Interested Article - Управление движением камеры

Управление движением камеры , автоматический повтор перемещения камеры , Моушен контрол ( англ. Motion Control ) — технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией , основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированных панорамных головок , операторских кранов и кран-тележек .

Система управления движением камеры, закреплённой на роботизированной кран-тележке

В отличие от обычных технологий « блуждающей маски » и « хромакей », возможных только при съёмке неподвижной камерой, автоматическое управление перемещением допускает её произвольное движение, а также панорамирование и работу трансфокатора . Это позволяет придавать комбинированным кадрам достоверность, характерную для обычной съёмки.

Историческая справка

Впервые попытка совместить движущийся объект со снятым отдельно фоном при перемещении камеры была предпринята в 1916 году во время съёмок фильма «Полёт голландца». При этом киносъёмочный аппарат двигался на тележке по рельсам со специальной разметкой. В результате удалось совместить изображение призрака, снятого на ту же киноплёнку заранее, со стеной замка, точно повторив движение камеры во время обеих экспозиций . Дальнейшее развитие технология получила лишь 30 лет спустя, когда инженер кинокомпании MGM Олин Дюпи создал систему, записывающую параметры движений камеры на тонфильм . При съёмке второй экспозиции по методу блуждающей маски перемещения аппарата, происходившие во время первой экспозиции, в точности повторялись приводами тележки и панорамной головки . Система применялась при съёмках нескольких фильмов, в том числе музыкальной картины « Американец в Париже ». Комплекс, требующий предварительного программирования движения, был в эти же годы создан компанией Paramount Pictures . Одним из наиболее известных фильмов с повтором движения съёмочной камеры в 1968 году стала « Космическая одиссея 2001 года » Стенли Кубрика . В 1971 году на съёмках фильма « Штамм „Андромеда“ » использовалась система, в которой движение камеры записывалось на магнитофон .

Впервые масштабно технология использована в 1975 году при создании первой части киносаги « Звёздные войны » . Управляющий компьютер системы «Дайкстрафлекс» ( англ. Dykstraflex ), разработанной специально для этого фильма, записывал сразу несколько параметров для каждого кадра: скорость движения камеры, её ориентация по трём осям, фокусное расстояние объектива и другие, всего 12 каналов. В память умещалось до 30 секунд движения . В результате удалось создать около 350 комбинированных монтажных кадров , на которых камера панорамировала за «летящими мимо» космическими кораблями на фоне отснятого отдельно звёздного неба . При этом во время съёмки двигались не макеты летательных аппаратов, а камера, закреплённая на кран-тележке, что позволило изготовить модели достаточно большими и повысить достоверность изображения. До сих пор комбинированные кадры снимались неподвижной камерой, дающей статичное изображение, в пределах границ которого двигались макеты. Новая технология привнесла на экран динамику и достоверность, характерные для кинохроники воздушных боёв. Через год установка использована во время создания комбинированных кадров фильма « Близкие контакты третьей степени » . В 1978 году создателю системы Джону Дайкстра и двум его соавторам был присуждён « Оскар » за технические достижения .

Дальнейшее развитие технология получила при съёмках продолжения саги: « Империя наносит ответный удар ». Для создания комбинированных кадров так же записывались 12 параметров движения камер формата « Виставижн », снимавших отдельно фон и актёров . Совмещение происходило по технологии блуждающей маски при оптической печати дубль-негатива на трюк-машине с двумя парами кинопроекторов этого же формата . Система, получившая название ASEC, предусматривает крепление киносъёмочного аппарата на тележке, установленной на прецизионные неразборные рельсы длиной 20,7 метра . В комплекс входил кинопроектор для фронтпроекции и синий экран размером 11,5×22 метра, установленный на рельсах длиной 61 метр. Любой макет мог быть установлен на штативе с роботизированной головкой, перемещающемся по отдельным рельсам длиной 9 метров. Компьютер обеспечивал точное повторение 12 параметров перемещений перечисленных объектов в режиме съёмки и репетиции. Фокусировка всех объективов при перемещениях происходила автоматически. Система успешно работала при съёмке фильма « Чёрная дыра », а её модификация Vista Flex использовалась в картине « Звёздный путь » .

Современное использование

При цифровых технологиях кинопроизводства использование приёма стало доступнее, поскольку совмещение разных экспозиций происходит по более гибкой системе « Хромакей ». Кроме записи движения камеры, её положения и фокусного расстояния зума, современные системы «Моушен контрол» позволяют программировать частоту киносъёмки , угол раскрытия обтюратора и множество других параметров. Распространение операторских кран-тележек и панорамных головок с дистанционным управлением делает технологию доступной большинству кинопродюсеров, и даже видеографов . Роботизированные тележки и панорамные головки с управлением от микропроцессора по заданной программе используются для съёмки видео « Гиперлапс », позволяя пошагово перемещать камеру и панорамировать ей .

Разновидностью приёма можно считать синхронизацию движения разных камер, одновременно снимающих разные части одной и той же сцены. Такой способ комбинированных съёмок был использован при съёмке актёрских диалогов кинотрилогии « Хоббит », чтобы добиться на 3D-изображении разного роста персонажей, роли которых исполняют актёры одинаковой комплекции. Съёмка велась одновременно на двух разных площадках камерами, движение которых синхронизировалось . Окончательное изображение «собирается» компьютером , давая иллюзию большой разницы размеров персонажей без нарушения глубины трёхмерного кадра. Такая технология позволяет более успешно снимать сложные диалоговые сцены, в которых актёры должны взаимодействовать друг с другом. При этом камеры могут свободно двигаться и панорамировать, сохраняя динамику изображения, привычную для современного кино.

См. также

Примечания

  1. Н. Маркалова. . Статьи о кино . журнал DTcinema (11 мая 2011). Дата обращения: 1 августа 2014. 10 августа 2014 года.
  2. , с. 29.
  3. , с. 30.
  4. Julie A. Turnock. . — Columbia University Press, 2015. — С. 134. — ISBN 978-0-231-16352-1 .
  5. , с. 61.
  6. (англ.) . IMDb (3 апреля 1978). Дата обращения: 1 августа 2014. 7 февраля 2012 года.
  7. , с. 65.
  8. , с. 69.
  9. (англ.) . Projects . KickStarter. Дата обращения: 3 августа 2014. 12 августа 2014 года.
  10. Щербаков Сергей. . Изображение в числах . iXBT.com (19 мая 2011). Дата обращения: 6 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  11. Эрик Весп. . Технологии . Популярная механика (февраль 2013). Дата обращения: 3 августа 2014. 8 августа 2014 года.

Литература

  • И. Н. Александер, А. С. Хайкин. Комбинированные съёмки в кинофильмах // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1982. — № 9 . — С. 61—68 . — ISSN .
  • Бастер Ллойд. // «MediaVision» : журнал. — 2010. — № 8 . — С. 26—30 .
  • Спецэффекты в кинофильме «„Империя“ наносит ответный удар» // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1981. — № 6 . — С. 68 . — ISSN .

Ссылки

  • (англ.) . Cranes & Dollies . Pacific Motion Control. Дата обращения: 3 августа 2014.
  • (англ.) . MRMC. Дата обращения: 3 августа 2014.
  • (англ.) . Ms Robot. Дата обращения: 18 октября 2018.
Источник —

Same as Управление движением камеры