Interested Article - Чёрный список Голливуда

«Чёрный список» Голливуда ( англ. Hollywood blacklist ) — список деятелей культуры и искусства в США в 1940—1950-х годах, которым запрещалось заниматься профессиональной деятельностью из-за их политических убеждений. В списки, составлявшиеся владельцами голливудских студий, попадали члены Компартии США или заподозренные в симпатии к ней, а также отказавшиеся помогать властям в расследовании деятельности компартии.

Первый список был составлен голливудскими студиями 25 ноября 1947 года после отказа десяти кинематографистов, известных как «голливудская десятка», давать показания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Конгресса США . Позднее все они получили один год тюремного заключения. 22 июня 1950 года появился памфлет Red Channels со списком из 151 человека, названных в нём «красными фашистами и их симпатизантами». Попавшие в эти списки люди испытывали большие трудности в поиске работы, фактически лишившись возможности работать в киноиндустрии.

Значение списков упало после 1960 года, когда вышли картины по сценариям попавшего в списки Далтона Трамбо — « Спартак » Стэнли Кубрика и « Исход » Отто Премингера . Однако многим из попавших в списки в дальнейшем по-прежнему отказывалось в работе.

История

1947 год

«Голливудская десятка», 1948 год.
Ближний ряд, слева : Герберт Биберман, двое поверенных, Альберт Мальц, Лестер Коул;
Средний ряд, слева : Далтон Трамбо, Джон Говард Лоусон, Алва Бесси, Сэмуэль Орниц;
Дальний ряд, слева : Ринг Ларднер-младший, Эдвард Дмитрык, Эдриан Скотт.

За годы Второй мировой войны численность членов американской компартии выросла до пятидесяти тысяч человек . И хотя такая численность была небольшой даже в сравнении с компартиями других капиталистических стран (не говоря о правящих партиях в соцстранах) и об участии членов партии в муниципальных или национальных выборах не могло быть и речи, отличительной особенностью американского коммунистического движения, которая с избытком компенсировала относительно малую численность и потенциально могло превратить её в мощную силу, был непропорционально большой наплыв лиц творческих специальностей, представителей искусства и популярной культуры, прессы, радио и телевидения, разного рода публичных персон, что не могло не встревожить американское руководство.

После окончания Второй мировой войны созданная в 1930-х годах Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности при Конгрессе США возобновила свою работу. Поскольку само по себе выражение левых взглядов не являлось преступлением, основной формой борьбы госструктур с левым движением стало замалчивание коммунистов, социалистов и лиц, заподозренных в симпатиях к ним, лишение их возможностей к использованию средств и способов массовой информации для распространения своих идей, упреждение любых попыток самоорганизации, лишение их перспектив нормального трудоустройства, создание невыносимых для жизни условий, принуждение к добровольной эмиграции за границу (в СССР, страны Европы и Латинской Америки), натравливание на них разного рода националистических организаций, провоцирование внутренних конфликтов по различным проблемным вопросам, вызывающим противоречия и раскол в среде сторонников левых взглядов, провоцирование к совершению противоправных поступков, дискредитация, компрометация, и т. д. Ключевым способом для каталогизации, отсеивания и последующего отслеживания неблагонадёжных стало составление чёрных (обличённые), серых (заподозренные) и белых (лояльные) списков лиц указанных категорий населения.

Поскольку факт наличия списков заподозренных или лояльных к режиму лиц не оглашался и само их существование не имело явно видимого выражения, — лояльные режиму лица регулярно поощрялись, приглашались на различные мероприятия, получали всяческие стимулы и были востребованы в сфере своей основной деятельности, заподозренные попадали под пристальное наблюдение, но не подвергались гонениям до тех пор, пока не переходили в категорию неблагонадёжных, — наибольшую известность получили именно чёрные списки, поскольку попавшие в них лица в полной мере ощутили на себе все способы прессинга со стороны власти и пытаться скрыть факт наличия чёрных списков было бессмысленно.

Основным способом выявления неблагонадёжных были мониторинг почты и телефонной связи, наружное наблюдение, которое велось за всеми знаменитостями и публичными персонами (материалы наблюдения и прослушивания в настоящий момент частично рассекречены и доступны для ознакомления), кроме того, как показывают рассекреченные материалы, процветало тотальное доносительство голливудских звёзд друг на друга из конъюнктурных соображений (дабы продемонстрировать свою лояльность, устранить конкурента и т. д.), в результате чего в «коммунисты» нередко попадали лица, совершенно безразличные к социалистическим идеям, но оклеветанные своими коллегами и различными недоброжелателями.

Осенью 1947 года Комиссия начала расследование в Голливуде . 20 октября 1947 года состоялись публичные слушания в Вашингтоне . Комиссия составила список из 43-х человек, которым предлагалось дать показания. Группа деятелей Голливуда создала «Комитет по защите Первой поправки к Конституции», куда вошли режиссёры Уильям Уайлер , Джон Хьюстон , актёры Хамфри Богарт , Джин Келли . Они настаивали на том, что Первая поправка гарантирует свободу слова и собраний, и кинематографисты могут не давать свидетельств. 19 человек отказались свидетельствовать, и 11 из них были вызваны на слушания. Однако позднее один из их числа, Бертольт Брехт , согласился ответить, что не был коммунистом, и покинул страну. 10 оставшихся человек, ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, отказались отвечать на вопрос комиссии: «Состоите ли Вы или состояли когда-либо в коммунистической партии?». Все они были обвинены в «неуважении к Конгрессу».

Президент Американской ассоциации кинокомпаний заявил, что ни один коммунист не получит работы, отметив: «Они являются деструктивной силой, и я не хочу их видеть вокруг себя» . Глава Гильдии киноактёров США Рональд Рейган , а также знаменитый мультипликатор Уолт Дисней сказали, что коммунисты представляют серьёзную угрозу для Голливуда . 17 ноября Гильдия киноактёров обязала своих членов не вступать в компартию и не сотрудничать с коммунистами, а 25 ноября в Голливуде был составлен первый «чёрный список» из десяти кинематографистов, отказавшихся отвечать Комиссии Конгресса.

Списки

«Голливудская десятка»

Попавшие в списки в 1947 году

Попавшие в списки между январём 1948 и июнем 1950

Список Red Channels

См. также

Примечания

  1. Johnpoll, Bernard K. (1994). A Documentary History of the Communist Party of the United States , vol. 3. Westport, Conn.: Greenwood Press. ISBN 0-313-28506-3
  2. .
  3. Dick, Bernard F. (1989). Radical Innocence: A Critical Study of the Hollywood Ten . Lexington: University Press of Kentucky. ISBN 0-8131-1660-0
  4. Scott, William Berryman, and Peter M. Rutkoff (1999). New York Modern: The Arts and the City . Baltimore: Johns Hopkins University Press. ISBN 0-8018-5998-0

Литература

Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .

Ссылки

  • transcript of the writer’s testimony (preceded by excerpts of actor Ronald Reagan’s testimony—see below for link to complete Reagan transcript)
  • excerpt from Hollywood on Trial (1948), by Gordon Kahn
  • detailed examination of legal issues involved in HUAC proceedings by historian Ellen Schrecker
  • essay by Lawrence L. Murray; reproduced from Jump Cut 9 (1975)
  • essay by Ronald Briley; reproduced from OAH Magazine of History 8 (winter 1994)
  • transcript of the actor’s testimony of , 1947
  • transcript of excerpts from PBS documentary The Legacy of the Hollywood Blacklist and interview by correspondent Elizabeth Farnsworth with two blacklisted artists, writer/producer and actress
  • интервью с Жюлем Дассеном , Written By (ноябрь 2006)
Источник —

Same as Чёрный список Голливуда