Interested Article - Адам (Филипповский)

Архиепи́скоп А́дам (в миру Ада́м Аполлина́риевич Филиппо́вский-Филипе́нко ; 30 января 1881 , село Руда , Жидачовский уезд , Королевство Галиции и Лодомерии , Австро-Венгрия 29 апреля 1956 , Филадельфия ) — епископ Русской Православной Церкви , архиепископ Филадельфийский и Карпаторосский.

Биография

Родился 30 января 1881 года в селе Руда Жидачевского уезда в Восточной Галиции на территории Австро-Венгрии в семье православного священника, принадлежавшего к старинному роду.

По окончании народного училища поступил в гимназию города Бережаны. В гимназии вёл тайный литературно-просветительский кружок по изучению русской истории и литературы, что было запрещено в Австро-Венгрии. Окончил гимназию в 1900 году.

Поступил в Львовский университет на богословский факультет, затем перешёл на юридический факультет. Выдержав в 1903 году первые государственные экзамены, выехал в США , где стал помещать свои статьи в русскоязычной печати, в основном в газете «Правда» («Truth»), вскоре став её редактором. Пел в архиерейском хоре, встречался с архиепископом Алеутским и Североамериканским Тихоном (Беллавиным) , протоиереем Александром Хотовицким и священником Александром Немоловским , под влиянием которых решил принять духовный сан.

В 1905 году вернулся во Львов для завершения обучения во Львовском университете.

В 1912 году по окончании университета снова выехал в США.

Был женат на вдове, что делало невозможным его рукоположение с точки зрения церковных канонов.

14 сентября 1912 года был рукоположён во диакона епископом Александром (Немоловским), 17 сентября — в сан священника.

Был приписан к Михайловской церкви в Филадельфии с целью организации при ней прихода. Продолжил пастырское служение в Ньюарке (шт. Нью-Джерси ), а затем в Нью-Йорке .

В 1914 году назначен настоятелем церкви Воскресения Христова в Нью-Йорке, одновременно преподавал в духовной семинарии в Тенафлае (Нью-Джерси), состоял членом Учебного комитета епархии, был редактором газеты «Світ» и секретарём общества «Ревнитель Православия».

В 1916 году умерла его жена. Архиепископом Алеутским Евдокимом (Мещерским) был назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Виннипеге (Канада) и благочинным православных приходов в Канаде , в том же году объединённых в Канадскую епархию. Помогал епископу Канадскому Александру (Немоловскому) в осуществлении миссии среди карпаторосских униатов , участвовал в диспутах с ними. В том же году был пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита еп. Канадским Александром (Немоловским). Управляющий Североамериканской епархией Русской православной церкви архиепископ Евдоким откликнулся на труды архимандрита Адама следующим словами: «Радуюсь, что вы полюбили Канадийскую Русь и желаете потрудиться для нея» . В силу того, что епископ Александр бывал в своей епархии лишь наездами, сделался фактическим управляющим ей и получил благословение стать администратором Канадской епархии в 1917 году.

24 октября 1922 году был хиротонисан во епископа Канадского. Хиротонию совершили епископ Питтсбургский Стефан (Дзюбай) и епископ Моравско-Силезский Горазд (Павлик) . Эта хиротония была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , ещё не вступившего в полной мере в управление Североамериканской епархией, в крайне сложной обстановке: вмешательство обновленцев способствовало ускорению процесса раздробления единой православной епархии в Северной Америке на несколько образований по этническому признаку, проводившемуся рядом Поместных Православных Церквей.

Епископ Адам осуществлял архипастырское окормление группы карпаторосских общин. Вместе с епископом Стефаном (Дзюбаем) учредил самостоятельную Карпатскую епархию, так и не принятую в качестве официальной и канонической епархии, а в 1924 году стал её руководителем.

11 февраля 1930 года определением Архиерейского Синода РПЦЗ был принят «в церковно-молитвенное общение и разрешён от запрещения в священнослужении» с назначением викарием архиепископа Северо-Американского и Канадского Апполинария (Кошевого) с правами и обязанностями по указанию архиепископа Аполлинария . 12 июня того же года Архиерейский Синод РПЦЗ определил его епископом Питтсбургским, первым викарием Северо-Американской епархии . Однако, не позднее 1931 года вышел из послушания Зарубежной Церкви.

В 1935 году воссоединился с Митрополией и вошёл в Северо-Американский митрополичий округ, возглавляемый митрополитом всей Америки и Канады Феофилом (Пашковским) , и был назначен на Филадельфийскую и Карпаторосскую епархию .

В 1936 году возведён в сан архиепископа .

Около 1938 года воссоединился с Московской патриархией, но патриарший экзарх митрополит Вениамин (Федченков) «сделал донос на архиепископа Адама в Москву, и архиепископ Адам, к общему изумлению, был лишён сана» (постановлением Московской патриархии за № 29 от 27 июля 1939).

Направил прошение на имя Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) о принятии его в клир Русской православной церкви. 21 ноября 1944 года Архиерейский собор Русской православной церкви по докладу митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) принят в состав епископата Экзархата Русской православной церкви в Северной и Южной Америке, оставлен в сане архиепископа «за понесённые им патриотические труды в пользу Советского Союза и Матери Церкви».

В 1945 году был инициатором меморандума, направленного послу СССР и в ООН , о присоединении Холмщины , Лемковщины и Карпато-Руси к СССР. Провёл для этого в США съезды представителей организаций, приходов и общественности. В 1946 и 1950 годах посещал СССР.

С 21 августа по 31 октября 1947 года временно назначен местоблюстителем Экзархата Русской православной церкви в Северной и Южной Америке .

После смерти в 1953 году экзарха приходов Московского Патриархата в Америке митрополита Макария (Ильинского) остроту приобрёл вопрос о его преемнике. Наиболее подходящим для этой должности считали архиепископа Адама (Филипповского), хорошо знавшего американскую жизнь. Однако, как писал протоиерей Борис Старк , назначение архиепископа Адама спровоцировало бы раскол. Главная тому причина — регулярное посещение архиепископом Адамом посольства СССР. Если у советских граждан это соблазна не вызывало, то американцы в подобных контактах видели тайное сотрудничество иерарха с коммунистами

В 1953 году был назначен викарием Патриаршего Экзархата в Америке. 30 июля 1954 года, согласно прошению, уволен на покой по состоянию здоровья с назначением пенсии.

Скончался 29 апреля 1956 года в Филадельфии. Погребён на кладбище Маунт-Оливет в городе Маспет (шт. Нью-Йорк).

Примечания

  1. . Дата обращения: 17 марта 2022. 27 февраля 2021 года.
  2. от 9 апреля 2016 на Wayback Machine , стр. 1
  3. «Церковныя Вѣдомости» ( Архиерейского Синода , Королевство С. Х. С.). 1 (14) — 15 ( 28 ) августа 1930 г., № 15 и 16 (202—203), стр. 4. от 26 марта 2020 на Wayback Machine
  4. Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. — Вып. 6 (49). — С. 86, 103
  5. . Дата обращения: 5 мая 2016. 13 мая 2016 года.
  6. Кострюков А. А. . — М. : Издательство ПСТГУ, 2015. — С. 267. — 488 с. — ISBN 978-5-7429-0931-6 . 4 июля 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Адам (Филипповский)