Interested Article - Пюхтицкий монастырь

Пюхтицкий Успенский монастырь ( эст. Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster ) — православный женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви , расположенный в деревне Куремяэ волости Алутагузе ( Ида-Вируский уезд Эстонии ). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место».

Основан в 1891 году . Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального .

История

До 1893 года

Дуб у места обретения иконы Успения и часовня
Собор Успения Пресвятой Богородицы

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери : по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица , и на месте её явления была найдена . В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери .

Благодаря усилиям губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого .

В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховского было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в местечке Иевве : школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве благотворительные учреждения.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским , который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году:

«Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».

Ныне Николо-Арсениевский кладбищенский храм • 1885

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако :

«Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы

Святые врата (вход в монастырь)

Ансамбль монастырских построек спроектировал архитектор Михаил Преображенский . Кроме келейных корпусов, ансамбль включает Трапезный храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — губернатор Эстляндии князь Сергей Шаховской . Его вдова — княгиня Елизавета Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она была похоронена здесь же.

Главный собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908 1910 годах (архитектор Александр Полещук ), на месте первоначального малого храма .

В 1920—1930-х годах обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) . По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального .

С 1990 года

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме .

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990).

Летом 1994 года по проекту архитектора Андрея Родыгина было начато строительство храма. В 1995—1998 годах был возведён храмовый комплекс.

Сейчас когалымское подворье — это самостоятельная обитель, расположенная при храме священнослужителей. Основной храм был построен в псковско-новгородском стиле XVI века. Иконы главного иконостаса написаны мастерами из города Сергиева Посада.

2 сентября 1998 года престолы Успенского собора освятил патриарх Алексий II. В память об освящении на территории подворья установлен крест.

В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова) .

В 2009 году монастырь награждён Национальной премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина — за книгу «Пюхтицкая обитель и её покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский».

В 2012 году в обители было около 120 монахинь и послушниц.

29 августа 2016 года был заложен первый камень в основание нового храма и богадельни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Варвары. Архитектор церкви и богадельни — .

Настоятельницы монастыря

Место погребения губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и его супруги
  • Варвара (Блохина) (1892—1897)
  • Алексия (Пляшкевич) (1897—1921)
  • Иоанна (Коровникова) (1921—1943)
  • Алексия (Голубева) (1943—1946)
  • Рафаила (Мигачёва) (1946—1955)
  • Ангелина (Афанасьева) (1955—1967)
  • Варвара (Трофимова) (1968—2011)
  • (c 2011)

Примечания

  1. Лехтонен А. Юбилеи храмов в Пюхтицком Успенском монастыре // Журнал Московской патриархии. — 1986. — № 2. — С. 18—20.
  2. Сорокин В., протоиерей, Галкин А. К. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Вестник церковной истории. — 2006. — № 1. — С. 243—247.
  3. от 21 сентября 2013 на Wayback Machine . Московская патриархия.
  4. . baltija.eu (30 августа 2016). Дата обращения: 1 сентября 2016. 2 сентября 2016 года.

Литература

  • Протоиерей Владимир Сорокин. Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь. Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е. Д. Шаховской. // Свято-Иоановские чтения.
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь в материалах Государственного Архива РФ (ГАРФ) // Материалы международной научнопрактической конференции 11-13 декабря 2015 г. «Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность». — Куремяэ, Эстония, 2015. — С. 217—222
  • Непочатова М. И. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — № 2 (69) . — С. 66—69 .
  • Берташ А. , прот. Пюхтицкий Успенский монастырь в революционное время и в независимой Эстонии // Церковь и время. 2021. — № 2 (95). — С. 146—203
  • Берташ А., прот. // Христианское чтение. 2021. — № 4. — С. 375—391.

Ссылки

Источник —

Same as Пюхтицкий монастырь