироваться на проработке игрового процесса и дизайна уровней . Напротив, крупные издатели игр избегают разработки «ретро»-игр, предпочитая концентрироваться на разработке мейнстримных игр, гарантированно приносящих высокие доходы с продаж .

«Ретро»-игры создаются не только для старых игроков, благодаря им ретро-эстетикой начинают интересоваться и новые игроки . «Ретро»-игры не обязательно должны содержать пиксельную графику и ретро-эстетику, это также может быть создание интерфейса, игрового процесса и дизайна уровней, типичного для старых игр, как, например, в Pillars of Eternity .

С ретро-стилем прочно связан игровой жанр метроидвания , само определение зародилось в 2000-е года, чтобы обозначить двухмерные игры, в целом копирующие игровой процесс, дизайн двухмерных уровней и эстетику игр серии Metroid и Castlevania из 80-х и 90-х годов . Имитация старой, 8- или 16-битной пиксельной графики является хоть и не обязательной, но одним из основных качеств игр жанра метроидвании .

Скриншоты игр Celeste , Fez , Broforce и Nidhogg . Создатели инди-игр часто прибегают к ретро-эстетике.

Влияние

Поклонники старых игр могут организовывать тематические клубы. Ретрогеймингу посвящены некоторые игровые выставки — Retro Gaming Expo , Retro World Expo , RetroGameCon , SoCal Gaming Expo и другие. Ретрогеймеры формируют довольно крупные и активные онлайн-сообщества. Сайты, посвящённые ретрогеймингу, включают обзоры старых игр, интервью с разработчиками, фанатский материал, пошаговые руководства по играм и доски объявлений . Старые игры пользуются популярностью у спидраннеров и игроков, стремящихся побить игровые рекорды . С ретрогеймингом связаны поклонники файтингов Street Fighter и Mortal Kombat , создаваемых изначально для игровых автоматов. Некоторые файтинги продолжали выпускаться для аркад даже после окончания аркадной эпохи , например Super Street Fighter II Turbo .

Старым играм посвящается множество музейных выставок или даже целые музеи, например это Берлинский музей компьютерных игр , выставка The Art of Video Games , организованная в Смитсоновском музем американского искусства . Национальный музей игр в Нью-Йорке в 2015 году открыл всемирный зал славы видеоигр , в котором добавляются игры в основном из 1980-х и 1990-х годов .

Ретрогейминг способствовал популяризации пиксельной графики как художественного направления — пиксель-арта с 2010-х годов . В частности возрождение интереса к пиксель-арту происходило вместе с массовым выпуском инди-игр с пиксельной графикой, особенно Superbrothers: Sword & Sworcery EP , Fez , Papers, Please , Shovel Knight , Stardew Valley , Octopath Traveler и других . Скриншоты из Sword & Sworcery становились вирусными в социальных сетях, способствуя развитию пиксель-арта . Пиксель-арт является важным элементом субкультуры демосцены . С ретрогеймингом также связано развитие музыкального жанра чиптюна , или «8-битной музыки», имитирующей простое тональное сопровождение в старых играх, в качестве образца берётся, как правило, музыка из игр для Game Boy .

Критика и анализ

Люди играют в старые игры на старых приставках

Дэвид С. Хайнеман c сайта GamesCriticism, анализируя феномен ретрогейминга, заметил, что он связан с общественной памятью, основанной не на реальном прошлом, а на его интерпретации. Как правило, ретрогеймеры воспринимают старые игры через призму идеализации и романтизации в сравнении с тем, как эти игры воспринимались общественностью или даже разработчиками в момент их выхода . Редактор журнала VC заметил, что ностальгирующие по старым играм — те, кто сформировал свои вкусы в период актуальности этих игр, и поэтому по многим причинам старые игры могут казаться им лучше, новые же игры они склонны ругать. Это естественная часть старения, аналогично поколение бэби-бум может считать лучшей музыку и кино из периода их молодости (1960-е — 1980-е года) .

Ретрогеймеры состоят в основном из людей старше 30 лет, для которых самая явная мотивация любить старые игры — ностальгия по прошлому, по времени, когда они, ещё будучи детьми или подростками, опробовали свои первые игры и которые в их восприятии являются самыми лучшими . Возраст человека прямо влияет на то, по каким играм он будет ностальгировать, например, люди старше 45 лет ценят в старых играх социальный опыт и простой геймплей, типичный для игр аркадного бума рубежа 70-х и 80-х годов . В постсоветском пространстве в компьютерные игры начали играть с 1990-х годов, поэтому к так называемым «олдскульным» принято причислять игры, выпущенные между второй половиной 1990-х и первой половиной 2000-х годов .

Хотя это применимо и к другим старым произведениям, например кино, театру, литературе и т. п., именно старые игры собрали вокруг себя самое крупное и сплочённое сообщество поклонников. Хайнеман предположил, что причина кроется в том, что из всех произведений именно игры обеспечивают погружение в свои миры и истории через игровой процесс, иногда позволяя влиять на развитие сюжета .

Ретрогеймеры становились предметом отрицательного внимания после инцидента с убийством женщины-ретрогеймера. Так как ностальгия ретрогеймеров приходится на эпоху, когда в компьютерные игры играли преимущественно мальчики и мужчины, часть из них отрицательно относятся к тому, что современные игры популярны у женщин и учитывают их интересы, называя это вторжением идеологии феминизма . Среди основной массы ретрогеймеров такие люди в меньшинстве, тем не менее они могут устраивать травлю против немногочисленных женщин-ретрогеймеров, считая недопустимым их участие в ретрогейминге .

Галерея

Комментарии

  1. Олдскул, олдскульный — калька с английского « old school » ( рус. старая школа ), устоявшееся выражение, обозначающее что-то, утратившее массовую популярность, в том числе настольные и видеоигры и методы их прохождения

Примечания

  1. Dreamcraft. . vc.ru (14 сентября 2022). Дата обращения: 8 декабря 2022. 9 декабря 2022 года.
  2. S. Downing. (англ.) // undefined. — 2011. 9 декабря 2022 года.
  3. . Proquest . Дата обращения: 14 декабря 2022. 14 декабря 2022 года.
  4. "Revival of the Fittest". Next Generation . No. 28. Imagine Media . April 1997. pp. 36—45.
  5. Heineman, David S. (2014-01-22). . Journal of Games Criticism . Vol. 1, no. 1. pp. 1—24. Архивировано из 14 февраля 2016 . Дата обращения: 22 февраля 2016 .
  6. Yuri Takhteyev; Quinn DuPont. (PDF) . University of Torontojournal =IConference 2013 Proceedings: 422—432. doi : (inactive July 31, 2022). : . Архивировано из (PDF) 13 февраля 2018 . Дата обращения: 9 декабря 2022 . {{ cite journal }} : Cite journal требует |journal= ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (DOI неактивен с июля 2022) ( ссылка )
  7. Knowles, Jamillah . BBC (9 июня 2010). Дата обращения: 27 августа 2011. 11 марта 2011 года.
  8. Hurt, Edd . (28 июня 2012). Дата обращения: 28 июля 2012. Архивировано из 18 мая 2016 года.
  9. . Le Monde.fr . 2017-12-05. из оригинала 22 декабря 2022 . Дата обращения: 22 декабря 2022 .
  10. . giantbomb.com. Дата обращения: 4 мая 2017. 27 декабря 2016 года.
  11. . gamesradar.com (25 апреля 2014). Дата обращения: 3 ноября 2017. 1 ноября 2017 года.
  12. Alexis Bross. Générations Mario: C’est l’histoire d’un plombier…. — Third Editions, 2018.
  13. . Ap.nintendo.com. Дата обращения: 5 марта 2014. Архивировано из 11 января 2019 года.
  14. . Nintendo of America. Дата обращения: 4 марта 2019. 13 марта 2021 года.
  15. . Nintendo UK. Дата обращения: 4 марта 2019. 11 июля 2023 года.
  16. wiseGEEK . Дата обращения: 22 февраля 2016. 4 марта 2016 года.
  17. . Архивировано из 6 ноября 2016 года.
  18. (21 февраля 2018). Дата обращения: 9 декабря 2022. 22 ноября 2016 года.
  19. Retro Power. . DTF (3 марта 2023). Дата обращения: 5 апреля 2023. 5 апреля 2023 года.
  20. . Le Monde.fr . 2010-04-16. из оригинала 18 октября 2022 . Дата обращения: 22 декабря 2022 .
  21. "The Real Thing". Next Generation . No. 28. Imagine Media . April 1997. pp. 44—45.
  22. Nele van Hout. (амер. англ.) (21 марта 2019). Дата обращения: 14 декабря 2022. 14 декабря 2022 года.
  23. Ian Dean last updated. (англ.) . Creative Bloq (2 ноября 2022). Дата обращения: 9 декабря 2022. 9 декабря 2022 года.
  24. Caron, Frank . Ars Technica (9 сентября 2008). — « ... [Good Old Games] focuses on bringing old, time-tested games into the downloadable era with low prices and no DRM. ». Дата обращения: 27 декабря 2012. 20 декабря 2021 года.
  25. Thorpe, Nick . GamesRadar (1 января 2021). Дата обращения: 2 января 2021. 1 января 2021 года.
  26. "Classic Game Collections". Next Generation . No. 28. Imagine Media . April 1997. pp. 40—41.
  27. "Emulations". Next Generation . No. 28. Imagine Media . April 1997. pp. 42—43.
  28. . www.nintendo.com . Дата обращения: 22 февраля 2016. 18 июня 2016 года.
  29. Mott, Tony. . — Octopus, 2010. — P. 1704. — ISBN 978-1-84403-715-5 . от 25 сентября 2023 на Wayback Machine
  30. Niraj Chokshi. (англ.) . The Atlantic (27 августа 2010). Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  31. Debora, Ferrari. / Ferrari Debora, Traini Luca. — TraRari Tipi, 2009. — P. 171. — ISBN 978-88-902991-2-4 .
  32. . MUO (22 апреля 2021). Дата обращения: 21 декабря 2022. 30 сентября 2022 года.
  33. . TheGamer (15 августа 2018). Дата обращения: 21 декабря 2022. 26 марта 2023 года.
  34. Hilliard, Kyle. . — 2017. — P. 43. — ISBN 978-1-63319-818-0 . от 25 сентября 2023 на Wayback Machine
  35. Don Everhart. (англ.) . Polygon (30 августа 2021). Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  36. Rainer Sigl (2015-02-01). . . из оригинала 24 ноября 2016 . Дата обращения: 21 декабря 2022 .
  37. Craig Pearson (2014-01-01). . PC Gamer . из оригинала 10 мая 2016 . Дата обращения: 21 декабря 2022 .
  38. Iivari Laatikainen, Antti (2019). (PDF) (фин.) : 19. (PDF) из оригинала 19 июля 2021 . Дата обращения: 19 июля 2021 . {{ cite journal }} : Cite journal требует |journal= ( справка )
  39. Leah Isobel. (англ.) . TheGamer (15 ноября 2021). Дата обращения: 21 декабря 2022. 21 декабря 2022 года.
  40. (англ.) (19 ноября 2022). Дата обращения: 21 декабря 2022. 21 декабря 2022 года.
  41. Anastasia Wilds. (англ.) . ScreenRant (1 сентября 2022). Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  42. Бианко, Карн. . Gameworld Network . (26 февраля 2008). Дата обращения: 29 августа 2012. 29 октября 2012 года.
  43. Nayan Ramach, ranBloggerNovember 06, 2008. (англ.) . Game Developer (6 ноября 2008). Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  44. Mitchel Rayner. (англ.) . TheGamer (14 января 2021). Дата обращения: 21 декабря 2022. 21 декабря 2022 года.
  45. (англ.) . Wireframe magazine . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  46. Zach Gass. (англ.) . ScreenRant (21 апреля 2022). Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  47. Nutt, Christian . Gamasutra (13 февраля 2015). Дата обращения: 13 февраля 2015. 12 мая 2015 года.
  48. Webster, Andrew . The Verge (14 сентября 2017). Дата обращения: 14 сентября 2017. 14 сентября 2017 года.
  49. MasterClass. (англ.) . MasterClass (20 июля 2021). Дата обращения: 21 декабря 2022. 21 декабря 2022 года.
  50. . Retrogamingexpo . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  51. (амер. англ.) . Retroworld Expo . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  52. (англ.) . RetroGameCon . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  53. . socalretrogamingexpo.com . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  54. (англ.) . Дата обращения: 9 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
  55. Bowman, Mitch . Polygon (6 февраля 2014). Дата обращения: 9 декабря 2022. 22 декабря 2015 года.
  56. . Дата обращения: 9 декабря 2022. 2 октября 2016 года.
  57. Walker, Ian . Дата обращения: 9 декабря 2022. Архивировано из 9 октября 2016 года.
  58. Snider, Mike . USA Today . (13 марта 2012). Дата обращения: 2 июня 2012. 26 июня 2012 года.
  59. (англ.) . The Strong National Museum of Play. Дата обращения: 28 июля 2020. 10 октября 2021 года.
  60. (англ.) . www.vice.com . Дата обращения: 3 сентября 2022. 3 сентября 2022 года.
  61. . Wired UK (англ.) . ISSN . из оригинала 3 сентября 2022 . Дата обращения: 3 сентября 2022 .
  62. (англ.) . GamesIndustry.biz (10 апреля 2013). Дата обращения: 3 сентября 2022. 3 сентября 2022 года.
  63. (англ.) . the Guardian (16 апреля 2011). Дата обращения: 3 сентября 2022. 3 сентября 2022 года.
  64. Benjaminsson, Klas. The Masters of Pixel Art volume 1 : [ англ. ] . — Nicepixel Publications, 2020. — P. 7, 52, 77. — ISBN 978-91-639-0485-1 .
  65. Kevin, Driscoll; Diaz, Joshua (2009). . Transformative Works and Cultures . 2 . doi : . из оригинала 25 мая 2015 . Дата обращения: 22 декабря 2022 .
  66. . www.greenmangaming.com . Дата обращения: 22 декабря 2022. 22 декабря 2022 года.
  67. Cecilia D'Anastasio. (англ.) // Wired. — ISSN . 21 декабря 2022 года.
  68. Isaiah Alonzo. (англ.) . Techtimes (20 августа 2022). Дата обращения: 21 декабря 2022. 16 ноября 2022 года.
Источник —

Same as Ретрогейминг